г. Краснодар |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А32-61248/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 02.06.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" (ИНН 2309075012, ОГРН 1022301430249), непубличного акционерного общества "Лабинское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1052308543231, ИНН 2314017986), министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Переверзева Л.А., извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 20231 6, 20230 9, 20228 6, 20232 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А32-61248/2019, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 18.10.2019 N 19-027.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ КК "Краснодаравтодор", НАО "Лабинское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - НАО "Лабинское ДРСУ"), министр транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Переверзев Л.А.
Решением суда от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2020, в удовлетворении заявления отказано по мотиву наличия оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требование. Указывает, что акты приемки выполненных работ по форме КС-2 подтверждают выполнение промежуточных работ для проведения расчетов, не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которым закон связывает переход риска на заказчика. Подрядчик нарушал сроки работ по условиям контрактов. Документом о приемке работ и сроках их выполнения является акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненного капитальным ремонтом участка автомобильной дороги и дорожных сооружений.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя департамента, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что департамент провел внеплановую камеральную проверку соблюдения министерством законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при исполнении государственных контрактов, заключенных с НАО "Лабинское ДРСУ", за 2017, 2018 годы, истекший 2019 год, по результатам которой составил акт от 06.09.2019 и вынес предписание от 18.10.2019 N 19-027 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым министерству предписано в срок до 18.12.2019:
- во исполнение частей 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) совершить действия, направленные на применение мер ответственности в отношении подрядчика НАО "Лабинское ДРСУ", направить требования об уплате пеней, исчисленных по Правилам определения размера штрафа, начисляемого при ненадлежащем исполнении заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пеней за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063), за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контрактам от 30.08.2017 N 489; 03.10.2017 N 570;
- во исполнение частей 6 и 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ совершить действия по применению мер ответственности в отношении подрядчика НАО "Лабинское ДРСУ", направить требования об уплате пеней по Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042), за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контрактам от 05.04.2018 N 196, 25.04.2018 N 267, 20.07.2018 N 478, 30.07.2018 N 489, 31.10.2018 N 824, 20.02.2018 N 119.
Министерство обжаловало предписание в арбитражный суд.
Суд обоснованно счел доказанным совершение вмененных министерству нарушений, предписание - законным и обоснованным.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что министерство (заказчик) и НАО "Лабинское ДРСУ" (подрядчик) заключили государственные контракты от 30.08.2017 N 489, 03.10.2017 N 570, 05.04.2018 N 196, 25.04.2018 N 267, 20.07.2018 N 478, 30.07.2018 N 489, 31.10.2018 N 824, 20.02.2019 N 119 на выполнение подрядных работ, по которым подрядчик выполняет работы в объеме и в сроки, определенными государственными контрактами (пункт 1.1).
В силу пункта 6.1 государственных контрактов приемка выполненных работ (этапов работ), указанных в пункте 1.1 контрактов, производится представителем заказчика в последние семь дней отчетного месяца после письменного уведомления подрядчиком заказчика о завершении работ. Заказчик выделяет для ежемесячной приемки выполненных работ (этапов работ) ответственного представителя ГКУ КК "Краснодаравтодор" (пункт 4.3.2).
Порядок приемки выполненных работ заказчиком (уполномоченным представителем) по объему и качеству и качеству осуществляется на основании ВСН 19-81/Минавтодор РСФСР. Ведомственные строительные нормы. Правила приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонте автомобильных дорог, утвержденных Минавтодором РСФСР 22.06.1981 (далее - ВСН 19-81, пункт 6.7).
Пунктом 5.1 государственных контрактов стороны определили, что актом приемки выполненных работ (этапов работ) будет являться акт по форме КС-2, а оплата за выполненные работы осуществляется в 30-тидневный срок с момента и на основании акта выполненных работ КС-2, подписанного ГКУ КК "Краснодаравтодор" и подрядчиком, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Суд отметил, что акты приемки законченного строительством объекта по формам КС-11, КС-14 являются заключительными документами, предназначенными для оформления приемки законченного строительством объекта в целом, а не отдельных его частей или этапов, и подлежат заполнению только после того, как заказчик проведет соответствующую проверку и документально зафиксирует результаты всех произведенных работ, обследований, испытаний и измерений; именно названные сведения формируют акты по форме КС-11, КС-14.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что акты по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, определяющие фактическую дату приемки выполненных работ (этапов работ) и их стоимость, являются предшествующими актам по формам КС-11, КС-14, без КС-2 и КС-3. Соответственно, не представляется возможным признать расходы в учете и подтвердить фактические выполненные объемы работ и фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.
