г. Краснодар |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А53-12358/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ИНН 6155009818, ОГРН 1026102771540), органа, осуществляющего публичные полномочия - комитета по управлению имуществом администрации города Шахты (ИНН 6155018266, ОГРН 1026102781099) и третьего лица - департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития администрации города Шахты, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А53-12358/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к комитету по управлению имуществом администрации города Шахты (далее - комитет, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение от 03.03.2020 N 2.1-06/774 об отказе в продаже земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская, без проведения торгов;
- обязать комитет в месячный срок с даты вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, расположенного по адресу: г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская, с предложением о заключении соответствующего договора.
Требования основаны на положениях статьей 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Заявление мотивировано наличием у общества как собственника сооружения связи права на приобретение расположенного под таким объектом (необходимого для его эксплуатации) земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития администрации города Шахты (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что между комитетом и обществом заключен договор аренды от 21.06.2019 N 9107 земельного участка общей площадью 24 кв. м с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская. Участок имеет разрешенное использование - для размещения объектов связи и предоставлен обществу для строительства опоры связи на срок с 21.06.2019 по 21.06.2029. Договор аренды 04.07.2019 прошел процедуру государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). За обществом в ЕГРН зарегистрировано право собственности на сооружение связи (антенная опора высотой 25 м) с кадастровым номером 61:59:0040424:6782, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 61:59:0040427:6782 по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская. Общество 13.02.2020 обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 24 кв. м с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, внесении изменений в договор аренды от 21.06.2019 N 9107 в связи с окончанием строительства объекта. Решением комитета от 03.03.2020 обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность (без торгов) со ссылкой на пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса. Заявителю разъяснена возможность установления сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка и расторжения договора аренды от 21.06.2019 N 9107. Общество, ссылаясь на незаконность решения комитета, нарушающего права (интересы) заявителя как собственника объекта недвижимости, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 7, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20, 39.36, 85 Земельного кодекса, статьями 130, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьями 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвердившим Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). Суды установили, что металлическая антенная опора, принадлежащая обществу и расположенная на испрашиваемом земельном участке, учтена в ЕГРН, ей присвоен кадастровый номер 61:59:0040424:6782. Право собственности общества на данный объект подтверждено копией выписки из ЕГРН от 06.02.2020. Как следует из заключения ООО "Архитектурно-кадастровое бюро" от 13.02.2020, антенная опора высотой 25 м имеет основание из опорной плиты глубиной 3,99 м, шириной 3,86 м и длиной 3,86 м, выполненной из бетона класса прочности В25 с армированием. На бетонное основание - опорную плиту установлен стержень диаметром 720 мм, выполненный из стальных труб сварным способом, на котором крепятся лестницы и площадки для подъема в фазовый центр. Сам фазовый центр является сборным, разборным радиотехническим элементом, который может заменяться. С учетом доказательств, представленных в материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что принадлежащее обществу сооружение связи не является объектом недвижимого имущества ввиду отсутствия у нее признаков, указанных в статье 130 Гражданского кодекса. Земельный участок испрашивается обществом для размещения объекта (сооружения связи), разрешение на строительство которого не выдавалось, поэтому комитет правомерно указал в решении об отказе от 03.03.2020 на возможность предоставления данного участка заявителю на ином праве. При таких обстоятельствах судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований. Довод общества о нерассмотрении судом первой инстанции его ходатайства о приобщении дополнительных документов апелляционным судом отклонен. Размещенное обществом в электронной Картотеке дела внесудебное заключение N 50 строительно-технического исследования сооружения связи, согласно которому антенная опора является капитальным объектом, получено вне рамок настоящего дела, эксперты не давали подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом заключение внесудебного специалиста не имеет для суда заранее установленной силы и решающего для разрешения спора значения. Исходя из норм земельного законодательства, наличия в ЕГРН зарегистрированного за обществом права собственности на сооружение связи с кадастровым номером 61:59:0040424:6782, оно вправе обратиться в администрацию города Шахты с заявлением об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суд первой инстанции не разрешил ходатайство общества о приобщении к делу дополнительных документов, существенно нарушив нормы процессуального права, что влечет отмену судебного акта. В представленном обществом строительно-техническом исследовании сооружения связи N 50 указано, что антенная опора по своим техническим характеристикам, признакам, с момента его проектирования является объектом капитального строительства, имеющим прочную связь с землей. У собственника исследуемого объекта отсутствует возможность произвести его перемещение посредством демонтажа и последующей установки в ином месте без существенного ущерба назначению и без изменения основных конструктивных характеристик объекта. Линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, наряду с линиями электропередач, отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2 пункта 3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 (далее - Положение N 68), рассматривается как отдельный объект недвижимости. По своим техническим характеристикам возведенное сооружение связи не является временным и не носит характер вспомогательного. Функциональным назначением данного сооружения связи и целью его возведения является длительное использование в уставных целях. Вывод судов об отсутствии оснований для признания антенной опоры объектом недвижимого имущества ошибочен. Судебные инстанции не приняли во внимание правовой смысл и содержание норм, регламентирующих особенности государственной регистрации права собственности на линейно-кабельные сооружения связи, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 Положения N 68, понятие строений и сооружений вспомогательного использования, сформулированное ГОСТом 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". Суды не учли, что на испрашиваемом земельном участке, на котором расположена антенная опора, отсутствуют основные объекты недвижимого имущества, по отношению к которым сооружение связи несет вспомогательную или обслуживающую функцию. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Комитет в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Уполномоченный орган отмечает, что испрашиваемый обществом в собственность земельный участок необходим для размещения сооружения связи. Поэтому комитет обоснованно исходил из возможности использования данного участка собственником сооружения связи на ином праве в силу прямого указания закона (пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса). В связи с наличием зарегистрированного за обществом в ЕГРН права собственности на объект (сооружение связи) с кадастровым номером 61:59:0040424:6782 последнее может обратиться с заявлением об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782. Заявления об установлении сервитута, расторжении договора аренды земельного участка могут подаваться обществом одновременно. Все представленные заявителем документы надлежаще исследовались в ходе судебного заседания, судом испрашивалось мнение сторон по представленным доказательствам, все имеющиеся материалы учитывались при вынесении судом решения по существу спора.
