г. Краснодар |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А32-17402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, органа, действия которого оспариваются, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайловой Ирины Александровны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А32-17402/2020, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление имущественных отношений) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:1916 площадью 61 358 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Колхоз "Калинина"", бригада N 1, категория "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", изложенном в сообщении от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027; возложении на управление Росреестра обязанности по осуществлению государственной регистрации данного договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова И.А. (далее - глава хозяйства).
Решением от 05.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2020, действия управления Росреестра по отказу в государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0802000:1916 площадью 61 358 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Колхоз "Калинина"", бригада N 1, категория "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", изложенному в сообщении от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027, признаны незаконными. На управление Росреестра возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды данного земельного участка. Суды исходили из того, что извещение о проведении торгов N 130418/0130632/01 заполнено на сайте https://torgi.gov.ru, озаглавлено "Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе", содержит адрес, способ подачи, даты и время начала и окончания приема заявок. То есть, информация о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе доведена для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит решение от 05.10.2020 и апелляционное постановление от 18.12.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что на государственную регистрацию представлен договор аренды земельного участка от 24.05.2019 N 4600012168, заключенный управлением имущественных отношений (арендодатель) и главой хозяйства (арендатор), согласно которому арендодатель передает во временное владение и пользование, а арендатор - принимает на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 23:18:0802000:1916 площадью 61 358 кв. м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Колхоз "Калинина"", бригада N 1, из земель сельскохозяйственного назначения. Данный договор заключен в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1, подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8, статьями 39.17, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Так, подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса. В свою очередь, статья 39.18 Земельного кодекса предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В сведениях официального сайта https://torgi.gov.ru и представленного на регистрацию извещения N 130418/0130632/01 не указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для обозначенных целей, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже или на право заключения договора аренды такого земельного участка. За время приостановления государственной регистрации получено письмо управления имущественных отношений от 05.11.2019 N 2329/20.01-12, согласно которому специалист, выполнявший работы на сайте уволен и данный блок не является обязательным для заполнения (не выделен красным цветом). Но, данное обстоятельство не устраняет нарушения действующего законодательства, выявленное государственным регистратором, тем самым, за время приостановления заявителем не устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации договора. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) оспариваемый отказ правомерен.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в кассационный суд не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные управлением Росреестра в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
В соответствии с материалами дела 15.11.2017 глава хозяйства обратился в управление имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 16).
По истечении 30 дней со дня опубликования информации на официальном сайте https://torgi.gov.ru заявления претендентов о намерении участвовать в аукционе не поступили.
24 мая 2019 года с главой хозяйства как единственным участником заключен договор аренды земельного участка N 4600012168, согласно которому в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:18:0802000:1916 площадью 61 358 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Колхоз "Калинина"", бригада N 1, категория "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование".
21 октября 2019 года указанный договор представлен на государственную регистрацию в управление Росреестра.
22 января 2020 года управление имущественных отношений получило уведомление N 23/999/001/2019-278027 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 24.05.2019 N 4600012168, который мотивирован тем, что в извещении не указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении спорного земельного участка для названных целей, в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже или на заключение договора аренды земельного участка.
Считая действия управления Росреестра по отказу в государственной регистрации договора аренды незаконными, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса предусмотрено, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" официальным сайтом для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является сайт https://torgi.gov.ru.
Действующее законодательство под надлежащим опубликованием информации о предоставлении земельного участка подразумевает опубликование данной информации в течение 30 дней с момента поступления заявления на сайте https://torgi.gov.ru, а также официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из сообщения управления Росреестра от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027 следует, что сведения официального сайта https://torgi.gov.ru, а также извещения N 130418/0130632/01 не содержат информацию о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, что противоречит статье 39.18 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что извещение N 130418/0130632/01 заполнено на официальном сайте https://torgi.gov.ru в разделе "Аренда и продажа земельных участков". В текстовой части извещения не заполнен блок: "Информация о возможности предоставления земельного участка и праве заинтересованных лиц на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе". Однако, извещение озаглавлено "Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе", содержит сведения об адресе, способе подачи заявлений, датах и времени начала и окончания приема заявок претендентов.
В этой связи коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для отказа управлению имущественных отношений в государственной регистрации договора аренды от 24.05.2019 N 4600012168.
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А32-17402/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из сообщения управления Росреестра от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027 следует, что сведения официального сайта https://torgi.gov.ru, а также извещения N 130418/0130632/01 не содержат информацию о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже или на право заключения договора аренды земельного участка, что противоречит статье 39.18 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что извещение N 130418/0130632/01 заполнено на официальном сайте https://torgi.gov.ru в разделе "Аренда и продажа земельных участков". В текстовой части извещения не заполнен блок: "Информация о возможности предоставления земельного участка и праве заинтересованных лиц на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе". Однако, извещение озаглавлено "Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе", содержит сведения об адресе, способе подачи заявлений, датах и времени начала и окончания приема заявок претендентов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2021 г. N Ф08-1780/21 по делу N А32-17402/2020