В актах приемочной комиссии к государственным контрактам о готовности к приемке в эксплуатацию выполненного капитальным ремонтом участка автомобильной дороги и дорожных сооружений содержится указание о передаче на хранение в Лабинский дорожный филиал ГКУ КК "Краснодаравтодор" рассмотренных комиссией документов, в том числе и актов по форме КС-2, что свидетельствует о заполнении акта на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС3, подписанных сторонами и подтверждающих фактическую приемку заказчиком выполненных работ подрядчиком, без которых фактически не представляется возможным конкретизировать, какие именно работы выполнены на объекте, в каком объеме, и на какую стоимость.
Поскольку акты приемки выполненных работ (этапов) работ по форме КС-2 и справки по форме КС-3, подтверждающие фактическую сдачу выполненных работ (этапов работ) подрядчиком и фактическую их приемку заказчиком, подписаны позже, чем сроки окончания работ, согласованные сторонами в пункте 3.2 государственных контрактов, это признано свидетельством нарушения сроков выполнения работ по ним. Поэтому у министерства возникает право предъявления соответствующих финансовых санкций к подрядчику.
Суд обоснованно отклонил ссылки министерства на пункт 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" и письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 20.03.2009 N 03-07-10/07.
Довод министерства о том, что акты КС-2 и справки КС-3 имеют значение только для бухгалтерского учета и не влияют на взаимные права и обязанности сторон договора подряда, суд отклонил со ссылкой на пункт 6.5 контрактов, исходя из которого при обнаружении недостатка (дефекта) в процессе выполнения работ к подрядчику применяются меры ответственности. При этом составляется соответствующий акт с участием представителя подрядчика и заказчика, по которому подрядчик принимает необходимые меры к их исправлению за свой счет без возмещения затрат заказчиком.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о нарушении подрядчиком сроков окончания выполнения работ на объектах, в связи с чем министерству следовало совершить действия по применению мер ответственности в отношении НАО "Лабинское ДРСУ" (направить требования об уплате пеней, исчисленных по Правилам N 1042 и 1063, за просрочку исполнения подрядчиком обязательств по вышеуказанным государственным контрактам).
Предписание не содержит требований о взыскании пеней в заранее определенном размере.
Отклоняя довод министерства о необходимости применения к спорным правоотношениям статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд отметил, что департамент в рассматриваемый период имел полномочия по вынесению предписания министерству по пункту 3 части 27 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
Суд учел пояснения департамента об исполнении министерством предписания и принятии мер по усилению контроля по исполнению контрактов (проведено совещание с участием представителей ГКУ КК "Краснодаравтодор" о необходимости устранения причин и условий нарушений, отраженных в акте проверки департамента, предъявлены требования об уплате неустойки (пеней) подрядчику НАО "Лабинское ДРСУ").
Расчет неустойки министерство произвело по Правилам N 1042 и 1063.
НАО "Лабинское ДРСУ" уплатило неустойку (пени) по семи государственным контрактам, что также свидетельствует о согласии подрядчика с выявленными департаментом нарушениями окончательных сроков выполнения работ на объектах.
Оспариваемое предписание департамента признано соответствующим закону и не нарушающим прав министерства, не возлагающим на него каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом. Доказательства обратного не представлены.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А32-61248/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил и материалами дела подтверждается, что департамент провел внеплановую камеральную проверку соблюдения министерством законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при исполнении государственных контрактов, заключенных с НАО "Лабинское ДРСУ", за 2017, 2018 годы, истекший 2019 год, по результатам которой составил акт от 06.09.2019 и вынес предписание от 18.10.2019 N 19-027 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым министерству предписано в срок до 18.12.2019:
- во исполнение частей 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) совершить действия, направленные на применение мер ответственности в отношении подрядчика НАО "Лабинское ДРСУ", направить требования об уплате пеней, исчисленных по Правилам определения размера штрафа, начисляемого при ненадлежащем исполнении заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пеней за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063), за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контрактам от 30.08.2017 N 489; 03.10.2017 N 570;
- во исполнение частей 6 и 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ совершить действия по применению мер ответственности в отношении подрядчика НАО "Лабинское ДРСУ", направить требования об уплате пеней по Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042), за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контрактам от 05.04.2018 N 196, 25.04.2018 N 267, 20.07.2018 N 478, 30.07.2018 N 489, 31.10.2018 N 824, 20.02.2018 N 119.
...
Суд обоснованно отклонил ссылки министерства на пункт 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" и письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 20.03.2009 N 03-07-10/07.
...
Предписание не содержит требований о взыскании пеней в заранее определенном размере.
Отклоняя довод министерства о необходимости применения к спорным правоотношениям статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд отметил, что департамент в рассматриваемый период имел полномочия по вынесению предписания министерству по пункту 3 части 27 статьи 99 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-2258/21 по делу N А32-61248/2019