От департамента отзыв на жалобу не поступил.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между комитетом и обществом заключен договор аренды от 21.06.2019 N 9107 земельного участка общей площадью 24 кв. м с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская. Участок имеет разрешенное использование - для размещения объектов связи и предоставлен обществу для строительства опоры связи на срок с 21.06.2019 по 21.06.2029. Договор аренды 04.07.2019 прошел процедуру государственной регистрации в ЕГРН.
За обществом в ЕГРН зарегистрировано право собственности на сооружение связи (антенная опора высотой 25 м) с кадастровым номером 61:59:0040424:6782, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 61:59:0040427:6782 по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. 60 лет Победы - ул. Краснопартизанская.
Общество 13.02.2020 обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 24 кв. м с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, внесении изменений в договор аренды от 21.06.2019 N 9107 в связи с окончанием строительства объекта.
Решением комитета от 03.03.2020 обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность (без торгов). Заявителю разъяснена возможность установления сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка и расторжения договора аренды от 21.06.2019 N 9107.
Общество, ссылаясь на незаконность решения комитета, нарушающего права (интересы) заявителя как собственника объекта недвижимости, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия. Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого решения закону (иному нормативному правовому акту) и нарушения прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Исключения из этого правила предусмотрены в пункте 2 данной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса (пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Главой V.6 Земельного кодекса установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса).
К видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня).
Под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что принадлежащее обществу на праве собственности сооружение связи (антенная опора) с кадастровым номером 61:59:0040424:6782 имеет высоту 25 м, основание из опорной плиты глубиной 3,99 м, шириной 3,86 м и длиной 3,86 м, выполненное из бетона класса прочности В25 с армированием. На бетонное основание (опорную плиту) установлен стержень диаметром 720 мм, выполненный из стальных труб сварным способом, на котором крепятся лестницы и площадки для подъема в фазовый центр. Сам фазовый центр является сборным, разборным радиотехническим элементом, который может заменяться. Материалы дела подтверждают, что разрешение на строительство объекта (сооружения связи) обществу не выдавалось. С учетом указанных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали, что земельный участок с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, на котором расположено принадлежащее обществу сооружение связи, не может быть предоставлен заявителю на праве собственности. Не установив оснований для признания решения комитета от 03.03.2020 незаконным, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения требований общества.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о необходимости удовлетворения заявления, обоснованный наличием у принадлежащей обществу антенной опоры признаков объекта капитального строительства, судом округа не принимается. Общество не учитывает нормы земельного и градостроительного законодательства, исключающие возможность предоставления в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782, на котором размещено принадлежащее ему сооружение связи (антенная опора), возведенное без получения разрешения на строительство.
В связи с выводом судебных инстанций о возможности размещения принадлежащего обществу объекта на условиях сервитута и доводами, приведенными комитетом в отзыве на жалобу, суд округа полагает необходимым отметить следующее. Земельный участок с кадастровым номером 61:59:0040427:6782 не должен предоставляться обществу на основании сервитута (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса). Отношения сторон регулируются правилами статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса, которые регламентируют случаи и основания использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Данные нормы предполагают получение заинтересованным лицом разрешения в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченных государственных органов. Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области, утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440. Общество может обратиться в уполномоченный муниципальный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782 для размещения сооружения связи. В случае отказа в выдаче соответствующего разрешения, общество вправе оспорить его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2021 по делу N А53-3324/2020, от 27.01.2021 по делу N А53-16569/2020 и др.).
Между тем, ошибочность вывода о возможности размещения принадлежащего обществу объекта на условиях сервитута не привела к принятию неправильных судебных актов. Комитет правомерно отказал в предоставлении муниципальной услуги по продаже (приватизации) находящегося в публичной собственности земельного участка с кадастровым номером 61:59:0040427:6782 обществу, которому предоставление такого участка на заявленном праве (в собственность) не допускается (пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса).
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 19.01.2021 N 31).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А53-12358/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.