г. Краснодар |
|
26 марта 2021 г. |
Дело N А53-44910/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Айбатулина К.К., при участии от истца - муниципального унитарного предприятия "Управление "Водоканал"" (ИНН 6154051373, ОГРН 1026102579007) - Жарковой-Бессмертной О.В. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Красный гидропресс" (ИНН 6154082903, ОГРН 1026102576444), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Красный гидропресс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2020 по делу N А53-44910/2019, установил следующее.
МУП "Управление "Водоканал"" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Красный гидропресс" (далее - общество) о взыскании 2 304 613 рублей 08 копеек задолженности.
Решением от 31.08.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 05.12.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 дополнительным соглашением абоненту утверждены временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации г. Таганрога, и установлена плата в размере 6 рублей 42 копеек за 1 куб. м (без НДС). В период с 01.06.2017 по 31.12.2018 последующим соглашением абоненту утверждены ВУП загрязняющих веществ и установлена плата в размере 1 рубля 03 копеек за 1 куб. м (без НДС). Истец незаконно выставил к оплате задолженность за май - июнь, октябрь - декабрь 2017 года исходя из завышенного тарифа на услуги за сброс загрязняющих веществ. В связи с этим размер задолженности за сброс загрязняющих веществ является неверным и подлежит снижению до 528 620 рублей 76 копеек.
В отзыве предприятие отклонило доводы кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителя предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприятие и общество (абонент) заключили договор на отпуск воды и прием сточных вод от 30.11.2004 N 13. Согласно пункту 5.2 дополнительного соглашения от 15.05.2014 к договору при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод отбор пробы производится путем смешивания проб, отбираемых из контрольных канализационных колодцев (пункт 1 соглашения).
Дополнительным соглашением стороны дополнили раздел 4 договора пунктом 4.6.1 (согласно которому при условии выполнения согласованного и утвержденного плана водоохранных мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ предприятие утверждает абоненту временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ (с указанием их наименований и временно допустимых концентраций; ВДК) в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации г. Таганрога, на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 и устанавливает оплату за 1 куб. м сточных вод в размере 6 рублей 93 копеек, без НДС) и пунктом 4.6.2 (согласно которому расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм ВДК производится с применением пятикратного повышающего коэффициента к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов). На 2017 год сторонами заключены аналогичные соглашения на таких же условиях, при этом размер платы за 1 куб. м сточных вод установлен в размере 6 рублей 42 копеек, без НДС) в отношении 14 загрязняющих веществ, а с 01.06.2017 в размере 1 рубля 03 копеек за 1 куб. м (без НДС) в отношении 7 загрязняющих веществ.
Предприятие 25.01.2016, 26.04.2016, 14.07.2016 и 26.10.2016 производило контрольные отборы проб сточных вод и по результатам лабораторного анализа выявило загрязняющие вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения.
18 января 2017 года в адрес предприятия от общества поступила декларация о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в систему централизованного водоотведения.
Предприятие произвело начисление платы за негативное воздействия на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Общество оплатило выставленные счета частично, в связи с этим за ним образовалось 1 218 293 рубля 33 копейки задолженности за негативное воздействия на работу системы водоотведения и 1 086 319 рублей 75 копеек задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (далее - Порядок взимания платы).
Главой 5 Закона N 416-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу положений действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а также пункта 2.5 спорного договора на истце лежит обязанность контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация ВКХ вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, законодатель установил три самостоятельных вида платежа:
1) плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод (или плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ), 2) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 3) плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В рамках данного спора предприятие заявило о взыскании двух плат: за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в дело доказательства и условия договора, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика 1 218 293 рублей 33 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 1 086 319 рублей 75 копеек за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
В части взыскания 1 218 293 рублей 33 копеек платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения судебные акты не обжалуются.
Ответчик оспаривает размер платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами, ссылаясь на дополнительные соглашения к договору, которыми сторонами согласованы временные условия приема загрязняющих веществ и установлен тариф при расчете платы.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами произведен истцом в соответствии с нормами Порядка взимания платы. Данный расчет проверен и признан судами обоснованным.
В пункте 22.3 Порядка взимания платы установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (пункт 22.3. в редакции постановления от 12.05.2017 N 340 применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2017).
В предыдущей редакции (применяемой к правоотношениям, возникшим до 01.01.2017) пункт 22.3 Порядка предусматривал, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Поскольку анализ отобранных проб показал превышение ВДК загрязняющих веществ в сточных водах, что ответчик не оспаривал, предприятие в силу пункта 4.6.2 при расчете платы за сброс правомерно применило нормы названного Порядка, а не установленный дополнительными соглашениям тариф, применение которого допустимо только при соблюдение абонентом условий пункта 4.6.1 договора.
С учетом изложенного, суды обоснованно удовлетворили требования истца в заявленной сумме.
Доводы жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2020 по делу N А53-44910/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Главой 5 Закона N 416-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
...
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация ВКХ вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2021 г. N Ф08-2057/21 по делу N А53-44910/2019