г. Ессентуки |
|
5 октября 2020 г. |
Дело N А15-3567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маджалисское" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.11.2019 по делу N А15-3567/2019, принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН1020502625615, ИНН 0562044341) к обществу с ограниченной ответственностью "Маджалисское" (ОГРН 1190571000091, ИНН 0514004765) о взыскании полученной субсидии в размере 2 673 000 руб., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Маджалисское" (далее - предприятие, ООО "Маджалисское") о взыскании полученной субсидии в размере 2 673 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - УФК по Республике Дагестан).
По ходатайству министерства судом первой инстанции произведена замена ответчика муниципального унитарного предприятия "Маджалисское" (ОГРН 1020500940426, ИНН0514001394), прекратившего свою деятельность в связи с преобразованием на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "Маджалисское" (ОГРН 1190571000091, ИНН 0514004765).
Решением суда первой инстанции от 20.11.2019 исковые требования министерства удовлетворены, с предприятия в пользу министерства взыскана субсидия в размере 2 673 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что поскольку предприятием не были достигнуты показатели эффективности использования выданной министерством субсидии, перечисленные предприятию суммы субсидии подлежат возврату.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на длительную засуху и отсутствие источников полива. Кроме того, предприятие указывает, что устранило выявленные нарушения, однако, комиссия для повторной проверки не выехала.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.09.2017 между министерством и предприятием (получателем субсидии) заключено соглашение о предоставлении субсидии N 0032/07 на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 4.1.7. соглашения в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения предприятием порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением недостоверных сведений, министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.3. соглашения предприятие обязуется обеспечивать достижение значения показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 названного соглашения.
Согласно пункту 4.3.6. соглашения в случае получения от министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7. соглашения предприятие обязано обеспечить возврат полученной субсидии в размере и в сроки, определенные в требовании (пункт 4.3.6.2. соглашения).
В случае использования субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, недостоверности сведений, представляемых министерству, предприятие несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
Платежным поручением от 27.09.2017 N 758918 УФК по Республике Дагестан перечислило предприятию 2 673 000 рублей 00 копеек субсидии.
В период с июня по сентябрь 2018 года УФК по Республике Дагестан проведена плановая проверка министерства на предмет использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
По результатам проверки установлено, что ООО "Маджалисское" неправомерно получена субсидия в размере 2 673 000 руб. на закладку и уход за виноградниками при не достижении показателей результативности предоставления субсидий и недостоверности сведений, представленных на получение субсидии на закладку и уход за виноградниками.
По итогам проведения проверки УФК по Республике Дагестан в министерство направлены представление от 18.10.2018 N 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о принятии в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и МУП "Маджалисское".
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления министерством в адрес ООО "Маджалисское" претензии от 21.03.2019 N 12-04/1-10-940/19 с предложением предприятию обеспечить возврат субсидии в сумме 2 673 000 руб., полученной на закладку и уход за виноградниками в течение пятнадцати дней со дня получения претензии.
Поскольку указанное требование оставлено предприятием без удовлетворения министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования министерства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также порядок возврата выданных субсидий.
Согласно частям 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 БК РФ.
Из указанных правовых норм следует, что возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", постановлением Правительства РД от 14.02.2017 N 29 утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками и Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства" (далее Порядок).
Согласно пункту 1 настоящий Порядок регламентирует предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан, при наличии у них площадей виноградников: организациям и индивидуальным предпринимателям
- за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство,
- за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (п.2 Порядка).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 5 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку и на работы по уходу (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка получатели субсидий несут ответственность за целевое использование субсидий и достоверность представленных в документах сведений в установленном законодательством порядке.
Возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных министерством в соглашении в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка (пункт 15 Порядка).
Из материалов дела следует, что ООО "Маджалисское" в рамках указанной программы получило субсидию в сумме 2 673 000 руб. на возмещение части затрат на закладку и ухода за виноградниками.
В целях получения субсидии на закладку и уход за виноградниками, предприятие представило в министерство пакет документов, в том числе заявление на предоставление субсидии от 11.09.2017, рабочий проект закладки и выращивания виноградника и справку-расчет о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками из средств республиканского бюджета.
