г. Краснодар |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А32-43814/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бифешен Групп" (ИНН 2318044412, ОГРН 1172375073529) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по делу N А32-43814/2019, установил следующее.
ООО "Бифешен Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным постановления от 04.09.2019 N 12-32/212-19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде предупреждения; прекращении производства по административному делу N 12-32/212-19.
Решением от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2020, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением департаментом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что общество в рассматриваемом случае не обязано подавать декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2019 года, поскольку в указанном периоде общество деятельность не осуществляло, в декабре 2018 года у общества отсутствовали остатки алкогольной продукции; обязанность представления деклараций поставлена в зависимость от осуществления деятельности, а, следовательно, в случае отсутствия у организации соответствующей деятельности в отчетном периоде, представление декларации не требуется, при условии отсутствия остатков алкогольной продукции на конец отчетного периода. Суды не дали должной правовой оценки всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества и не приняли во внимание, что протокол об административно правонарушении составлен департаментом с нарушением требований части 1 статьи 28.5 Кодекса. Оспариваемое постановление департамента вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия от 01.03.2019 серии ДК 010880 регистрационный N 23РП00010016 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия по 02.05.2019.
Департамент установил, что в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности по розничной продаже алкогольной продукции общество декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2019 года не представило, чем нарушило требования Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815), а также положения статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
По факту выявленного нарушения департамент составил протокол об административном правонарушении от 10.07.2019 N 12-32/212-19 и постановлением от 04.09.2019 N 12-32/212-19 привлек общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса, в виде предупреждения.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 15.13 Кодекса искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в области регулирования производства и оборота алкогольной продукции, выразившемся в непредоставлении декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2019 года, руководствуясь положениями статьи 1, 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пунктов 2, 15, 16 Правил N 815, Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса, признав законным оспариваемое постановление административного органа и отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении 10.07.2019 N 12-32/212-19, лицензией серии ДК 010880 N 23РП00010016 от 01.03.2019 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия по 02.05.2019, письмом департамента от 27.05.2019 N 59-6767/19-12-11, сведениями из личного кабинета общества и другими доказательствами.
Суды приняли во внимание, что общество имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло для этого необходимые меры. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Судебные инстанции исследовали и обоснованно отклонили довод общества о том, что в рассматриваемом случае общество не должно подавать декларацию за 1 квартал 2019 года в связи с прекращением хозяйственной деятельности по адресу: г. Сочи, ул. Парковая, 2 в 2019 году и отсутствием остатков алкогольной продукции.
Учитывая положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Закона N 171-ФЗ, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 3 постановления от 12.11.2003 N 17-П, суды обоснованно указали, что обязанность лицензиата по представлению в уполномоченный орган декларации об объеме оборота алкогольной продукции, даже в случае фактического неосуществления такого оборота в спорном отчетном периоде, но при наличии действующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, соответствует смыслу действующего законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, а также его целям и задачам.
Общество обязано представлять соответствующие декларации (даже при нулевых показателях) с момента получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так как именно из деклараций контролирующий орган получает соответствующие сведения об осуществлении или неосуществлении конкретного вида деятельности.
Суды установили соблюдение департаментом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.
Вопреки доводам кассационной жалобы, составление департаментом протокола об административном правонарушении с нарушением требований части 1 статьи 28.5 Кодекса в рассматриваемом случае не является существенным процессуальным нарушением, которое повлекло невозможность объективного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае суды не установили основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что в каждом конкретном случае применение положений статей 2.9 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Установленные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суд от 09.11.2020 по делу N А32-43814/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы, составление департаментом протокола об административном правонарушении с нарушением требований части 1 статьи 28.5 Кодекса в рассматриваемом случае не является существенным процессуальным нарушением, которое повлекло невозможность объективного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае суды не установили основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что в каждом конкретном случае применение положений статей 2.9 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2021 г. N Ф08-11782/20 по делу N А32-43814/2019