Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-2208/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2020 г. |
дело N А32-52438/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представитель Ухов В.И. по доверенности от 09.01.2020,
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 по делу N А32-52438/2019
по иску федерального государственного казенного учреждения
"Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, общей площадью 23 900 кв.м. В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности земельный участок с кадастровым номером 23:40:0305001:115, общей площадью 23 900 кв.м. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 1-4)).
Заявленные требования мотивированы тем, что государственным регистратором не в полной мере была проведена правовая экспертиза оснований возникновения права собственности Российской Федерации в отношении указанного земельного участка, не проверено положения пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ). Действия регистратора противоречат части 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, общей площадью 23 900 кв.м. В порядке устранения нарушения суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0305001:115, общей площадью 23 900 кв.м, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу. Решение мотивировано тем, что учреждение приложило к заявлению все необходимые документы для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что государственный регистратор, руководствуясь статьей 26 Закона N 218-ФЗ, правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении спорного имущества, поскольку в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, что препятствует регистрации прав в его отношении.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель учреждения дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, настаивал на доводах отзыва и прочил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 учреждение обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0305001:115, общей площадью 23 900 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка.
В качестве основания возникновения права указан пункт 10 статьи 1 Закона N 61-ФЗ и государственный акт на право пользования землей от 17.05.1989 A-I N 398893.
Уведомлением от 27.09.2019 N 23/999/001/2019-258658 по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258658 управление известило учреждение о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации приостановлена до 27.12.2019, поскольку в отношении спорного земельного участка не установлена категория земель.
Учреждение 14.10.2019 направило заявление N 23/999/001/2019-273345 о возобновлении государственной регистрации; к заявлению была приложена декларация в отношении земельного участка с кадастровым номером N 23:40:0305001:115, заполненная в соответствии с требованиями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
16.10.2019 управление направило заявителю уведомление об отказе в снятии приостановления по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258658.
Впоследствии решением от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258658 учреждению отказано в государственной регистрации права федеральной собственности, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель.
Учреждение, полагая, что решение управления не соответствует положениям Закона N 218-ФЗ, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведен в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Управление указало, что препятствием к государственной регистрации является неуказание в заявлении и приложенных документах категории земель применительно к спорному земельному участку.
В силу части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (часть 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее - Требования).
Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Законом N 218-ФЗ осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Пунктом 9 Требований предусмотрено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реквизите "Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)" при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11).
В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, представленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13).
Таким образом, положениями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, то есть, установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона от N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Суд первой инстанции установил, что заявитель представил в управление декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157. Обращение учреждения с целью осуществить государственный кадастровый учет основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного Закона. Принимая во внимание, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения управления и правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного доводы управления о том, что в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0305001:115, не имеют правового значения для разрешения вопроса о регистрации права собственности на земельный участок в порядке частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, доводы, приведенные управлением в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 по делу N А32-52438/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52438/2019
Истец: РОСРЕЕСТР, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел, ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2208/2021
23.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20242/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52438/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52438/19