г. Краснодар |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А32-50178/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Рогового В.А. (доверенность от 03.12.2020), в отсутствие заявителя - Улисковского Сергея Юрьевича, заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Краснодарскому краю (ИНН 2321012499, ОГРН 1042312513980), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Улисковского Сергея Юрьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-50178/2019, установил следующее.
Улисковский С.Ю. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий УФНС России по Краснодарскому краю (далее - управление) и МИ ФНС России N 1 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) по двойной регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя и бездействия в виде неполной государственной регистрации прекращения заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; возложении обязанности исключить Улисковского С.Ю. из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) с 14.01.2013; признать незаконным взыскание налогов и пени, задолженность по которым возникла у заявителя как у индивидуального предпринимателя после 14.01.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МРИ ФНС N 16 по Краснодарскому краю.
Решением от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2020, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Улисковский С.Ю. просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, суды не учли, что в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях отказа в государственной регистрации от 14.11.2008 N 2070 с обязательной ссылкой на нарушения и доказательства уведомления Улисковского С.Ю. о решении об отказе в государственной регистрации. Инспекция была обязана выявить факт не утраченной государственной регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя и отказать в осуществлении регистрационных действий. Риск ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство. С 14.01.2013 заявитель не находится в статусе индивидуального предпринимателя, поэтому с этого момента не является плательщиком страховых взносов.
В отзывах на жалобу управление и МРИ ФНС N 16 просят оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что управление не вправе исключить сведения о предпринимателе из реестра, поскольку это является компетенцией инспекции, в связи с чем управление не является лицом, обязанным по данному требованию.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, регистрирующим органом - ИМНС России по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа в ЕГРИП 21.04.2004 внесены сведения о регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРНИП 304890511200061.
10 ноября 2008 года в МИ ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу представлено заявление Улисковского С.Ю. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001.
По результатам рассмотрения заявления МИ ФНС России N 5 приняло решение об отказе в государственной регистрации от 14.11.2008.
В 2008 году заявитель переехал на постоянное место жительство в Краснодарский край.
15 ноября 2008 года Улисковский С.Ю. представил в МИ ФНС N 3 по Краснодарскому краю документы для государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
20 ноября 2008 года принято решение N 1161 о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРИП внесена запись о государственной регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП 308236232500010.
14 января 2013 года МИ ФНС N 3 России по Краснодарскому краю в ЕГРИП внесена запись о прекращении заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 308236232500010) на основании заявления Улисковского С.Ю. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 28.12.2012.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 06.03.2018 N ММВ-7-4/127 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю" с 09.06.2018 вступили в силу изменения структуры налоговых органов Краснодарского края. МИ ФНС N 3 по Краснодарскому краю реорганизована путем присоединения к инспекции.
12 августа 2019 года Улисковский С.Ю. обратился с жалобой N 219687 в управление по вопросу прекращения заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304890511200061).
В письме от 30.08.2019 N 13-33/31473@ управление отказало заявителю в признании утраченным статуса индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304890511200061) и в перерасчете начисленных налогов и страховых взносов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В пункте 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
С учетом заявительного порядка государственной регистрации, а также в силу пункта 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Прекращение государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, также, по общему правилу, носит заявительный порядок - на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный данным подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного закона.
Форма заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001) утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Суды установили, что 16.08.2019 управление направило в УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу запрос о предоставлении информации и копий документов о государственной регистрации заявителя (прекращения деятельности) в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304890511200061).
Согласно сведений из УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, на основании представленного заявителем комплекта документов, предусмотренного пунктом 1 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом (на момент государственной регистрации - ИМНС России по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа) в ЕГРИП 21.04.2004 внесены сведения об Улисковском С.Ю. как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, присвоен ОГРНИП 304890511200061.
10 ноября 2008 года заявитель представил в ИФНС N 5 заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001. По результатам рассмотрения указанного заявления ИФНС N 5 приняла решение об отказе в государственной регистрации от 14.11.2008 N 2070.
До 01.07.2011 индивидуальный предприниматель, изменивший адрес своего места жительства, должен был самостоятельно подать заявление на внесение соответствующих изменений в ЕГРИП в течение трех рабочих дней с момента изменения адреса жительства (пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно информации, поступившей из УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, обязанность по представлению в ИФНС N 5 сведений об изменении места жительства в Российской Федерации, заявителем не исполнена, вследствие чего сведения о смене Улисковским С.Ю. в 2008 адреса (места жительства) на адрес: 352070, Краснодарский край, Павловский район, ст. Новолеушковская, ул. Магистральная, 13 в ЕГРИП не внесены.
Пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (утратил силу 11.04.2016), датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров. Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства, этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе.
Таким образом, именно на индивидуального предпринимателя в указанный период была возложена обязанность по уведомлению регистрирующего органа об изменении места жительства.
