г. Ессентуки |
|
7 декабря 2020 г. |
Дело N А63-7784/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А.,
при участии в судебном заседании от индивидуального предпринимателя Вартапетяна Георгия Мартыновича - Кобыляцкого Д.А. (по доверенности от 01.02.2020); от Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу Федерального агентства по недропользованию - Дибижевой Н.И. (по доверенности от 09.01.2020 N 01-04-07/5), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Вартапетяна Георгия Мартыновича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 по делу N А63-7784/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вартапетян Георгий Мартынович, г. Ростов-на-Дону (далее - предприниматель), обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу Федерального агентства по недропользованию, г. Ессентуки (далее - департамент), о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков от 05.08.2019, выраженного в сообщении от 24.03.2020 N 01-07-05/349, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в спорных правоотношениях он выступает как индивидуальный предприниматель, а ни как физическое лицо и имеет право подготовить схему расположения земельного участка на бумажном носителе.
В отзыве департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов суда закону и материалам дела.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприниматель получил лицензию серии ЧЕР N 00253 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча гематитовых руд на Бечасын-Бермамытском месторождении в 45 км к юго-востоку от аула Верхняя Мара Карачаевского района КЧР, в верховьях р. Худее, правого притока р. Кубань. Лицензия зарегистрирована Территориальным агентством по недропользованию по КЧР 20.06.2006, срок действия лицензии до 30.06.2031.
С целью использовать земельный участок по его назначению (добыча недр) 05.08.2019 предприниматель обратился в департамент с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, расположенного в Карачаево-Черкесской Республике, район Карачаевский, в 25 км на юго-восток от аула Верхняя Мара Карачаевского района КЧР, верховье р. Икара, в пределах земельного участка с кадастровым номером 09:09:0040101:491.
Письмом от 24.03.2020 N 01-07-05/349 департамент сообщил заявителю об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка по причине того, что схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена.
Предприниматель, считая, что правовые основания для отказа в изъятии земельного участка отсутствовали, обжаловал ненормативный правовой акт в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Согласно преамбуле к данному Закону недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 1.2 названного Закона в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью; вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
На основании части 4 статьи 7 этого же Закона пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией; любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 11 Закона N 2395-1 и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктами 1, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно подпункту 3 пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 указанного Кодекса.
Как следует из подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 9 статьи 110 Земельного кодекса, пункта 5 Требований N 762 подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из статьи 1 Земельного кодекса, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Как установлено из материалов дела, лицензия серии ЧЕР N 00253 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча гематитовых руд на Бечасын-Бермамытском месторождении в 45 км к юго-востоку от аула Верхняя Мара Карачаевского района КЧР, в верховьях р. Худее, правого притока р. Кубань. Лицензия зарегистрирована Территориальным агентством по недропользованию по КЧР 20.06.2006, со сроком действия до 30.06.2031 выдана Вартапетяну Георгию Мартыновичу как индивидуальному предпринимателю, для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку предприниматель, заявивший ходатайство об изъятии земельного участка, не несет статус гражданина, подготовка схемы расположения земельного участка должна была быть осуществлена им в форме электронного документа.
Согласно пункту 12 Требований N 762 схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде фата в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
В целях обеспечения реализации требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, оформленного в виде файлов в формате XML издан приказ Росреестра от 27.03.2017 N П/0152.
В соответствии с пунктом 1 указанного приказа схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив. Одна Схема ЗУ на КПТ соответствует одному пакету.
При этом схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению предпринимателя, не соответствовала требованиям законодательства к ее форме, что обоснованно являлось в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 56.4. Земельного Кодекса основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка.
Довод предпринимателя о направлении ходатайства с пакетом документов в департамент в электронном виде не свидетельствует о соблюдении требований в отношении схемы расположения земельного участка, поскольку схема была направлена файлом в формате PDF.
Письмом от 29.05.2020 N 01-07-05/713 департамент сообщил, что предприниматель повторно может направить ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подготовленное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель основывает свои требования на том, что в спорных правоотношениях он выступает гражданином и имеет право подготовить схему расположения земельного участка на бумажном носителе. При этом необходимо пояснить следующее. Земельный кодекс достаточно четко разграничивает понятия "гражданин" и "индивидуальный предприниматель". А в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Граждане таким образом не могут выступать пользователями недр.
Таким образом, обращаясь в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд, недропользователь ИП Вартепетян Г.М. не выступал в качестве гражданина.
А поскольку заявитель не является гражданином, обеспечивающим подготовку схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, соответственно, подготовка схемы расположения земельного участка должна была быть осуществлена в форме электронного документа.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 по делу N А63-7784/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7784/2020
Истец: Вартапетян Георгий Мартынович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Кобыляцкий Дмитрий Андреевич