г. Краснодар |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А53-3634/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - товарищества собственников недвижимости "Дом 50" (ИНН 6163212482, ОГРН 1186196051931) - Карнушина В.Е. (доверенность от 28.05.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Дом 50" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А53-3634/2020, установил следующее.
ТСН "Дом 50" (далее - товарищество) обратилось в суд с иском к ООО "Группа компаний "Чистый Город"" (далее - общество) о возложении обязанности заключить договор от 07.08.2019 N 0104/01715 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции исполнителя, предложенной к протоколу разногласий от 10.08.2019 к проекту данного договора.
Решением от 18.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.10.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что согласно пункту 5 проекта договора он распространяет свое действие на период до его заключения, а именно с 01.01.2019, однако типовой договор не содержит указанного условия. Размещенный на сайте https://rostov.clean-rf.ru типовой договор не содержит существенных условий, необходимых для признания его публичной офертой. Товарищество не является собственником твердых коммунальных отходов. В связи с неполучением в определенные пунктом 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), сроки каких-либо отказов общества от согласования условий, предложенных товариществом, договор заключен на условиях типового договора в соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как видно из материалов дела, товарищество управляем многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 50/87.
Как указывает истец, в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, общество (региональный оператор) направило истцу 07.08.2019 типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами.
10 августа 2019 года истец направил ответчику протокол разногласий к проекту договора, предлагающий внесение изменений в ряд договорных условий.
27 августа 2019 года ответчик выразил отказ от согласования договорных условий в редакции истца в связи с их противоречием положениям утвержденного Правилами типового договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в суд.
При рассмотрении дела суды установили, что у сторон возникли разногласия по условиям договора от 01.01.2019 N 254 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который является публичным договором возмездного оказания услуг и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" от 25.12.2018 N 49, согласно которой требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данным разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4)).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) и 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) и 8(16) Правил N 1156. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17)).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований товарищества.
При этом суды исходили из того, что предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора https://rostov.clean-rf.ru, однако в материалах дела отсутствует соответствующая заявка товарищества. Общество направило товариществу проект договора от 07.08.2019, на который последнее, в свою очередь, направило протокол разногласий. Из ответа общества от 27.08.2019 следует, что ответчиком повторно составлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом частичного удовлетворения разногласий и передан истцу 27.08.2019, однако подписанный экземпляр от товарищества не поступал. В материалы дела не представлен подписанный договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 27.08.2020 с учетом частичного согласования разногласий, изложенных в протоколе от 10.08.2019, следовательно, истцом не исполнены императивные требования Правил N 1156 и на этом основании договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, в том числе и в отношении спорных пунктов.
Доводы товарищества о том, что датой начала оказания услуг по договору по обращению с ТКО является 01.09.2019 (а не 01.01.2019); срок действия договора должен распространятся на правоотношения, возникшие только после его заключения, проверены и верно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы. Поскольку договор заключен на условиях типового договора, оснований для урегулирования разногласий в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в части срока действия договора с 01.09.2019, как требует истец, не имеется. При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и способных опровергнуть выводы судов, кассационная жалоба товарищества не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А53-3634/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы товарищества о том, что датой начала оказания услуг по договору по обращению с ТКО является 01.09.2019 (а не 01.01.2019); срок действия договора должен распространятся на правоотношения, возникшие только после его заключения, проверены и верно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы. Поскольку договор заключен на условиях типового договора, оснований для урегулирования разногласий в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в части срока действия договора с 01.09.2019, как требует истец, не имеется. При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2021 г. N Ф08-11445/20 по делу N А53-3634/2020