г. Краснодар |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А22-2688/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителя ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Гашун" (ИНН 0813900544, ОГРН 1020800733073) - Лиджиева М.Ю. (доверенность от 03.08.2019), в отсутствие истца - Комитета имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Гашун" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А22-2688/2019, установил следующее.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Гашун" (далее - кооператив) о взыскании 231 401 рубля 25 копеек задолженности по арендной плате за 1-4 кварталы 2018 года и 1 квартал 2019 года, 14 294 рублей 50 копеек пени за период с 06.04.2018 по 07.06.2019, а всего 245 695 рублей 75 копеек, с учетом отказа от исковых требований в части расторжения договора аренды земельного участка от 19.03.2014, в редакции дополнительных соглашений к нему от 06.04.2011 и 22.01.2016 (т. 2, л. д. 60).
Решением от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2020, с кооператива в пользу комитета взыскано 231 401 рубль 25 копеек задолженности по арендной плате за 1-4 кварталы 2018 года и 1 квартал 2019 года, 14 294 рубля 50 копеек пени за период с 06.04.2018 по 07.06.2019, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7914 рублей. Принят отказ комитета от исковых требований в части расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 19.03.2014 и дополнительных соглашений к нему от 06.04.2011 и 22.01.2016, производство по делу в указанной части прекращено. Суды исходили из того, что ранее в результате реорганизации путем преобразования совхоза "Гашунский" создан СПК "Гашунский", который являлся правопреемником совхоза. Решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Калмыкия от 12.08.2003 N 60 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации СПК "Гашунский" в связи с ликвидацией совхоза "Гашунский". В свою очередь, кооператив создан посредством его учреждения, не является правопреемником СПК "Гашунский" (доказательства обратного отсутствуют). Нормы гражданского законодательства о правопреемстве к правоотношениям указанных лиц неприменимы, передача земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования СПК "Гашунский" (правопредшественнику ликвидированного совхоза "Гашунский"), вновь созданному юридическому лицу (кооперативу), не породила каких-либо правовых последствий, в том числе в части предоставления льготной ставки землепользователей, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Расчет задолженности, подготовленный комитетом, проверен судами обеих инстанций и признан правильным. В связи с невнесением арендных платежей своевременно в надлежащем размере суды посчитали обоснованным начисление договорной неустойки и удовлетворили также требования в данной части. Ссылка ответчика на дело N А22-242/2018 судами отклонена с указанием, что обстоятельства правопреемства СПК "Гашунский" и кооператива не были предметом исследования по названному делу.
В кассационной жалобе кооператив просит решение от 24.07.2020 и апелляционное постановление от 03.11.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что решением общего собрания от 07.03.2002 утверждена реорганизация СПК "Гашунский" путем выделения кооператива, в результате чего произошло внесение в паевой фонд кооператива основных и оборотных средств СПК "Гашунский". В составе основных средств переданы все объекты недвижимости, включая земельный участок и право постоянного (бессрочного) пользования на него. Судебные инстанции не учли необходимость применения льготной ставки арендной платы при расчете задолженности; не исследовали доводы ответчика о соблюдении порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), что подтверждается постановлением администрации Яшкульского районного муниципального образования от 19.03.2004 N 50. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлено правопредшественнику кооператива актом от 1982 N 22, который имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН. Истец произвел расчет арендной платы, исходя из площади земельного участка, указанной в дополнительном соглашении от 22.01.2016 (2190 га), тогда как реальная площадь участка составляет 153 га согласно межевому плану и выписке из ЕГРН. После проведения кадастровых работ стороны заключили новый договор аренды от 16.09.2019, в котором площадь объекта аренды составила 1 536 220 кв. м. В дополнениях к кассационной жалобе ответчик подчеркнул, что имела место реорганизация СПК "Гашунский" в форме выделения, в результате которой образован кооператив.
В отзыве комитет пояснил, что в постановлении администрации Яшкульского районного муниципального образования от 19.03.2004 N 50 указание на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, ранее закрепленным за совхозом "Гашунский" и переоформление на право аренды, отсутствует. Доказательства правопреемства от СПК "Гашунский" в пользу кооператива не представлены. Согласно пункту 1.5 устава кооператива учредителями данного юридического лица являются СПК "Гашунский" и физические лица, кооператив создан посредством учреждения, а не реорганизации, что не тождественно. В отсутствие правовых оснований для передачи земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Гашунский" вновь созданному (учрежденному) юридическому лицу - кооперативу, суды правомерно указали на отсутствие у комитета обязанности по применению льготной ставки при расчете арендной платы.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы жалобы. Комитет явку процессуального представителя в суд округа не обеспечил, извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
В судебном заседании от 24.02.2021 объявлялся перерыв до 02.03.2021 до 16 часов 20 минут, информация о котором размещена в сети Интернет; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Согласно материалам дела, комитет (арендодатель) и кооператив (арендатор) на основании постановления главы администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 19.03.2004 N 50, заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 19.03.2004 и дополнительные соглашения к нему от 06.04.2011 и 22.01.2016, согласно которым кооперативу в аренду передается земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:220101:0001, находящийся по адресу: в 8,0 км на запад от районного центра п. Яшкуль, для использования в целях производства продукции животноводства и растениеводства, общей площадью 38 611,0 га (т. 1, л. д. 8 - 13).
