г. Краснодар |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А53-26567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (ИНН 6143086670, ОГРН 1156196076266) - Ефремовой К.Ю. (доверенность от 26.08.2020) и Ищенко К.К. (директор, полномочия подтверждены), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965) и Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А53-26567/2019, установил следующее.
ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (далее - общество, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 4 057 226 рублей 96 копеек убытков (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Волгодонска (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (далее - департамент).
Решением от 13.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного предприятием требования. Судебные акты мотивированы непредставлением обществом доказательств о понесенных им убытках сверх полученной суммы компенсации при исполнении обязательств по договорам от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19.
Постановлением от 01.09.2020 суд кассационной инстанции отменил решение суда от 13.02.2020 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2020, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, указав на недостаточное исследование фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия правильного решения.
При новом рассмотрении дела, решением от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2020, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что общество, в данном случае, доказало причинение ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, а также их размер.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в спорном периоде предприятие не представило, расчет заявленных убытков основан на результатах обследования пассажиропотоков и определен как количество перевезенных льготных пассажиров (на основании актов сверки), умноженных на тариф (установленный Администрацией г. Волгодонска), за вычетом суммы возмещения, уплаченной департаментом. Возмещение предприятию расходов, понесенных им в спорном периоде, произведено в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232); правовые основания для применения иной методики расчета выпадающих доходов, в том числе примененной обществом, отсутствуют. Предприятие документально не подтвердило факт причинения ему убытков, а также не обосновало их размер, что исключает возможность удовлетворения требования. Осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации в лице Ростовской области. Суды не учли, что в рассматриваемом случае объем возмещения затрат за перевозку льготной категории граждан предусмотрен заключенными обществом и департаментом договорами от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19. Департамент обязался перечислить перевозчику (предприятию) возмещение из расчета стоимости одного ЕСПБ (265 рублей) по количеству перевезенных граждан (определяется по формуле), однако объем возмещения затрат не может превышать стоимости общего количества проданных ЕСПБ; договорами от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19 определены верхние пределы возмещения; общая стоимость проданных ЕСПБ, распределена среди перевозчиков по формуле, установленной подпунктом 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению N 232, которая учитывает количество перевезенных льготников каждым из перевозчиков, составляет цену договоров и выплачена обществу в полном объеме. В бюджете Ростовской области на 2018 и 2019 годы не предусматривались расходные обязательства по компенсации неполученной от потребителей платы (проездной платы); Ростовская область не принимала законов, устанавливающих льготы для федеральных льготников; льготы в виде ежемесячных выплат на цели проезда данная категория граждан получает из федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу министерства администрация просит по результатам рассмотрения кассационной жалобы принять по делу законный, и обоснованный судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Общество указывает, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан; действующим законодательством предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; Законом N 122-ФЗ на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. В связи с изменениями в федеральном законодательстве, согласно которым с 01.01.2005 нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты. В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. В рассматриваемом случае государство приняло на себя обязательства по предоставлению льготного проезда отдельным категориям граждан, а не перевозчик (предприятие) на основании договоров от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19, в соответствии с которыми общество обязалось предоставлять льготным категориям граждан бесплатный проезд при условии возмещения расходов со стороны бюджета. Министерство не представило доказательства опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных человек; претензии со стороны министерства по количеству перевезенных пассажиров отсутствуют; расчет заявленных ко взысканию убытков составлен по методике расчетным путем на основании выданных проездных талонов департаментом, который министерством не оспорен. В рассматриваемом случае убытки, возникшие у предприятия в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г. Волгодонске.
В соответствии с договором от 26.09.2011 N 2 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, заключенного предприятием (перевозчик) и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик), общество приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска N 4, 12, 17А, 22, 28, 29, 51, 56.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Волгодонска в общественном городском транспорте, общество в спорном периоде оказывало услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4.14 договора на осуществление пассажирских перевозок от 26.09.2011 N 2 предприятие обязалось осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и г. Волгодонска. В соответствии с пунктом 7.1 договора от 26.09.2011 N 2, договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска.
В соответствии с заключенным предприятием (перевозчик) и департаментом договором от 29.02.2016 N 21, общество обязалось осуществлять перевозку граждан по ЕСПБ на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент принял на себя обязательства по возмещению расходов перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
12 января 2018 года департамент и общество заключили договор N 5, в соответствии с пунктом 1.1 которого в целях обеспечения отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, перевозчик осуществляет перевозку граждан по ЕСПБ на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым департаменту муниципальным казенным учреждением "Департамент строительства и городского хозяйства" отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, согласно методике распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению N 232 (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 1.3 договора возмещение расходов производится из расчета стоимости ЕСПБ 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах средств, поступивших от их продажи на счет департамента.
В соответствии с пунктом 2.1 договора перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении ЕСПБ с удостоверением МСЭ.
Департамент обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по ЕСПБ на основании подписания актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 4.1 договора, договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет своё действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018, и действует до 31.12.2018, а в части исполнения сторонами принятых на себя обязательств - до полного их исполнения.
На аналогичных условиях общество и департамент заключили договор от 31.05.2019 N 19. Указанный договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019, и действует до 31.12.2019, а в части исполнения сторонами принятых на себя обязательств - до полного их исполнения.
В 2018 - 2019 годах предприятие оказывало услуги по бесплатному проезду льготным категориям граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске, совместно с департаментом ежемесячно составляя отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, имеющих ЕСПБ.
При этом понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы предприятию частично.
Полагая, что с учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации, исходя из стоимости ЕСПБ, не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории пассажиров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Ростовской области в лице министерства убытков в размере 4 057 226 рублей 96 копеек (за 2018 год - 1 698 752 рубля, за 2019 год - 2 358 473 рубля).
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о том, что заявленное обществом требование является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Закону N 122-ФЗ с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса, вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23), при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 19 постановления N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона
от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Судебные инстанции не согласились с позицией министерства об отнесении финансирования мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками к расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, обоснованно указав, что выплата пособий на оплау проезда на обществом транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку федеральных льготников, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 к постановлению N 232.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с действующим в спорном период законодательством, на основании положений постановления N 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, общество заключило с департаментом договоры от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19, согласно которым департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки федеральных льготников в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в спорном периоде.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что общество, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.
Установив, что постановлением Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суды с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, обоснованно указали, что в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих ЕСПБ, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договоров от 12.01.2018 N 5 и 31.05.2019 N 19, суды установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов предприятия (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам, федеральным льготникам, является арифметически и методологически правильным, понесенные предприятием убытки составили 4 057 226 рублей 96 копеек (за июнь - декабрь 2018 года - 1 698 752 рубля 97 копеек; за январь - август 2019 года - 2 358 473 рубля 99 копеек). Суды учли, что стоимость проезда меняется, а компенсация не восполняет разницу между нормативно установленной стоимостью проезда и объемом денежных средств, перечисленных обществу в виде компенсации. Данное обстоятельство министерство документально не опровергло.
Министерство не представило доказательства опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Претензии со стороны министерства по количеству перевезенных пассажиров отсутствуют. Контррасчет выпадающих доходов предприятия (убытков), образовавшихся у общества в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А53-26567/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
...
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф08-240/21 по делу N А53-26567/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-240/2021
16.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19300/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6441/20
14.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5095/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19