г. Краснодар |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А63-7784/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Вартапетяна Георгия Мартыновича (ИНН 616300376022, ОГРНИП 304616308200047), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вартапетяна Г.М. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А63-7784/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Вартапетян Г.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), в котором просил признать незаконным отказ в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков от 05.08.2019, содержащийся в сообщении от 24.03.2020 N 01-07-05/349, а также возложить на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020, в удовлетворении заявления отказано. Суды заключили о соответствии оспариваемого отказа закону, поскольку представленная в департамент схема расположения участка не соответствовала требованиям, установленным действующим законодательством. Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) служит основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в спорных правоотношениях выступал как гражданин, поэтому правомерно представил в уполномоченный орган схему расположения участка на бумажном носителе. Действующее законодательство не предусматривает утрату гражданином своей правосубъектности и в том случае, когда он приобретает статус индивидуального предпринимателя.
В отзыве департамент указал на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предпринимателю выдана лицензия на добычу гематитовых руд (т. 1, л. д. 11, 12).
Предприниматель обратился в департамент с ходатайством об изъятии земельного участка (в границах земельного участка с кадастровым номером 09:09:0040101:491) для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя. К ходатайству, в том числе прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. д. 75 - 105).
Департамент письмом от 24.03.2020 уведомил предпринимателя об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка, в связи с отсутствием оснований для утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Предприниматель, указывая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В силу статьи 25.2 Закона о недрах прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и данным Законом. Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса.
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд, в том числе в связи с осуществлением недропользования, производится на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 данного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного субъектами, указанными в пункте 1 статьи 56.4 этого Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, вправе обратиться, в том числе недропользователи, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 Земельного кодекса).
В силу пункта 6 статьи 56.4 Земельного кодекса в случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 56.4 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 данного Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установленными в соответствии с пунктом 12 этой статьи.
В силу пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования), предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
В соответствии с пунктом 12 Требований схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.
Судебные инстанции установили, что схема расположения земельного участка представлена заявителем не в форме электронного документа в требуемом формате, что служит основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса оснований для удовлетворения требований предпринимателя, поскольку оспариваемый отказ департамента соответствует закону. Суды также учитывали, что направление пакета документов в электронном виде не свидетельствует о соблюдении требований к формату схему (файлы в формате XML, HTML), поскольку она направлена в уполномоченный орган в виде файла в формате PDF (т. 1, л. д. 138).
Довод кассационной жалобы предпринимателя о необходимости применения положений абзаца второго пункта 9 статьи 11.10 Земельного кодекса суд округа не принимает.
По общему правилу, закрепленному пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса, подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в форме электронного документа.
Исключение из данного правила предусмотрено только для случаев образования земельного участка при его предоставлении гражданину без проведения торгов - если подготовку схемы расположения земельного участка осуществляет гражданин в целях образования земельного участка для его предоставлению гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусматривает возможность заключения без торгов договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в случае предоставления земельного участка недропользователю, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
С учетом положений приведенных норм и правил статьи 3 Земельного кодекса, исходя из цели изъятия (последующего предоставления) земельного участка, суды правомерно указали, что заявитель должен был подготовить и представить в уполномоченный орган схему расположения земельного участка в форме электронного документа, соответствующего установленным требованиям.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 24.09.2020 и апелляционного постановления от 07.12.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на предпринимателя в соответствии с правилами статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А63-7784/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусматривает возможность заключения без торгов договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в случае предоставления земельного участка недропользователю, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
С учетом положений приведенных норм и правил статьи 3 Земельного кодекса, исходя из цели изъятия (последующего предоставления) земельного участка, суды правомерно указали, что заявитель должен был подготовить и представить в уполномоченный орган схему расположения земельного участка в форме электронного документа, соответствующего установленным требованиям."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2021 г. N Ф08-683/21 по делу N А63-7784/2020