г. Краснодар |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А61-5847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Герасименко А.Н. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (судья Дзугкоева Э.Ю.) от акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания, государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 августа 2020 года (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 года (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А61-5847/2019, установил следующее.
АО "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения от 08.11.2019 по делу N 02- 08/04- 06-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: ПАО "МРСК СК" и ГБУЗ "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - диспансер).
ПАО "МРСК СК" обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению о признании незаконным и отмене решения от 08.11.2019 по делу N 02- 08/04-06-19.
Указанные заявление объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
ПАО "МРСК СК" переименовано в ПАО "Россети Северный Кавказ".
Решением суда от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, энергоснабжение ГБУЗ "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания отсутствовало не в связи с осуществлением ограничения режима потребления электроэнергии, а вследствие повреждения КЛ-6кВ на участке ф. 1 ПС "Городская" - РП-9, по ул. Л. Толстого, 14.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением Министерства жилищного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015 N 1/2015 общество является гарантирующим поставщиком, зона деятельности которого административная граница Республики Северная Осетия - Алания.
ПАО "Россети Северный Кавказ" применительно к пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), обладает статусом сетевой организации, в связи с чем, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", является субъектом естественной монополии.
Диспансер в соответствии с лицензией от 16.07.2013 ЛО-15-01-000287 осуществляет медицинскую деятельность.
Диспансер и общество 09.01.2018 заключили договор энергоснабжения N 10868, по условиям которого договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям в точках поставки потребителя, согласованных в приложении N 3 к договору, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Гарантирующий поставщик обязан обеспечить продажу в точках поставки электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также иным обязательным требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным настоящим договором (пункт 2.1.1).
Согласно пункту 8.1 договора, исходя из фактической схемы электроснабжения Потребителя, категория надежности снабжения потребителя соответствует на день подписания настоящего договора 2 категории.
В соответствии с договором передачи электрической энергии от 01.04.2012 N 168/2012, заключенного обществом и ПАО "МРСК СК", исполнитель (ПАО "МРСК СК") обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором. Так как диспансер относится ко второй категории электронадежности, то подача электрической энергии должна осуществляться по двум независимым взаимно резервирующим линиям.
6 февраля 2019 года в 11 час. 00 мин. в здании диспансера, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Зортова, 2, прекращена подача электроэнергии. Общество не обеспечило подачу электрической энергии диспансеру по второй независимой резервирующей линии, устройства автоматического ввода резерва не сработали, в связи с отсутствием электроэнергии по основной и по резервной линиям.
29 марта 2019 года диспансер обратился в управление с жалобой на действия общества, выразившиеся во введении 06.02.2019 полного ограничения электрической энергии по объектам диспансера.
8 ноября 2019 года по результатам рассмотрения заявления диспансера, управление приняло решение по делу N 02-08/04-06-19, которым действия ПАО "МРСК СК" и общества, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В условиях отсутствия согласованной технологической и аварийной брони, которые привели к необоснованному полному прекращению подачи электроэнергии диспансеру. Предписание не выдавалось.
Не согласившись с решением управления от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19, общество и ПАО "Россети Северный Кавказ" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались положениями статей 10 Закона N 135-ФЗ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), Правилами N 861.
Диспансер является медицинским учреждением, относится ко второй категории электронадежности.
Суды установили, что на основании акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 11.08.2016 N 590/16, основным источником питания электроснабжения диспансера является Ф1/6кВ Городская (РУ- бкВ ТП-65), резервный источник электроснабжения - Ф 9/6 кВ ПС 110/10/кВ Владикавказская (РУ- бкВ ТП-231) (категория надежности 2). Электроустановки сторон, в отношении которых актом устанавливаются границы балансовой принадлежности, находятся по адресу:
БКТП-6\0,4кВ Онкологический диспансер 4 корпус, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Зортова, 2.
Диспансер представил акты допуска приборов учета в эксплуатацию от 19.01.2018 N ПАН-2, N ПАН-1, N ПАН-3, N ПАН-4 и N ПАН-5 по точке присоединения к ТП-231 (резервный источник электроснабжения) а так же протокол N 397 проверки работоспособности системы АВР (устройство автоматического ввода резерва) от 30.10.2018, о соответствие нормативно-технических требований электроустановок заявителя.
Доказательства неисправности приборов учета на момент прекращения подачи электрической энергии диспансеру не представлено.
На запрос управления общество представило копию акта согласования аварийной и технологической брони энергоснабжения потребителя (покупателя) электрической энергии (мощности) от 14.04.2013.
В пунктах 10, 10.1 и 11 раздела акта должна быть определена нагрузка аварийной брони энергоснабжения, электроприемников, имеющих аварийную броню электроснабжения, не участвующая в работе потребителя (покупателя) в нормальном режиме, а также нагрузка электроприемников, имеющих технологическую броню электроснабжения. В копии акта проставлено 0.
Суды указали, что согласно пояснениям общества по факту ограничения режима потребления электрической энергии, процедуру введения ограничения в отношении диспансера общество не инициировало, сведения об осуществлении поставки электроэнергии по резервному источнику у общества отсутствуют.
Суды указали, что общество как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания, и ПАО "Россети Северный Кавказ" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии, обязаны соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 и пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что отсутствуют доказательства того, что прекращение поставки электроэнергии на объект диспансера, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства, также доказательства, свидетельствующие о принятии заявителями всех зависящих от них мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность. Принятое управлением решение от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19 не нарушает законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 августа 2020 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 года по делу N А61-5847/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались положениями статей 10 Закона N 135-ФЗ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), Правилами N 861.
...
Суды указали, что общество как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания, и ПАО "Россети Северный Кавказ" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии, обязаны соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 и пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2021 г. N Ф08-1068/21 по делу N А61-5847/2019