г. Краснодар |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А61-441/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502023684, ОГРН 1021500582982), заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502021704, ОГРН 1021500509260) и третьего лица - акционерного общества "Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1513062011, ОГРН 1161513056044), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А61-441/2020, установил следующее.
Министерство экономического развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (далее - казначейство) от 13.01.2020 N 10-22-21/105.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерное общество "Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия - Алания" (далее - общество).
Решением суда от 07.08.2020 (с учетом исправительного определения от 04.09.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на соответствие действующему законодательству оспариваемого представления, а также исполнение министерством представления казначейства от 13.01.2020 N 10-22-21/105.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в оспариваемом представлении не конкретизированы допущенные министерством бюджетные нарушения; казначейство не представило доказательства нарушения министерством бюджетного законодательства; с 01.01.2020 до 01.01.2022 приостановлено действие пунктов 16 - 20 (1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999).
В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 24.10.2019 N 255 казначейство провело внеплановую выездную проверку министерства по вопросу исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил N 999, за период с 30.10.2019 по 18.11.2019, в ходе которой установило следующее.
В нарушение пункта 19 Правил N 999, пункта 4.3.2 Соглашения о предоставлении субсидии в 2017 году из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия - Алания на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия - Алания" от 21.02.2017 N 370-08-008 (далее - Соглашение N 370-08-008) в 2019 году министерство не обеспечило исполнение направленного письмом от 22.03.2019 N ЧС-1-01222 требования Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о возврате в федеральный бюджет 3 993 834 рублей в связи с невыполнением Республикой Северная Осетия - Алания обязательств, предусмотренных Соглашением N 370-08-008, по исполнению графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам, а именно: не обеспечен возврат из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в федеральный бюджет 3 993 834 рублей, рассчитанных Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа в соответствии с пунктом 19 Правил N 999.
По данному факту казначейство составило акт от 18.11.2019 и вынесло представление от 13.01.2020 N 10-22-21/105 о необходимости в срок до 30.04.2020 обеспечить возврат из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа в соответствии с пунктом 19 Правил N 999, в размере 3 993 834 рублей и принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения, указанного в пункте 1 представления от 13.01.2020 N 10-22-21/105.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство обжаловало представление от 13.01.2020 N 10-22-21/105 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), Правила N 999 и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Согласно части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, по результатам которых объектам контроля направляются акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях, и одно из следующих обязательных для исполнения (в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан) требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Понятие бюджетного правонарушения определено в статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения N 370-08-008 Правительство Республики Северная Осетия - Алания обязано обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению N 370-08-008..
Пунктом 4.1.6 Соглашения N 370-08-008 определено, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа обязано в случае, если Правительством Республики Северная Осетия - Алания по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.8.2 Соглашения N 370-08-008, и в срок до первой даты представления отчетности об исполнении Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил N 999 объем средств, подлежащий возврату из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в федеральный бюджет, и направить Правительству Республики Северная Осетия - Алания требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в указанном объеме.
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения N 370-08-008 Правительство Республики Северная Осетия - Алания обязано обеспечивать исполнение требований Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил N 999.
Согласно пункту 19 Правил N 999 в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил N 999, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем 3 пункта 20 Правил N 999.
Суды указали, что согласно представлению казначейства от 28.11.2018 N 10-22-25/19737 в результате направления и использования министерством 40 941 440 рублей бюджетных средств, в том числе за счет средств предоставленной из федерального бюджета субсидии, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Северная Осетия - Алания в рамках подпрограммы "Социально экономическое развитие Республики Северная Осетия - Алания на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года на осуществление имущественного взноса Республикой Северная Осетия - Алания в акционерное общество "Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия - Алания" на реализацию инвестиционного проекта "Создание комплекса по приемке, хранению и первичной подработке зерна" (далее - субсидия) в размере 39 938 340 рублей, за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания в размере 1 003 100 рублей, не достигнуты установленные технико-экономические показатели объекта "Комплекс по приемке, хранению и первичной переработке зерна", что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств, а именно: достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Нарушение в денежном выражении составило 39 938 340 рублей.
Согласно информации, полученной посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система Федерального казначейства", и письму министерства от 12.11.2019 N 38/1735 на момент проверки возврат из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в федеральный бюджет 39 938 340 рублей не осуществлен.
Суды установили, что обязанность министерства по исполнению направленного письмом от 22.03.2019 N ЧС-1-01222 требования Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о возврате в федеральный бюджет 39 938 340 рублей в связи с невыполнением Республикой Северная Осетия - Алания обязательств, предусмотренных Соглашением N 370-08-008, в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил N 999 установлена пунктом 4.3.2 Соглашения N 370-08-008.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что действия министерства охватываются понятием бюджетного правонарушения, определенным в статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суды указали, что фактически министерство оспаривает обстоятельства, установленные представлением казначейства от 28.11.2018 N 10-22-25/19737. При этом представление от 28.11.2018 N 10-22-25/19737 министерство не обжаловало. Обстоятельства, установленные в данном представлении, не являются предметом настоящего спора.
Доказательства, опровергающие выводы, содержащиеся в оспариваемом представлении казначейства от 13.01.2020 N 10-22-21/105, министерство в материалы дела не представило.
Кроме того, согласно представленным министерством платежным поручениям от 27.04.2020 N 510, от 30.04.2020 N 107573, от 22.05.2020 N 185692 спорные денежные средства возвращены обществом 27.04.2020, а министерством - 30.04.2020 и 22.05.2020.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дел доказательствам суды обоснованно отказали министерству в удовлетворении требований о признании недействительным представления казначейства от 13.01.2020 N 10-22-21/105.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559 "О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16 - 20(1) указанных Правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" действие пункта 19 Правил N 999 приостановлено до 01.01.2022 и данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, подлежит отклонению, поскольку нарушения предусмотренных Соглашением N 370-08-008 обязательств допущены министерством и выявлены казначейством до 01.01.2020.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А61-441/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что обязанность министерства по исполнению направленного письмом от 22.03.2019 N ЧС-1-01222 требования Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о возврате в федеральный бюджет 39 938 340 рублей в связи с невыполнением Республикой Северная Осетия - Алания обязательств, предусмотренных Соглашением N 370-08-008, в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил N 999 установлена пунктом 4.3.2 Соглашения N 370-08-008.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что действия министерства охватываются понятием бюджетного правонарушения, определенным в статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Довод кассационной жалобы о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559 "О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, приостановлении действия пунктов 16 - 20(1) указанных Правил и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" действие пункта 19 Правил N 999 приостановлено до 01.01.2022 и данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, подлежит отклонению, поскольку нарушения предусмотренных Соглашением N 370-08-008 обязательств допущены министерством и выявлены казначейством до 01.01.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2021 г. N Ф08-1640/21 по делу N А61-441/2020