г. Краснодар |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А20-1917/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В. при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Энергетическая компания "Эталон"" (ИНН 0716002859, ОГРН 1040700150116) - Шевцова А.Н. (доверенность от 22.01.2012), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0716000019, ОГРН 1040700154802) - Устарханова Р.А. (доверенность от 22.12.2020), в отсутствие Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009610, ОГРН 1040700231758), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Энергетическая компания "Эталон"" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А20-1917/2020, установил следующее.
АО "Энергетическая компания "Эталон"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании недействительным решения от 17.03.2020 N 2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2020, суд признал недействительным решение инспекции от 17.03.2020 N 2 в части начисления 81 600 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части требования суд отказал. Сделав вывод о допущенном обществом нарушении пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для уменьшения назначенного обществу штрафа до 20 тыс. рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.09.2020 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2020, принять по делу новый судебный акт о признание недействительным оспариваемого решения инспекции. По мнению заявителя, суд необоснованно указал на непредставление инспекции оригиналов документов при проведении проверки, поскольку общество привлечено к ответственности за непредставление инспекции копий документов. Факт передачи оригиналов документов инспекция не отрицает. Суд не указал, какие именно документы не представлены инспекции, при том, что в судебном заседании исследовался и установлен факт представления инспекции всех документов (в оригинале), истребованных у общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики на основании следующего.
Как видно из материалов дела, решением инспекции от 17.03.2020 N 2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", оставленным без изменения решением управления от 29.05.2020 N 03/1-04/04011, общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 101 600 рублей штрафа за непредставление в установленный срок документов в количестве 508 штук, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно описательной части оспариваемого решения инспекции, общество не представило инспекции документы по требованию от 25.12.2019 N 1449, в связи с чем инспекцией составлен акт от 30.01.2020 N 2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о допущенном обществом нарушении налогового законодательства.
Материалы дела свидетельствуют, что в связи с проведением на основании решения от 23.12.2019 N 3 выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов с 01.01.2016 по 31.12.2018, инспекция направила обществу требование от 25.12.2019 N 1449 "О представлении документов (информации)", в соответствии с которым обществу надлежало представить: оборотно-сальдовую ведомость по счетам N 01, 02, 04, 05, 07, 08 за 2016 - 2018 годы (по месяцам); оборотно-сальдовую ведомость по счетам N 10, 20, 23. 25, 26, 28, 40, 41, 43, 44, 50, 58, 60, 62, 66, 67, 70, 71, 76, 84, 90, 91, 99 за 2016 - 2018 годы (по кварталам); штатное расписание за 2016 - 2018 годы (отдельно за год, с учётом всех изменений и дополнений); свидетельство о государственной регистрации права на все объекты недвижимости; налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 годы (внереализационные доходы с расшифровкой по каждому виду доходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 годы (внереализационные расходы с расшифровкой по каждому виду расходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 годы (доходы от реализации с расшифровкой по каждому виду доходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 годы (расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации с расшифровкой по каждому виду расходов) (л. д. 34, том 1).
При этом в материалах дела отсутствует акт от 30.01.2020 N 2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении обществом налогового законодательства. В требовании от 25.12.2019 N 1449 не указано количество документов, которые обществу надлежало представить инспекции для проведения проверки.
Представленные в материалы дела требование от 23.12.2019 и акт от 28.01.2020 N 1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, в оспариваемом обществом решении инспекции от 17.03.2020 N 2 не указаны в качестве документов, свидетельствующих о допущенном обществом нарушении. Относимость названных документов к данному делу судами не проверена.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат ограничений и не устанавливают пределы реализации налоговыми органами права на истребование документов в рамках налоговой проверки. Объем запрашиваемых документов (информации) зависит от характера выявленных противоречий и неясностей в представленных документах и не может быть заранее определен. Основной критерий правомерности требования налогового органа, - прямая или косвенная связь документов (информации) с вопросами налогообложения и в части, касающейся определенного лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.
Проверяемое лицо в случае, если оно обладает документами (информацией), обязано на основании оформленного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации требования о представлении документов (информации) представить инспекции документы (информацию).
Из содержания статей 93 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Кодекса, необходимо, чтобы налогоплательщик располагал истребованными инспекцией документами (документы должны быть в наличии), но не представил их в установленный срок либо уклоняется от представления документов.
Судебные инстанции установили, что выездная налоговая проверка в отношении общества проводилась на территории налогоплательщика. Сделав вывод о том, что общество по требованию инспекции не представило документы в количестве 508 штук в срок, установленный пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, суды не учли отсутствие в материалах дела акта от 30.01.2020 N 2 и не обосновали вывод о том, что представленное в материалы дела письмо общества от 15.01.2020 N 46 о предоставлении инспекции истребованных документов по месту проведения проверки (на территории налогоплательщика) не имеет правового значения для рассматриваемого дела, сославшись на отсутствие доказательств передачи документов инспекции. При этом судебные инстанции не установили, какие документы налогоплательщик представил инспекции при проведении проверки, передавались ли такие документы инспекции, в том числе по акту приема-передачи. Указав, что названные в требовании от 25.12.2019 N 1449 документы, запрашивались инспекцией для сопоставления, анализа и оценки документов и информации, имеющей значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, суды не выяснили какие, подлинные документы (оригиналы) или их копии, запрашивала инспекция, а также не установили, со ссылкой на документальное подтверждение, приняла ли инспекция письмо общества от 15.01.2020 N 46 во исполнение требования от 25.12.2019 N 1449, учитывая, что проверка проводилась на территории налогоплательщика и уклонялось ли общество от представления необходимых при проверке документов.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрение делу суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду следует также учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы данного дела представлены незаверенные ксерокопии документов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А20-1917/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что выездная налоговая проверка в отношении общества проводилась на территории налогоплательщика. Сделав вывод о том, что общество по требованию инспекции не представило документы в количестве 508 штук в срок, установленный пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, суды не учли отсутствие в материалах дела акта от 30.01.2020 N 2 и не обосновали вывод о том, что представленное в материалы дела письмо общества от 15.01.2020 N 46 о предоставлении инспекции истребованных документов по месту проведения проверки (на территории налогоплательщика) не имеет правового значения для рассматриваемого дела, сославшись на отсутствие доказательств передачи документов инспекции. При этом судебные инстанции не установили, какие документы налогоплательщик представил инспекции при проведении проверки, передавались ли такие документы инспекции, в том числе по акту приема-передачи. Указав, что названные в требовании от 25.12.2019 N 1449 документы, запрашивались инспекцией для сопоставления, анализа и оценки документов и информации, имеющей значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, суды не выяснили какие, подлинные документы (оригиналы) или их копии, запрашивала инспекция, а также не установили, со ссылкой на документальное подтверждение, приняла ли инспекция письмо общества от 15.01.2020 N 46 во исполнение требования от 25.12.2019 N 1449, учитывая, что проверка проводилась на территории налогоплательщика и уклонялось ли общество от представления необходимых при проверке документов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф08-346/21 по делу N А20-1917/2020