г. Краснодар |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А32-20545/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод "Наша Родина"" (ИНН 2329023728, ОГРН 1102329000179) - Долгова А.С. (доверенность от 01.03.2021), от третьего лица - муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район - Вчерашнего Р.В. (доверенность от 17.02.2020), в отсутствие истца - администрации Соколовского сельского поселения Гулькевичского района (ИНН 2329019746, ОГРН 1052316364077), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 2329021960, ОГРН 1072329001062), третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы обществ с ограниченной ответственностью "Водоканал" и "Племенной завод "Наша Родина"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А32-20545/2018, установил следующее.
Администрация Соколовского сельского поселения Гулькевичского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Водоканал" (далее - общество), ООО "Племенной завод "Наша Родина"" (далее - завод) о признании недействительным договора купли-продажи объектов недвижимости от 01.12.2011, заключенного обществом и заводом, и применении последствий недействительности ничтожной сделки посредством аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) регистрационных записей на недвижимое имущество (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район (далее - предприятие) и Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр).
Решением от 14.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление N 86) установлено право, но не обязанность реорганизуемых совхозов и колхозов по передаче в муниципальную собственность объектов социальной сферы; ссылка судов на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), регулирующего отношения по разграничению государственной собственности, не обоснована, так как передача объектов социальной инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется в добровольном порядке; решений о передаче в муниципальную собственность спорных объектов члены реорганизуемого колхоза не принимали.
В кассационной жалобе завод просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, орган местного самоуправления не является субъектом, имеющим исключительное право на обладание инженерными сетями. Племенной завод, имущество которого не относится к государственной собственности, понес финансовые затраты на строительство спорного имущества, а также расходы на его содержание и эксплуатацию. Право собственности завода на спорные объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН, никем не оспорено.
В отзыве на кассационные жалобы предприятие просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды и видно из материалов дела, обеспечение населения Соколовского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края питьевой водой и услугами по водоотведению осуществляется посредством объектов водоснабжения и водоотведения, застройщиком и владельцем которых до реорганизации колхозов и совхозов, а также разграничения государственной собственности являлся племенной завод "Наша Родина".
На момент рассмотрения спора организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети, является предприятие.
Администрация на протяжении длительного времени распоряжениями определяла гарантирующей организацией указанное предприятие, полагая, что водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности.
Однако в письме от 26.05.2017 за N 1187 предприятие уведомило администрацию о том, что оно являлось арендатором сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором аренды, в связи с расторжением которого необходимо определить новую гарантирующую организацию.
Таким образом, администрации стало известно, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения на территории Соколовского сельского поселения Гулькевичского района является общество, ставшее собственником сетей посредством заключения договора купли-продажи от 01.12.2011, по условиям которого общество приобрело у завода объекты водоснабжения и канализации.
Договор зарегистрирован в Росреестре 04.05.2016.
Суды установили, что 23.12.1992 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края N 981 "О перерегистрации Устава колхоза "Наша Родина".
11 сентября 2002 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о Племенном заводе-колхозе "Наша Родина" как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002; присвоен ОГРН 1022303582839.
11 ноября 2002 года прекращена деятельность юридического лица Племенного завода-колхоза "Наша Родина" путем реорганизации в форме преобразования в СПК Племенной завод-колхоз "Наша Родина" (ОГРН 1022303585215).
01 апреля 2010 года подписан передаточный акт, в соответствии с решением внеочередного общего собрания членов кооператива от 11.03.2010 о реорганизации в форме преобразования СПК ПЗК "Наша Родина" в ООО "Племенной завод "Наша Родина"" (завод).
В соответствии с передаточным актом от 01.04.2010 СПК ПЗК "Наша Родина" передало заводу имущество и основные активы. Завод является правопреемником по всем правам и обязанностям СПК ПЗК "Наша Родина". Основные средства переданы на сумму 276 078 346 рублей.
26 мая 2010 года прекращена деятельность юридического лица СПК ПЗК "Наша Родина" путем реорганизации в форме преобразования в завод (ОГРН 1102329000179).
