город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2020 г. |
дело N А32-17402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 по делу N А32-17402/2020 по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, главы крестьянского фермерского хозяйства Михайловой Ирины Александровны
о признании незаконными бездействий государственного регистратора,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) о признании действия (бездействия) государственного регистратора Росреестра (Лабинский отдел) об отказе в государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1, с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, площадью 61358 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "сельскохозяйственное использование", выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027, незаконными; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Лабинский отдел) осуществить государственную регистрацию договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1, с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, площадью 61 358 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "сельскохозяйственное использование", заключенного между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Михайловой Ириной Александровной.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена глава крестьянского фермерского хозяйства Михайлова Ирина Александровна (далее - третье лицо, глава КФХ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 заявление удовлетворено в полном объеме. Признаны незаконными действия Росреестра об отказе в государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1, с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, площадью 61 358 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "сельскохозяйственное использование", выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027. Суд обязал Росреестр осуществить государственную регистрацию договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1, с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, площадью 61 358 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "сельскохозяйственное использование", заключенного между управлением и Михайловой Ириной Александровной по результатам торгов.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Росреестр просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.10.2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Росреестр указывает, что статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно сведениям официального сайта torgi.gov.ru и представленному на регистрацию извещению N 130418/0130632/01 не указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка. Указанные действия, по мнению Росреестра, не соответствуют положением статьи 39.18 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.11.2017 Михайлова И.А. обратилась в управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. По истечении 30 дней со дня опубликования указанной информации заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило. С единственным заявителем 24.05.2019 заключен договор аренды земельного участка N 4600012168, согласно которому арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1, площадью 61 358 кв.м, из земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: сельскохозяйственное использование.
Указанный договор 21.10.2019 представлен на государственную регистрацию в Росреестр.
22.01.2020 управлением получено уведомление об отказе в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка на основании того, что в извещении не указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение 30 дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, то есть не соответствие статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление, полагая, что действия (бездействие) Росреестра по приостановлению государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подп. 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подп. 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подп. 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" официальным сайтом для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства является сайт www.torgi.gov.ru.
Действующее законодательство под надлежащим опубликованием информации о предоставлении земельного участка подразумевает опубликование данной информации в течение 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка в опубликовании на сайте www.torgi.gov.ru, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Росреестр на государственную регистрацию представлен договор аренды земельного участка от 24.05.2019 N 4600012168 на объект недвижимости: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0802000:1916, площадью 61 358 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК колхоз "Калинина", бригада N 1.
Из оспариваемого в рамках дела сообщения от 22.01.2020 N 23/999/001/2019-278027 следует, что основанием для принятия Росреестром решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка послужил вывод регистрирующего органа о том, что согласно сведениям официального сайта torgi.gov.ru и представленному на регистрацию извещению N 130418/0130632/01 - не указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, то есть не соответствие статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, Росреестром не учтено, что извещение было заполнено на официальном сайте torgi.gov.ru в соответствии с руководством организатора торгов официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов "Аренда и продажа земельных участков" предназначенного для пользователей, выступающих в качестве организатора торгов по конкретному виду торгов и выполняющих с использованием сайта создание и публикацию извещений по торгам, размещение и публикацию итогов.
В текстовой части извещения, опубликованного на сайте torgi.gov.ru., не заполнен блок: "Информация о возможности предоставления земельного участка и праве заинтересованных лиц на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе", однако само извещение имеет наименование "Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе", также указан адрес, способ подачи заявлений, дата и время начала приема заявок, дата и время окончания приема заявок.
Указанные обстоятельства подтверждают, что информация о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, была доведена для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, нарушение порядка публикации информации о возможности предоставления земельного участка и праве заинтересованных лиц на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе не привело к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации, и, как следствие, к уменьшению круга участников и нарушению прав неопределенного круга лиц, порядок проведения которых определен статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку необходимая информация была размещена на сайте torgi.gov.ru. Требования статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем не нарушены.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2020 по делу N А32-41243/2019, от 24.11.2020 по делу N А32-5027/2020, отказывая в государственной регистрации со ссылкой на статью 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, фактически Росреестр дало оценку принятых администрацией решений по проведению торгов и заключению договора аренды с точки зрения законности действий муниципалитета, вместе с тем положениями статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и возможностью отказа в регистрации, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Росреестра правовых оснований для отказа в государственной регистрации договора от 24.05.2019 N 4600012168 аренды земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 по делу N А32-17402/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17402/2020
Истец: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, управление имущественных отношений Усть-Лабинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Глава КФХ Михайлова Ирина Александровна, Глава КХФ Михайлова И.А., Управление росреестра по КК