г. Краснодар |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А32-52438/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 616503506, ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 02.02.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А32-52438/2019, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 23 900 кв. м (кадастровый номер 23:40:0305001:115), приведенного в сообщении от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658. Заявитель также просил возложить на управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерацией на указанный земельный участок (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 23 900 кв. м с кадастровым номером 23:40:0305001:115 (сообщение от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658). На уполномоченный орган возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерацией на указанный земельный участок. Суды пришли к выводу об отсутствии у государственного регистратора предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0305001:115, поскольку в государственном реестре недвижимости и представленных учреждением документах отсутствовала информация о категории данного участка. Суды не учли, что отсутствие информации о категории земельного участка исключает возможность внесения сведений в ЕГРН о его правообладателе. Государственный регистратор правомерно приостановил и отказал учреждению в совершении регистрационных действий.
В отзыве учреждение указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, учреждение 20.09.2019 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 23 900 кв. м с кадастровым номером 23:40:0305001:115, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка (т. 1, л. д. 39, 40). В качестве основания возникновения права на данный участок указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) и государственный акт на право пользования землей от 17.05.1989 серии A-I N 398893.
Уведомлением от 27.09.2019 N 23/999/001/2019-258658 государственная регистрация права собственности Российской Федерации приостановлена до 27.12.2019, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель (т. 1, л. д. 10).
Учреждение 14.10.2019 направило в управление заявление N 23/999/001/2019-273345 о возобновлении государственной регистрации, приложив декларацию, заполненную в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ; т. 1, л. д. 13 - 15).
Уведомлением от 16.10.2019 заявителю сообщено об отказе в снятии приостановления по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258658 (т. 1, л. д. 31, 32).
Сообщением от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658 государственный регистратор уведомил учреждение об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель (т. 1, л. д. 64).
Учреждение, полагая, что основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствовали, обратилось с заявлением в арбитражный суд
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьями 3 и 29 Закона N 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, производит прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные данным Законом.
В силу статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В статье 70 Закона N 218-ФЗ перечислены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Так, в части 5 данной статьи установлено, что в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
При этом особенности, установленные частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (часть 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению.
Таким образом, положения части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусматривают иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона от N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями применимых при проверке законности оспариваемого отказа норм Закона N 218-ФЗ, установив, что заявитель представил в управление декларацию по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157, а его обращение о государственной регистрации основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, в связи с чем правомерно удовлетворили заявление учреждения.
Доводы управления о том, что в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, не имеют правового значения для разрешения вопроса о регистрации права собственности на данный участок в порядке частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (оспариваемый отказ и представленные в материалы дела документы не содержат указания государственного регистратора на несоответствие представленной учреждением декларации требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157). Управление не учитывает, что в данном случае сведения об установлении, изменении категории земель, об отнесении земельного участка к определенной категории могли быть указаны при наличии соответствующих сведений в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах (подпункт 2 пункта 22 формы декларации, утвержденной приказом от 21.03.2016 N 157). В государственном акте, выданном 17.05.1989, сведения, позволяющие определенно указать в декларации категорию земель (дополнительную информацию), не приведены (т. 1, л. д. 19, 20).
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.10.2020 и апелляционного постановления от 23.12.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А32-52438/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы управления о том, что в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, не имеют правового значения для разрешения вопроса о регистрации права собственности на данный участок в порядке частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (оспариваемый отказ и представленные в материалы дела документы не содержат указания государственного регистратора на несоответствие представленной учреждением декларации требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157). Управление не учитывает, что в данном случае сведения об установлении, изменении категории земель, об отнесении земельного участка к определенной категории могли быть указаны при наличии соответствующих сведений в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах (подпункт 2 пункта 22 формы декларации, утвержденной приказом от 21.03.2016 N 157). В государственном акте, выданном 17.05.1989, сведения, позволяющие определенно указать в декларации категорию земель (дополнительную информацию), не приведены (т. 1, л. д. 19, 20)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-2208/21 по делу N А32-52438/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2208/2021
23.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20242/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52438/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52438/19