г. Краснодар |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А32-45969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 15.12.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Абинский электрометаллургический завод" (ИНН 2323025302, ОГРН 1062323004941) - Левкович Н.Ю. (доверенность от 28.12.2020), в отсутствие третьего лица - TOO "DRFM METAL GROUP", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А32-45969/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Абинский электрометаллургический завод" (далее - общество) о взыскании 1 355 805 рублей неустойки, предусмотренной пунктами 3 и 4 параграфа 3 статьи 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТОО "DRAM METAL GROUP".
Решением от 23.06.2020 с ответчика в пользу истца взыскано 1 355 805 рублей неустойки, а также 26 558 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2020 решение от 23.06.2020 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказано. С железной дороги в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить иск в заявленном размере. По мнению заявителя, неправомерен и противоречит действующему законодательству вывод суда апелляционной инстанции о том, что несоответствие веса вагонов выявлено на станции отправления и истец как перевозчик должен был учесть данные изменения в накладной. СМГС не предусмотрено изменение договора перевозки в части массы перевозимого груза. Пояснения по заполнению железнодорожной накладной в пункте 18 раздела II СМГС предусматривают указание грузоотправителем массы груза (в кг), а не приблизительной массы груза с последующей его корректировкой. Указание грузоотправителем заведомо неверной массы груза с намерением последующего обращения к перевозчику за корректировкой не является обстоятельством, исключающим вину грузоотправителя.
В отзыве общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, руководствуясь статьей 23 СМГС, истец провел проверку на предмет соблюдения грузоотправителями условий перевозки и соответствия сведений о достоверности массы грузов, грузобагажа, наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, об их свойствах, указанных грузоотправителями в накладной.
ТОО "DRAM METAL GROUP" со станции "Атырау" Казахской железной дороги на станцию "Абинская" СКЖД в адрес грузополучателя (общества) по накладной СМГС 27 КЗХ Б 0162811 отправило вагон N 52730355 с грузом "отходы и лом черных металлов, кроме дробленых".
11 февраля 2019 года при прохождении состава через весовое устройство АСКО ПВ и взвешивающий рельс РТВ-Д парка "Д" станции "им. М. Горького" Прив. ж.д. обнаружено следующее: по перевозочному документу грузоподъемность - 70 тыс. кг, тара - 22 500 кг, нетто - 60 тыс. кг, брутто - 63 500 кг, по данным справки взвешивающего рельса грузоподъемность - 70 тыс. кг, тара - 22 500 кг, нетто - 60 тыс. кг, брутто - 83 500 кг. Фактически взвешено: брутто - 91 300 кг, нетто - 67 800 кг. Перегруз вагона против документа - 7800 кг. Вагон отцеплен для контрольного взвешивания. По данному факту составлен АОФ от 11.02.2019 N 61100-1-В1/94161.
На момент проверки вагон N 52730355 находился в технически исправном состоянии, за исправным ЗПУ грузоотправителя. По железнодорожной накладной значится груз "лом черных металлов", количество мест - насыпь, масса - 60 тыс. кг. Фактически оказалось, что в вагоне находится лом черных металлов массой 65 650 кг.
На основании АОФ от 11.02.2019 N 61100-1-В1/94161 произведено контрольное взвешивание данного вагона на вагонных весах для статического взвешивания ж/д вагонов Веста СД 100. По документу значится грузоподъемность - 70 тыс. кг, брутто - 83 500 кг, тара - 23 500 кг, нетто - 60 тыс. кг. Фактически оказалось грузоподъемность вагона согласно техпаспорту - 70 тыс. кг, брутто - 89 150 кг, тара согласно справке ГВЦ2651 - 23 500 кг, нетто - 65 650 кг. Взвешивание произведено без учета погрешности. Погрешность весов согласно техпаспорту составляет +/-100 кг. Погрузка в вагоне до полной вместимости на уровне верхней обвязки вагона. Груз накрыт металлическими листами и закреплен проволочными увязками за верхние скобы вагона. По данному факту составлен АОФ от 12.02.2019 N 3/519 и коммерческий акт от 12.02.2019 N ПРВ 1900515/98.
Грузоотправителем при перевозке груза в накладной СМГС 27 КЗХ Б 0162811 допущено искажение сведений о массе груза: в документе значится вес нетто 60 тыс. кг, в действительности - 63 784 кг, что более документа на 3784 кг с учетом погрешности измерений согласно утвержденным ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008 Рекомендациям МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем" (далее - МИ 3115).
Согласно расчету неустойка составляет 420 265 рублей.
ТОО "DRAM METAL GROUP" со станции "Атырау" Казахской железной дороги на станцию "Абинская" СКЖД в адрес грузополучателя по накладной СМГС 27 КЗХ Б 0162951 отправило вагон N 56940547 с грузом "отходы и лом черных металлов, кроме дробленых".
07 марта 2019 года при прохождении состава через взвешивающий рельс РТВ-Д парка "Д" и по прибытии поезда в парк приема "В" станции "им. М. Горького" Прив. ж.д. обнаружено следующее: по перевозочному документу грузоподъемность - 65 500 кг, тара - 24 300 кг, нетто - 60 тыс. кг, брутто - 64 300 кг. По данным справки взвешивающего рельса грузоподъемность - 65 500 кг, тара - 24 300 кг, нетто - 60 тыс. кг, брутто - 84 300 кг. Фактически взвешено брутто - 96 500 кг, нетто - 72 200 кг. Вагон отцеплен для контрольного взвешивания. По данному факту составлен АОФ от 07.03.2019 N 61100-1- В1/94300.
