г. Краснодар |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А15-3567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Маджалисское" (ИНН 0514004765, ОГРН 1190571000091) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маджалисское" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А15-3567/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к МУП "Маджалисское" о взыскании 2 673 тыс. рублей полученной субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - управление).
По ходатайству министерства судом первой инстанции произведена замена заявителя МУП "Маджалисское" на правопреемника, - ООО "Маджалисское" (далее - общество).
Решением суда от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2020 с общества в пользу министерства взыскано 2 673 тыс. рублей субсидии.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку обществом не достигнуты показатели эффективности (результативности) использования выданной министерством субсидии, перечисленная обществу субсидия подлежат возврату.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.11.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 05.10.2020, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы ссылается на длительную засуху в 2018 году и отсутствие источников полива. По мнению общества, суды не учли, что общество устранило выявленные нарушения: произведена закупка виноградных саженцев у СПК "Цанакский" Табасаранского района в количестве 46 тыс. штук на сумму 1 150 тыс. рублей по договору от 18.11.2018 N 19/51, заключены договоры на оказание услуг по посадке виноградных саженцев с Муталибовой П.А. от 01.11.2018 N 53 и 10.11.2018 N 55 на сумму 236 тыс. рублей.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 21.09.2017 министерство и общество (получатель субсидии) заключили соглашение N 0032/07 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением недостоверных сведений, министерство обязуется направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, указанные в требовании.
В силу пункта 4.3.3 соглашения общество обязуется обеспечивать достижение значения показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения.
Согласно пункту 4.3.6 соглашения в случае получения от министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения, предприятие обязано обеспечить возврат полученной субсидии в размере и в сроки, определенные в требовании (пункт 4.3.6.2 соглашения).
В случае использования субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, недостоверности сведений, представляемых министерству, предприятие несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
Судебные инстанции установили, что платежным поручением от 27.09.2017 N 758918 управление перечислило обществу 2 673 тыс. рублей субсидии.
С июня по сентябрь 2018 года управление провело плановую проверку министерства на предмет использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". По результатам проверки установлено, что обществом неправомерно получено 2 673 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками в связи с недостижением показателей результативности предоставления субсидий и недостоверности сведений, представленных для получения субсидии.
По итогам проверки управление направило министерству представление от 18.10.2018 N 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о принятии в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных обществу.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления министерством в адрес общества претензии от 21.03.2019 N 12-04/1-10-940/19 с предложением обеспечить возврат 2 673 тыс. рублей субсидии, полученной на закладку и уход за виноградниками в течение пятнадцати дней со дня получения претензии.
Поскольку указанное требование общество не исполнило, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных указанной статьей условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 названной статьи.
Таким образом, возврату подлежат субсидии в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.02.2017 N 29 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками и Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства" (далее - Порядок).
Порядок регламентирует предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан, при наличии у них площадей виноградников: организациям и индивидуальным предпринимателям - за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (пункт 1 Порядка).
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является министерство (пункт 2 Порядка).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществить закладку виноградников на площади не менее 15 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку и на работы по уходу за виноградниками (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка получатели субсидий несут ответственность за целевое использование субсидий и достоверность представленных в документах сведений в установленном законодательством порядке.
Возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных министерством в соглашении в соответствии с пунктом 4 Порядка (пункт 15 Порядка).
Суды установили, что основанием для направления обществу претензии о возврате 2 673 тыс. рублей субсидии, полученной обществом на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, послужил вывод управления о недостижении обществом показателей результативности предоставления субсидий и недостоверности сведений, представленных на получение субсидии на закладку и уход за виноградниками. С целью получения субсидии на закладку и уход за виноградниками, общество представило министерству пакет документов, в частности заявление на предоставление субсидии от 11.09.2017, рабочий проект закладки и выращивания виноградника и справку-расчет о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками из средств республиканского бюджета.
Как следует из материалов дела, при проверке достижения показателей результативности предоставленной субсидии, министерство в результате обследования виноградников пришло к выводу о недостижение обществом показателей результативности предоставления субсидии, установив, что виноградники находятся в неудовлетворительном состоянии с изреженностью более 80% и сильной засоренностью, работы обществом не производятся, обществом не представлены документы, подтверждающие производство работ в течение текущего года, относительно закладки и ухода за виноградниками. В акте обследования молодых виноградников от 22.08.2018 установлено следующее: наличие виноградников всего - 105,5 га, в том числе молодые 59,4 га. Площадь молодых виноградников по возрасту: однолетки - 0 га, двухлетки - 39,4 га, трехлетки - 0 га, четырехлетки - 20 га. Состояние молодых виноградников: однолетки - отсутствуют, двухлетки - неудовлетворительное (изреженность 80 %), трехлетки - отсутствуют, четырехлетки - удовлетворительное (изреженность 25 %). К акту обследования приложены фотоматериалы, подтверждающие указанные нарушения. Акт обследования подписан руководителем общества без замечаний и возражений.
Согласно представленной в материалы дела справке-расчету о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками, согласованной 20.09.2017, обществу выделялась субсидия на уход за виноградниками в том числе: 1-го года вегетации на 39, 4 га в сумме 1 773 тыс. рублей; 3-го года вегетации на 20 га в сумме 900 тыс. рублей.
Установив фактические обстоятельства на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, и доводов участвующих в деле лиц, приняв во внимание представленные министерством доказательства об отсутствии надлежащего ухода за молодыми виноградниками, на которые обществу выделалась субсидия, судебные инстанции сделали правильный вывод о недостижении обществом показателей результативности использования выданной субсидии и неисполнении условий соглашения о предоставлении субсидии в указанной части. Суды указали, что, заключая соглашение о предоставлении субсидии, общество обязано было предусмотреть все риски, связанные с выращиванием молодых саженцев винограда, в том числе, риски засухи и других неблагоприятных природных явлений, и своевременно принять меры по устранению возникших последствий.
Проверяя довод общества о том, что все выявленные нарушения устранены, произведена закупка виноградных саженцев у СПК "Цанакский" Табасаранского района в количестве 46 тыс. штук на сумму 1 150 тыс. рублей по договору от 18.11.2018 N 19/51, заключены договоры на оказание услуг по посадке виноградных саженцев с Муталибовой П.А. от 01.11.2018 N 53 и от 10.11.2018 N 55 на сумму 236 тыс. рублей, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, сам по себе факт заключения в последующем договоров на закупку саженцев и оказание услуг по их посадке, равно как оплата и принятие результатов работ по указанным договорам, не означает исполнение обществом условий соглашения и Порядка.
При этом суды учли, что в момент получения субсидии (2017 год) однолетние и трехлетние саженцы были высажены обществом и имелись в наличии, что следует из акта обследования многолетних насаждений (виноградники) от июля 2017 года. В то же время исполнение условий соглашения и Правил общество не обеспечило, поскольку в момент проверки (2018 год) однолетние и трехлетние виноградники отсутствовали, что подтверждается актом от 22.08.2018. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах вывод о том, что в связи с недостижением показателей результативности использования субсидии и невозвратом 2 673 тыс. рублей по требованию министерства данные денежные средства подлежат взысканию с общества в пользу министерства.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А15-3567/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.