На основании пункта 1.1 договора купли-продажи от 01.12.2011 завод передал обществу следующее недвижимое имущество:
1) артскважина N 5637, инвентарный номер 42460; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42497; здание компрессорной, инвентарный номер б/н, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Кирова, 122-6 (отделение N1);
2) артскважина N 7798, инвентарный номер 42458; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42592, расположенные по адресу: Россия. Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Кирова, 52-а;
3) артскважина N 2322, инвентарный номер 42462; бак водонапорной башни, инвентарный номер 42595; здание компрессорной, инвентарный номер б/н, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гульксвпчскнй район, с Соколовское, ул. Школьная, 7д;
4) артскважина N 7857, инвентарный помер 42457; водонапорная башня БР-25. инвентарный номер 42596, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Школьная, 26 (свиноводческая товарная ферма N 3);
5) артскважина N 262, инвентарный помер 12 42463; бак водонапорной башни, инвентарный номер 42483, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с Соколовское, ул. Октябрьская, 1в;
6) артскважина N 3270, инвентарный номер 42452; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42489, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский, ул. Восточная, 138;
7) артскважина N 2830, инвентарный номер 42455; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42498, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский, ул. Восточная, 24б;
8) артскважина N 6728, инвентарный номер 42461; водонапорная башня БР-15, инвентарный помер 42494, расположенные по адресу: Россия. Краснодарский край. Гулькевичский район, х. Новопавловский, ул. Первомайская, 1а (отделение N 3);
9) артскважина N 3205, инвентарный номер 42464; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42490, расположенные но адресу; Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Машевский, ул. Первомайская, 2а;
10) артскважина N 3863, инвентарный номер 42453; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42597, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Алексеевский, ул. Кочубея, 1а (молочная товарная ферма N 10);
11) артскважина N 7259, инвентарный номер 42456; водонапорная башня БР-15, инвентарный номер 42591, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Алексеевский, ул. Гагарина, 18 (отделение N 4);
12) артскважина N 46658, инвентарный номер б/н, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Машевский, ул. Подстанция, 4;
13) водопроводные сети общей протяженностью 29 435 м (водопровод по ул. Советская, протяженностью 465 м, диаметр трубы 150 мм, инвентарный номер 42603; водопровод по ул. Юбилейная, протяженностью 460 м, диаметр грубы 50 мм, инвентарный номер 42604; водопровод по ул. Ленина, протяженностью 2725 м, диаметр трубы 100-150 мм, инвентарный номер 42606; водопровод по ул. Ленина, Южная, Мира, Октябрьская, протяженностью 10185 м, диаметр трубы 100-200 мм, инвентарный номер 42602; водопровод по ул. Школьная, Мира. Пушкина, протяженностью 10000 м, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 42605. водопровод по ул. Кирова, протяженностью 5600 м, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 42600), расположенные по адресу; Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское;
14) водопроводные сети общей протяженностью 2490 м (водопровод по ул. Ленина, диаметр трубы 100 мм, инвентарный помер 42608; водопровод по ул. Гагарина, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 42607), расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Алексеевский;
15) водопровод протяженностью 3820 м, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 42601, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Машевский;
16) водопровод протяженностью 4200 м, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 42609, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский;
17) водоснабжение отделения N 3 протяженностью 1700 м, диаметр трубы 100 мм, инвентарный номер 43173, расположенное по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский.
Согласно пункту 1.3 договора в качестве документов, подтверждающих право собственности завода, указан передаточный от 01.04.2010 акт N 5 и решение Гулькевичского районного суда от 14.12.2010.
Росреестр предоставил копии 18 регистрационных дел на приобретенные обществом объекты по договору. Регистрационные дела содержат заявления на первичную регистрацию права собственности завода и переход права к обществу и на регистрацию права собственности общества. Исходя из заявлений в качестве документов (оснований прав) предоставлен только договор.
При этом Росреестр также предоставил передаточный акт от 01.04.2010, который не предоставлялся заявителями при обращении за регистрацией прав. Согласно передаточному акту от 01.04.2010 сумма основных средств, переданная при реорганизации, равна 276 078 346 рублей. Однако перечень переданных объектов отсутствует, имеется только справка об идентификации объектов от 29.04.2016 N 230, выданная заводом.
Полагая, что договор купли-продажи от 01.12.2011 является недействительным (ничтожным), администрация обратилась в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (далее - постановление N 708) предусматривалось, что при приватизации сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы, в том числе акционерные общества. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти (пункты 5 и 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением N 708).
Пунктом 13 указанного положения закреплялось, что определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия. Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхоза, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.