На момент проверки вагон N 56940547 находился в технически исправном состоянии, за исправным ЗПУ грузоотправителя. По железнодорожной накладной значится груз "лом черных металлов", количество мест - насыпь, масса - 60 тыс. кг. Фактически оказалось, что в вагоне находится лом черных металлов массой 68 050 кг.
На основании АОФ от 07.03.2019 N 61100-1-В1/94300 произведено контрольное взвешивание данного вагона. По документу значится грузоподъемность 69 500 кг, брутто - 84 300 кг, тара - 24 300 кг, нетто - 60 тыс. кг. Фактически оказалось, что грузоподъемность вагона согласно техпаспорту - 69 500 кг, брутто - 92 350 кг, тара согласно справке ГВЦ2651 - 24 300 кг, нетто - 68 050 кг. Взвешивание произведено без учета погрешности. Погрешность весов согласно техпаспорту составляет +/-100 кг. Погрузка в вагоне до полной вместимости. Груз накрыт укрывными листами, имеются исправные увязки по всему периметру вагона. По данному факту составлен АОФ от 09.03.2019 N 3/821 и коммерческий акт от 09.03.2019 N ПРВ1900803/141.
Грузоотправителем при перевозке груза в накладной СМГС 27 КЗХ Б 0162951 допущено искажение сведений о массе груза: в документе значится вес нетто 60 тыс. кг, в действительности - 68 050 кг, что более документа на 3784 кг с учетом погрешности измерений согласно МИ 3115.
Согласно расчету неустойка составляет 455 275 рублей.
ТОО "DRAM METAL GROUP" со станции "Атырау" Казахской железной дороги на станцию "Абинская" СКЖД обществу по накладной СМГС 27 КЗХ Б 0163070 отправило вагон N 63751408 с грузом "отходы и лом черных металлов, кроме дробленых".
27 марта 2019 года при прохождении состава через АСКО ПВ и взвешивающий рельс РТВД парка "Д" станции "им. М. Горького" Прив. ж.д. обнаружено следующее:
по перевозочному документу грузоподъемность - 69 500 кг, тара - 24 900 кг, нетто - 59 тыс. кг, брутто - 82 900 кг. По данным справки взвешивающего рельса грузоподъемность - 69 500 кг, тара - 23 900 кг, нетто - 59 тыс. кг, брутто - 82 900 кг. Фактически взвешено брутто - 94 500 кг, нетто - 70 600 кг. Перегруз вагона против документа составил - 11 600 кг. Вагон отцеплен для контрольного взвешивания.
По данному факту составлен АОФ от 27.03.2019 N 61100-1-В1/94523.
На момент проверки вагон N 63751408 находился в технически исправном состоянии за исправным ЗПУ грузоотправителя. По железнодорожной накладной значится груз "лом черных металлов", количество мест - насыпь, масса - 59 тыс. кг. Фактически оказалось, что в вагоне находится лом черных металлов массой 65 100 кг.
На основании АОФ от 27.03.2019 N 61100-1-В1/94523 произведено контрольное взвешивание данного вагона. По документу значится грузоподъемность вагона 69 500 кг, брутто - 82 900 кг, тара - 23 900 кг, нетто - 59 тыс. кг. Фактически грузоподъемность - 69 500 кг, брутто - 89 тыс. кг, тара согласно справке ГВЦ2651 - 23 900 кг, нетто - 65 100 кг. Взвешивание произведено без учета погрешности. Погрешность весов согласно техпаспорту составляет +/-100 кг. Погрузка в вагоне до полной вместимости. Груз накрыт металлическими листами и закреплен проволокой. По данному факту составлен АОФ от 28.03.2019 N 3/975 и коммерческий акт от 28.03.2019 N ПРВ1901015/184.
Грузоотправителем при перевозке груза в накладной СМГС 27 КЗХ Б 0163070 допущено искажение сведений о массе груза - в документе значится вес нетто 59 тыс. кг, в действительности - 65 100 кг, что более документа на 4265 кг с учетом погрешности измерений согласно МИ 3115.
Согласно расчету неустойка составляет 450 265 рублей.
Неоплата обществом неустойки по данным накладным явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 16, 23, 31 СМГС, суд первой инстанции установил факт искажения сведений о массе перевозимого груза, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания неустойки.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Во время взвешивания вагонов на станции отправления выявлено несоответствие указанных в железнодорожных накладных сведений о массе перевозимого груза, в связи с чем грузоотправитель направил начальнику станции отправления уведомления о необходимости корректировки массы груза и составил АОФ.
Таким образом, несоответствие веса вагонов N 52730355, 56940547, 6375140 выявлено еще на станции отправления, о чем сделаны соответствующие пометки в железнодорожных накладных, вагоны перевзвешены на станции "Акжайык".
При этом ответчик оплатил стоимость перевозки с учетом корректировок массы вагонов, сделанных грузоотправителем на основании представленных железной дорогой актов оказанных услуг.
Учитывая изложенное, приняв во внимание, что по первоначальному отражению некорректных сведений о массе груза в накладных отправителем приняты меры по их устранению еще до отправления вагонов и это не повлекло за собой занижение провозной платы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате неустойки, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящим судом, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А32-45969/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.