В обоснование исковых требований комитет ссылается на то, что в период 1-4 кварталов 2018 года по 1 квартал 2019 года у кооператива образовалась задолженность по арендной плате, расчет которой произведен согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 17.01.2014 N 15 "О порядке определения арендной платы, условий и сроков арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", составившая 231 401 рубль 25 копеек.
В адрес кооператива комитет направил уведомление от 16.04.2019 N 225 с требованием о погашении задолженности, не исполнение которого послужило основанием обращения с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Статья 614 Гражданского кодекса предусматривает, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 приведенной статьи, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В пунктах 16, 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения. В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В соответствии с архивной справкой администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 18.02.2020 N 50 в 2001 году совхоз "Гашунский" на основании постановления Государственного комитета Республики Калмыкия по делам регистрации субъектов предпринимательской деятельности от 22.01.2001 N 103 реорганизован в СПК "Гашунский".
Согласно пункту 1.5 устава СПК "Гашунский", утвержденного общим собранием членов кооператива 25.12.2000, СПК "Гашунский" создан в результате реорганизации путем преобразования совхоза "Гашунский" Яшкульского района Республики Калмыкия, зарегистрированного постановлением представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе от 28.12.1993 N 251, путем преобразования в СПК "Гашунский и является правопреемником прав и обязанностей совхоза "Гашунский" в полном объеме согласно передаточному акту. Пунктом 5.9 устава закреплено, что по решению общего собрания могут создаваться неделимый и иные фонды, порядок образования и использования которых определяется общим собранием в соответствии с действующим законодательством, при образовании этих и других фондов кооператив разрабатывает положение о соответствующем фонде, который утверждается общим собранием членов кооператива. Согласно пункту 21.1 устава прекращение деятельности кооператива осуществляется в форме ликвидации или реорганизации в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 21.2 устава реорганизация кооператива производится по решению общего собрания. При реорганизации права и обязанности кооператива переходят к правопреемникам в соответствии с действующим законодательством. В силу пункта 21.14 устава кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.07.2002 по делу N А22/846-02/5-142 СПК "Гашунский" признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства на 12 месяцев.
Определением от 22.07.2003 по делу N А22/846-02/5-142 конкурсное производство в отношении СПК "Гашунский" завершено.
На основании решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Калмыкия от 12.08.2003 N 60 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации СПК "Гашунский" в связи с ликвидацией по решению суда.
Постановлением Государственного Комитета Республики Калмыкия по делам регистрации субъектов предпринимательской деятельности от 16.05.2002 N 125 в связи с образованием зарегистрирован кооператив.
В соответствии с пунктом 1.5 устава кооператива, утвержденного общим собранием членов кооператива 07.03.2002, данный устав принят в связи с учреждением кооператива юридическим лицом - СПК "Гашунский" и физическими лицами Яшкульского района Республики Калмыкия, в соответствии с решением общего собрания от 07.03.2002 (т. 1, л. д. 162 - 173).
Согласно пункту 1 статьи 50.1 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что кооператив не является правопреемником СПК "Гашунский", ввиду чего правовые основания для предоставления льготы по оплате арендного пользования земельным участком отсутствуют, исковые требования удовлетворены в заявленном комитетом размере.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу N А22-242/2018 отклонена судами, так как в названном деле вопрос правопреемства кооператива и СПК "Гашунский" не был предметом исследования.
Аргумент подателя жалобы, касающийся площади земельного участка, находящегося в фактическом пользовании ответчика, указанной в новом договоре аренды от 16.09.2019 (1 536 220 кв. м), изучен и отклонен коллегий окружного суда, исходя из условий договора аренды от 19.03.2004, в редакции дополнительных соглашений к нему от 06.04.2011 и 22.01.2016.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (чек от 03.01.2021).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А22-2688/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что кооператив не является правопреемником СПК "Гашунский", ввиду чего правовые основания для предоставления льготы по оплате арендного пользования земельным участком отсутствуют, исковые требования удовлетворены в заявленном комитетом размере.
...
Аргумент подателя жалобы, касающийся площади земельного участка, находящегося в фактическом пользовании ответчика, указанной в новом договоре аренды от 16.09.2019 (1 536 220 кв. м), изучен и отклонен коллегий окружного суда, исходя из условий договора аренды от 19.03.2004, в редакции дополнительных соглашений к нему от 06.04.2011 и 22.01.2016.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2021 г. N Ф08-659/21 по делу N А22-2688/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-659/2021
03.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3255/20
24.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2688/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2688/19