Учитывая, что Улисковский С.Ю. данную обязанность не исполнил, суды пришли к выводу об отнесении риска неблагоприятных последствий в виде двойной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на заявителя и отказали в удовлетворении требований.
Вместе с тем суды не учли следующего.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О разъяснено, что процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В силу пункта 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве.
На основании статьи 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" функции по ведению ЕГРИП возложены на Федеральную налоговую службу.
Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах" утверждены Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах (далее - Основные принципы).
В соответствии с пунктом 1.2.2.3 Основных принципов во избежание повторного присвоения индивидуальному предпринимателю ИНН до осуществления процедуры присвоения ИНН и формирования Свидетельства о постановке на учет физического лица необходимо просмотреть информацию в региональной базе данных ЕГРН с целью выяснения наличия у него ИНН, присвоенного ранее.
В случае отсутствия в региональной базе данных ЕГРН сведений о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя, следует обратиться к федеральной базе данных ЕГРН (пункт 1.2.2.4 Основных принципов).
Если физическому лицу ИНН присвоен ранее, присвоение другого ИНН не производится и при распечатке Свидетельства о постановке на учет физического лица и Уведомления о постановке на учет физического лица используется ранее присвоенный ИНН (пункт 1.2.2.5 Основных принципов).
Как видно из материалов дела, 10.11.2008 Улисковский С.Ю. направил в ИФНС N 5 заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001. По результатам рассмотрения указанного заявления ИФНС N 5 приняла решение об отказе в государственной регистрации от 14.11.2008 N 2070.
Таким образом, на момент принятия инспекцией решения от 20.11.2008 N 1161 о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРИП внесена запись о государственной регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП 308236232500010, он уже был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ОГРНИП 304890511200061, то есть налоговый орган принял решение о повторной регистрации (при наличии действующей записи, которая не погашена).
ЕГРИП содержал сведения о действующей регистрации Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя с двумя ОГРНИП.
14 января 2013 года МИ ФНС N 3 России по Краснодарскому краю в ЕГРИП внесена запись о прекращении заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 308236232500010) на основании его заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 28.12.2012, однако сведения о прекращении его деятельности по ОГРНИП 304890511200061 не внесены.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
Бездействие публично-правового образования как участника гражданского оборота, не выполнившего в разумный срок свои обязанности, или совершившего ошибки, не отвечает критериям разумности и осмотрительности реализации ими правомочий по установлению нарушений закона и принятию соответствующих мер реагирования на нарушения (общеправовой подход, сформированный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 16-П).
Такой подход согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, по мнению которого, если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица (постановления от 05.01.2000 по делу "Бейелер (Beyeler) против Италии" и от 06.12.2011 по делу "Гладышева против России").
Учитывая, что ведение государственного реестра индивидуальных предпринимателей возложено на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы, инспекция при получении заявления Улисковского С.Ю. о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обязана была выявить факт не утраченной государственной регистрации данного лица в качестве индивидуального предпринимателя и отказать в осуществлении оспариваемых регистрационных действий на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах действия налогового органа по двойной регистрации индивидуального предпринимателя являются незаконными.
Налоговый орган неправомерно повторно зарегистрировал Улисковского С.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя в 2008 году, а при обращении его в регистрирующий орган в 2013 году с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя при наличии двойной регистрации не исправил данную ошибку.
Доказательства того, что с 2013 года заявитель продолжал осуществлять предпринимательскую деятельность, в деле отсутствуют. Между тем сохранение регистрации в ЕГРИП явилось основанием для выставления Улисковскому С.Ю. требований об уплате налогов и пени после 14.01.2013.
Данные обстоятельства суды не исследовали и не оценили.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, суды не исследовали и не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе по установлению конкретных требований об уплате налогов и сборов, выставленных заявителю после 14.01.2013, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий, рассматриваемый спор в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении спора суду с учетом изложенного надлежит устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать доводы и возражения участвующих в споре лиц и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-50178/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
Бездействие публично-правового образования как участника гражданского оборота, не выполнившего в разумный срок свои обязанности, или совершившего ошибки, не отвечает критериям разумности и осмотрительности реализации ими правомочий по установлению нарушений закона и принятию соответствующих мер реагирования на нарушения (общеправовой подход, сформированный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 16-П).
...
Учитывая, что ведение государственного реестра индивидуальных предпринимателей возложено на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы, инспекция при получении заявления Улисковского С.Ю. о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обязана была выявить факт не утраченной государственной регистрации данного лица в качестве индивидуального предпринимателя и отказать в осуществлении оспариваемых регистрационных действий на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2021 г. N Ф08-472/21 по делу N А32-50178/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-472/2021
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14401/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50178/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50178/19