город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2020 г. |
дело N А53-26567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-26567/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области; департамента труда и социального развития администрации
г. Волгодонска; муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства"; администрации города Волгодонска
о взыскании убытков,
при участии:
от истца: директор общества Ищенко К.К., приказ от 12.04.2019, выписка из ЕГРЮЛ и представитель Ефремова К.Ю. по доверенности от 26.08.2020;
от ответчика: представитель Лиманский М.А. по доверенности от 09.01.2020, удостоверение N 609;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Беспечный Е.В. по доверенности от 10.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие - 2" (далее - истец, ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие - 2") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков в размере 4 057 226,96 руб.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2020 решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 были отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, поскольку не учтено, что в качестве убытков обществом заявлена межтарифная разница (стоимость проезда по установленному тарифу и фактическая стоимость оплаченного проезда). Не исследован вопрос о том, полностью ли общество выполнило обязательства по договорам. Не оценены представленные отчеты о количестве перевезенных граждан, акты сверки и платежные поручения о возмещении обществу убытков, возникших при перевозке.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемых периодах истцом не представлено, расчет исковых требований основан на результатах обследования пассажиропотоков. Возмещение расходов истцу в спорный период осуществлялось в полном объеме. Отсутствуют основания для применения иной методики. Осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Источник финансирования затрат по проезду федеральных льготников является не бюджет Ростовской области, а сами льготники.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации города Волгодонска просила принять законный и обоснованный судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Ростовской области просило решение суда первой инстанции отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г.Волгодонске.
В соответствии с договором N 2 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска от 26.09.2011 года, заключенного между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (Заказчик) и ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (Перевозчик), ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров автобусами по следующим маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонск:
- N 4, путь следования: ул. Морская - ул. Железнодорожная - ул. Гагарина - ул. Энтузиастов - ул. Ленинградская;
- N 12, путь следования: ул. М. Горького - ул. Пионерская - пр. Строителей - пр. Курчатова - ул. Гагарина - ул. Дружбы - ул. К. Маркса - пр. Мира;
- N 17А, путь следования: ул. Индустриальная - ул. Маршала Кошевого - пр. Мира - ул. Ленинградская - ул. Энтузиастов - ул. Черникова - пер. Озерный - ул. Главная - пер. Ноябрьский - ул. Весенняя - ул. Гагарина - ул. Индустриальная;
- N 22, путь следования: пер. Маяковского - ул. Пионерская - пр. Строителей - ул. М. Кошевого - пр. Мира - ул. Гагарина;
- N 28, путь следования: Романовкое шоссе - ул. Отдыха;
- N 29, путь следования: Цимлянское шоссе - ул. Лодочная - ул. Дачная;
- N 51, путь следования: ул. Морская - пр. Строителей - ул. М. Кошевого - пр. Мира - ул. Гагарина;
-N 56, путь следования - ул. Маршал Кошевого - пр. Мира - ул. Ак. Королева - пр. Курчатова - пр. Строителей - ул. М. Горького - Романовское шоссе.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно п. 2.4.14 договора N 2 от 26.09.2011 ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
Согласно п. 7.1 указанного договора он вступает в силу с 03.10.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" заключила договоры с Департаментом Труда и социального развития Администрации г. Волгодонска.
29.02.2016 года между департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" был заключен договор N 21, согласно которому "Перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "Департамент" возмещает расходы "Перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
12.01.2018 и 31.05.2019 между департаментом труда и социального развития администрации г.Волгодонска и ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" был заключен договор N 5 и N 19, согласно которому "Перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "Департамент" возмещает расходы "Перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
В соответствии областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлением администрации г. Волгодонска.
Постановлением администрации города Волгодонска N 1185 от 24.08.2017 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 16 руб.
Постановлением администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 руб.
Согласно пунктов 1.1 договора N 5 от 12.01.2018 и договора N 19 от 31.05.2019 в целях обеспечения отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а Департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Пунктом 1.2 указанных договоров определено, что численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым Департаменту МКУ "ДС и ГХ" отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методики распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Согласно п. 1.3 договоров возмещение расходов производится из расчета стоимости единого социального проездного билета 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших единые социальные проездные билеты, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых социальных проездных билетов в пределах средств, поступивших от их продажи на счет Департамента.
В соответствии с п. 2.1 договора перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении единого социального проездного билета с удостоверением МСЭ.
Департамент обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по единым социальным проездным билетам на основании подписания актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (п. 2.2 договора).
Пунктом 4.1 договора N 5 от 12.01.2018 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018, и действует до 31.12.2018, а в части исполнения обязательств - до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Пунктом 4.1. договора N 19 от 31.05.2019 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019, и действует до 31.12.2019, а в части исполнения обязательств - до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Истец исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные договорами N 5 от 12.01.2018 и N 19 от 31.05.2019.
В 2018-2019 годах оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске.
Обществом и Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан были компенсированы частично. В материалы дела представлены акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников и платежные поручения, свидетельствующие частичное возмещение расходов в разрезе каждого месяца.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу были возмещены не в полном объеме, общество обратилось в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
Расчет выпадающих доходов определен обществом как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ, по данным МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" и Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, на полную стоимость проезда в общественном транспорте (16 руб. и с декабря 2018 года - 20 руб.) за вычетом суммы возмещения, полученной от Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска.
Согласно расчету истца общая сумма убытков составила 4 057 226,96 руб., в том числе за 2018 год (июнь - декабрь) - 1 698 752,97 руб., за 2019 год (январь - август) -2 358 473,99 руб.
Полагая, что убытки в виде названной суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и установил фактические обстоятельства спора.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Из положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) следует, что с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. Обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан возложена на субъекты Российской Федерации.
По смыслу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
В соответствии с данным постановлением и вышеназванными законами в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, истцом с департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска были заключены договоры N 5 от 12.01.2018 и N 19 от 31.05.2019.
Согласно вышеназванным договорам департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2016 - 2018 году.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие -2", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом в материалы дела представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров N 5 от 12.01.2018 и N19 от 31.05.2019.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности размера убытков отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела.
На основании вышеуказанных документов истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра составляет 4 057 226,96 руб. (за 2018 год (июнь - декабрь) - 1 698 752,97 руб., за 2019 год (январь - август) -2 358 473,99 руб.).
Контррасчет не представлен.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что финансирование льгот для граждан из федерального регистра льготников не относится к расходным обязательствам бюджета субъекта.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Данный вывод сделан с учетом отнесения вопросов социальной поддержки населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской), с учетом Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменившего ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.
Поскольку в данном случае ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 4 057 226,96 руб. с Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 по делу N А53-26567/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26567/2019
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ-2", ООО "Волгодонское ПАТП-2"
Ответчик: Министерство финансов Ростовской области
Третье лицо: Администрация города Волгодонска, ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и гордского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-240/2021
16.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19300/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6441/20
14.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5095/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19