Порядок реорганизации колхозов и совхозов установлен постановлением N 86, согласно пунктам 5 и 6 которого колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят сельским (поселковым) Советам народных депутатов. Колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом России, Госкомимуществом России 10.02.1992, принятой на основании постановления N 86 (далее - инструкция), установлено, что в состав имущества, передаваемого колхозами и совхозами муниципальным органам, включается имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.). При этом задолженность по непогашенным государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходит на муниципальные органы - сельские (поселковые) Советы народных депутатов (пункт 2 инструкции). Право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов согласовывается с сельским (поселковым) Советом, которому передаются указанные объекты. В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов, решение в указанной части принимает районный Совет народных депутатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" (далее - постановление N 724) одобрены разработанные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность.
В пункте 2 постановления N 724 закреплено, что передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.
В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться:
1) объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки, больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, физкультурно-оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы);
2) обобществленный жилищный фонд;
3) объекты бытового обслуживания (комбинаты, дома и комнаты быта, комплексные приемные пункты, ателье, гостиницы);
4) объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе. столовые, рестораны);
5) объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы, тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты благоустройства и озеленения, бани и прачечные);
6) объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые автомобильные дороги);
7) другие объекты общего пользования на селе (пункт 3 постановления N 724).
Объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту (пункт 4 постановления N 724).
Постановлением N 724 утверждены Рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность, согласно пункту 1 которого условия и порядок передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, предусмотренные указанными рекомендациями, распространяются на соответствующие объекты сельскохозяйственных организаций, в первую очередь реорганизованных и находящихся в стадии реорганизации.
Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов (пункт 2 Рекомендаций).
Согласно пункту 3 названных Рекомендаций в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки, больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, физкультурно-оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы).
Указанные объекты передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту. Передача этих объектов производится в месячный срок с момента принятия решения трудовым коллективом сельскохозяйственной организации и оформляется актом приемки-передачи (пункт 4 указанных Рекомендаций).
Пунктом 2 постановления N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, названные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 "Объекты, относящиеся к муниципальной собственности" постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:
1) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
2) жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
3) объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
4) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Таким образом, приложением N 3 объекты инженерной инфраструктуры отнесены к объектам муниципальной собственности.
Пунктом 5 постановления N 3020-1 установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно которому в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 235), с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение).
Пунктом 2 данного постановления установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
Согласно пункту 1 Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизированные предприятия.
В пункте 2 Положения установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и приведен перечень имущества, подлежащего передаче, в который включены, в том числе, сооружения и сети водопровода и канализации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.04.2019 N 864-О основным правовым актом, регламентирующим передачу государственного имущества в муниципальную собственность в процессе становления Российской Федерации как федеративного государства, признающего самостоятельность (в том числе экономическую) местного самоуправления, стало постановление N 3020-I. Приложение 3 к названному постановлению содержит перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности. Данный перечень был сформулирован, как следует из его содержания, на основе функциональных характеристик объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность (жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты здравоохранения и т.д.). Подобный функциональный критерий, используемый для целей передачи определенного вида объектов государственной собственности в муниципальную собственность, был призван обеспечить решение вопросов местного значения за счет публичного имущества, ранее использовавшегося в этих же целях, то есть обеспечить необходимое правопреемство при проведении в Российской Федерации конституционной реформы местного самоуправления.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Суды правомерно исходили из того, что спорные объекты относятся к инженерной инфраструктуре, при помощи которой осуществляется снабжение коммунальными ресурсами поселения. Спорные объекты представляют собой единый комплекс муниципального водоснабжения в жилом поселке, обеспечивающий решение задач, не входивших в компетенцию селькохозяйственного предприятия (оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю его деятельности).
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что правопредшественник завода не приобрел в собственность спорное имущество, поэтому последующая сделка является недействительной.
Отказывая в ходатайстве ответчика о пропуске срока исковой давности, суды правильно указали на то, что истец не являются стороной оспариваемой сделки, поэтому срок исковой давности следует исчислять не с начала ее исполнения, а с даты государственной регистрации прав в отношении спорного недвижимого имущества за обществом, поскольку для третьих лиц (истца) сведения об изменении правообладателя стали известными только с момента внесения в ЕГРН соответствующей записи.
Установив, что спорное имущество находится в фактическом владении предприятия, суды в целях восстановления нарушенных прав муниципального образования правильно указали на применение последствий недействительности ничтожной сделки в виде аннулирования записи о праве собственности общества на спорные объекты в ЕГРН.
Аналогичные выводы сделаны по делам N А32-20445/2018, А32-20549/2018, А32-20471/2018.
Доводы кассационных жалоб не опровергают законность и обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанции, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств.
С учетом изложенного основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А32-20545/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.