Вместе с тем, при проверке достижения показателей результативности предоставления субсидии, произведенной УФК по Республике Дагестан путем обследования виноградников в присутствии работников отдела развития виноградарства министерства, установлено недостижение предприятием показателей результативности предоставления субсидии, в связи с тем, что виноградники находятся в неудовлетворительном состоянии с изреженностью более 80 % и сильной засоренностью, какие-либо работы предприятием не производятся, не представлено никаких документов, подтверждающих производство работ в течение текущего года, то есть виноградники находятся в заброшенном состоянии.
Согласно акту обследования молодых виноградников от 22.08.2018, составленному в присутствии руководителя ООО "Маджалисское", установлено следующее: наличие виноградников всего - 105,5 га, в том числе молодые 59,4 га. Площадь молодых виноградников по возрасту: а. однолетки - 0 га, двухлетки - 39,4 га, трехлетки - 0 га, четырехлетки - 20 га.
Состояние молодых виноградников: однолетки - отсутствуют, двухлетки - неудовлетворительное (изреженность 80 %), трехлетки - отсутствуют, четырехлетки - удовлетворительное (изреженность 25 %). К акту обследования приложены фотоматериалы, подтверждающие указанные нарушения.
Акт обследования подписан руководителем предприятия без замечаний и возражений.
Вместе с тем, согласно справке-расчету о причитающихся субсидиях на закладку и уход за виноградниками, согласованной 20.09.2017, ООО "Маджалисское" выделялась субсидия на уход за виноградниками в том числе: 1-го года вегетации на 39, 4 га в сумме 1 773 000 руб.; 3-го года вегетации на 20 га в сумме 900 000 руб.
Принимая во внимание представленные министерством доказательства отсутствия надлежащего ухода за молодыми виноградниками, на которые предприятию выделалась субсидия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недостижении предприятием показателей результативности использования выданной субсидии и о неисполнении предприятием условий соглашения о предоставлении субсидии в указанной части. Апелляционный суд соглашается с данным выводом и полагает правомерным взыскание судом первой инстанции с ООО "Маджалисское" предоставленной субсидии.
В апелляционной жалобе апеллянт указывает на то, что предприятием была произведена закупка виноградных саженцев у СПК "Цанакский" Табасаранского района в количестве 46 000 штук на сумму 1 150 000 руб. по договору N 19/51 от 18.11.2018, а также были заключены договоры на оказание услуг по посадке виноградных саженцев с Муталибовой Патимат Абдулкадировной N 53 от 01.11.2018 и N 55 от 10.11.2018 на сумму 236 000 руб., и что все выявленные нарушения предприятием устранены.
Однако указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку сам по себе факт заключения договоров на закупку саженцев и оказание услуг по их посадке, равно как оплата и принятие результатов работ по указанным договорам не означает исполнение предприятием условий соглашения и Порядка предоставления субсидий.
Апелляционная коллегия исходит из того, что, заключая соглашение о предоставлении субсидии, предприятие обязано было предусмотреть все риски, связанные с выращиванием молодых саженцев винограда, в том числе, риски засухи и других неблагоприятных природных явлений, и своевременно принять меры по устранению возникших последствий.
Материалами дела подтверждается, что субсидию ООО "Маджалисское" получило. При этом в момент получения субсидии (2017 год) однолетние и трехлетние саженцы были посажены предприятием и имелись в наличии, что следует из акта обследования многолетних насаждений (виноградники) от июля 2017 г. (т.2 л.д. 90). В то же время исполнение условий соглашения и Правил предоставления субсидий предприятие не обеспечило, в момент проверки (2018 год) однолетние и трехлетние виноградники отсутствовали, что подтверждается актом от 22.08.2018, связи с чем, взыскание с предприятия выданной субсидии является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Исходя из нормы статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и других судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Поскольку определением суда от 20.08.2020 ООО "Маджалисское" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, на основании части 1 статьи 110 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предприятия надлежит взыскать 1500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.11.2019 по делу N А15-3567/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Маджалисское" (ОГРН 1190571000091, ИНН 0514004765) государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3567/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: МУП "МАДЖАЛИССКОЕ" АДМИНИСТРАЦИИ КАЙТАГСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12116/20
05.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5927/19
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3567/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3567/19