г. Ессентуки |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А61-5847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии представителя Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Бацазавой З.В. (доверенность от 20.02.2020), в отсутствие представителей акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" и публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.08.2020 по делу N А61-5847/2019 (судья Родионова Г.С.) по заявлению акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090), публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ОГРН 1062632029778) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500584148) о признании незаконным и отмене решения от 08.11.2019 по делу N02- 08/04-06-19, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - АО "Севкавказэнерго") обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения от 08.11.2019 по делу N 02-08/04- 06-19.
Определением суда от 28.01.2020 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ПАО "МРСК СК"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.
ПАО "МРСК СК" обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене решения от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19.
Арбитражным судом РСО-Алания удовлетворено ходатайство ПАО "МРСК СК" об объединении дел N А61-5847/19 и N А61-189/2020 в одно производство, делу присвоен N А61-5847/2019 (определение суда от 20.02.2020).
ПАО "МРСК СК" переименовано в ПАО Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети СК").
Решением суда от 19.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что принятое Управлением решение от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным; законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россети СК" обжаловали его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением от 20.10.2020 удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
Отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель Управления возразил по существу доводов АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россети СК", просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россети СК", государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - Диспансер).
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Управления, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
АО "Севкавказэнерго" в соответствии с распоряжением Министерства жилищного хозяйства РСО-Алания от 20.01.2015 N 1/2015 является гарантирующим поставщиком, зона деятельности которого административная граница РСО-Алания.
ПАО "Россетти" применительно к пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), обладает статусом сетевой организации, в связи с чем, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", является субъектом естественной монополии.
Диспансер в соответствии с лицензией ЛО-15-01-000287 от 16.07.2013 осуществляет медицинскую деятельность.
09.01.2018 между Диспансером и АО "Севкавказэнерго" заключен договор энергоснабжения N 10868. В соответствии с пунктом 1.1. договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям в точках поставки потребителя, согласованных в Приложении N 3 к настоящему договору, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Гарантирующий поставщик обязан обеспечить продажу в точках поставки электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также иным обязательным требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным настоящим договором (п. 2.1.1.). Согласно пункту 8.1. договора, исходя из фактической схемы электроснабжения Потребителя, категория надежности снабжения Потребителя соответствует на день подписания настоящего Договора 2 категории. Потребитель, для которого предусмотрено условие о 1 -й или 2-й категории надежности, обязан установить резервный источник снабжения электрической энергии и поддерживать его в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии.
В соответствии с договором передачи электрической энергии от 01.04.2012 N 168/2012, заключенного АО "Севкавказэнерго" и ПАО "МРСК СК", исполнитель (ПАО "МРСК СК") обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
06.02.2019 в 11.00 в здании Диспансера, расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Зортова, д. 2, была прекращена подача электроэнергии.
29.03.2019 Диспансер обратился в Управление с заявлением (вх.N 1227(п)) на действия АО "Севкавказэнерго", выразившиеся во введении 06.02.2019 полного ограничения электрической энергии по объектам Диспансера.
08.11.2019 по результатам рассмотрения заявления Диспансера, Управлением принято решение по делу N 02-08/04-06-19. Действия ПАО "МРСК СК" и АО "Севкавказэнерго", выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии Диспансеру на объект - здание корпуса 06.02.2019, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ). Предписание не выдавалось. Материалы дела переданы должностному лицу Управления, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением Управления от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19, АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россетти" обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, а также порядок ограничения режима потребления определены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, в числе прочих обязан представить документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств (пункт 34 Правил N442). Такими документами являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (пункт 36 Правил N 442). Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей является документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства (пункт 2 Правил N 861).
На основании акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 11.08.2016 N 590/16, основным источником питания электроснабжения Диспансера является Ф1/6кВ Городская (РУ- бкВ ТП-65), резервный источник электроснабжения - Ф 9/6 кВ ПС 110/10/кВ Владикавказская (РУ- бкВ ТП-231) (категория надежности 2). Электроустановки сторон, в отношении которых актом устанавливаются границы балансовой принадлежности, находятся по адресу: БКТП-6\0,4кВ Онкологический диспансер 4 корпус, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Зортова, 2.
В материалы дела Диспансером были представлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию от 19.01.2018 N ПАН-2, ПАН-1, ПАН-3, ПАН-4, ПАН-5 по точке присоединения к ТП-231 (резервный источник электроснабжения) а так же протокол N397 проверки работоспособности системы АВР (устройство автоматического ввода резерва) от 30.10.2018, о соответствие нормативно-технических требований электроустановок заявителя.
Доказательства неисправности приборов учета на момент прекращения подачи электрической энергии Диспансеру не представлено.
АО "Севкавказэнерго" на запрос Управления была представлена копия акта согласования аварийной и технологической брони энергоснабжения потребителя (покупателя) электрической энергии (мощности) б/н от 14.04.2013. В пунктах 10, 10.1, 11 раздела акта должна была быть определена нагрузка аварийной брони энергоснабжения, электроприемников, имеющих аварийную броню электроснабжения, не участвующая в работе потребителя (покупателя) в нормальном режиме, а также нагрузка электроприемников, имеющих технологическую броню электроснабжения. В копии акта проставлено 0.
Как следует из письменных пояснений АО "Севкавказэнерго" (вх.N 2607 от 26.07.2019) по факту ограничения режима потребления электрической энергии, процедуру введения ограничения в отношении Диспансера общество не инициировало, сведения об осуществлении поставки электроэнергии по резервному источнику у АО "Севкавказэнерго" отсутствуют.
Пунктом 1 Приложения к Правилам N 442 предусмотрено, что к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.
В соответствии с пунктом 10.1 Правил N 442 - введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
Диспансер является медицинским учреждением (лицензия ЛО-15-01-000287 от 16.07.2013 на осуществление медицинской деятельности).
Согласно пункту 34 Правил N 442 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер.
Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Правила N 442 последовательно регламентируют действия как гарантирующего поставщика введения ограничения потребления электроэнергии (АО "Севкавказэнерго"), так и исполнителя такого ограничения (ПАО "Россети СК"), при этом данные Правила устанавливают необходимость соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей, в частности путем введения предварительного частичного ограничения потребителям либо реализация соответствующих организационно-технических мер исполнителем до введения полного ограничения потребителю.
Ограничение энергоснабжения или прекращение подачи электроэнергии на объекты медицинского учреждения может вызвать нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных частью 1 статьи 20, статьей 41 Конституции Российской Федерации.
АО "Севкавказэнерго" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии на территории РСО-Алания и ПАО "Россети СК" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии были обязаны соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 и пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Заявителями не представлено доказательств того, что прекращение поставки электроэнергии на объект Диспансера, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителями всех зависящих от них мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, в материалы дела не представлены.
Принятое Управлением решение от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным; законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, следовательно, требования АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россетти" следует отклонить.
Доводы апелляционных жалоб не нашли подтверждения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.08.2020 по делу N А61-5847/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5847/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго", ПАО "МРСК Северного Кавказа"
Ответчик: УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯАЛАНИЯ, ОАО "МРСК Северного Кавказа"