г. Краснодар |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А53-34454/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023), ответчика - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А53-34454/2018, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в суд с иском к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) о взыскании 8 312 498 рублей 86 копеек задолженности за август 2018 года, 89 239 рублей 50 копеек пени за период с 19.09.2018 по 31.10.2018, а также пени, начисленной, исходя из размера задолженности за период с 01.11.2018 по день фактического погашения долга по договорам энергоснабжения и купли-продажи.
Решением от 24.12.2018 исковые требования удовлетворены, с предприятия в пользу общества взыскано 8 312 498 рублей 86 копеек задолженности, 92 214 рублей 14 копеек пени за период с 19.09.2018 по 31.10.2018, а также пени, начисленной, исходя из суммы задолженности за период с 01.11.2018 по день фактического погашения долга, 65 009 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, в доход федерального бюджета - 15 рублей государственной пошлины.
27 марта 2019 года взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 028848385 (т. 4, л. д. 21, 22).
Постановлением от 18.08.2017 судебный пристав-исполнитель в отношении предприятия возбудил сводное исполнительное производство N 10587/18/61018-СП, в ходе которого вынес постановление от 09.04.2019 о возбуждении исполнительного производства по делу N А53-34454/2018.
23 декабря 2019 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 685 165 рублей 37 копеек.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора (685 167 рублей 37 копеек) до 2% от взысканной суммы 9 788 105 рублей 35 копеек, установив его в размере 195 762 рублей 11 копеек, либо освободить от его взыскания в полном объеме.
К участию в деле привлечены Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области.
Определением от 07.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2020, заявление предприятия удовлетворено частично. Размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.12.2019 N 61018/19/84829, уменьшен до 513 875 рублей 53 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суды не усмотрели оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшив размер санкции на одну четверть, руководствуясь частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
В кассационной жалобе предприятие просит определение от 07.10.2020 и апелляционное постановление от 09.12.2020 изменить, установив исполнительский сбор в размере двух процентов от общей суммы задолженности или освободить должника от данной санкции. По мнению подателя жалобы, законодательная база позволяет суду снизить исполнительский сбор и более чем на одну четверть от установленного судебным приставом размера, что подтверждается пунктом 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, 14.02.2013 N 4-П, 25.02.2014 N 4-П, 08.04.2014 N 10-П, определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2016 N 307-ЭС15-18519 по делу N А13-7158/2014. Значимость определения процента снижения исполнительского сбора заключается в том, что с 2017 года в отношении должника ведется сводное исполнительное производство N 10587/18/61018-СД, в ходе которого к исполнению предъявлено более 1703 исполнительных документов на общую сумму 2 609 704 980 рублей 24 копеек, из которых полностью погашены требования на сумму 2 463 309 683 рублей 83 копеек (по состоянию на 19.03.2020). В связи с этим судебным приставом издано более 450 постановлений о взыскании исполнительского сбора на общую сумму более 128 398 201 рубля 32 копеек. В результате принудительных мер под контроль службы судебных приставов взяты все финансовые потоки предприятия, включая движение денежных средств по кассе, банковским счетам, выявлено и арестовано все движимое и недвижимое имущество должника. Вследствие обращения взыскания на дебиторскую задолженность и имущественные права, контрагенты управления не осуществляют какие-либо платежи в адрес должника, все причитающиеся средства поступают напрямую на счет службы судебных приставов. Заявитель лишен возможности расходовать поступающие средства, самостоятельно нести расходы, возникающие в ходе текущей деятельности предприятия. Невозможность самостоятельного распоряжения денежными средствами приводит к тому, что исполнительский сбор начисляется по каждому новому постановлению о возбуждении исполнительного производства, ухудшая тем самым экономическое положение должника. Суды не приняли во внимание, что предприятие является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения для восьмидесяти четырех населенных пунктов и двенадцати районов Ростовской области с населением более 1,1 млн человек, а также крупным плательщиком налогов в бюджет. Приведенные обстоятельства позволяют судам снизить размер исполнительского сбора до 2% или освободить должника от его взыскания.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные предприятием в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 318 Кодекса принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу части 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 Закона N 229-ФЗ.
На основании части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ, в случаях не исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено аналогичное правило относительно условия взыскания исполнительского сбора. При этом частью 2 статьи 112 данного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор не взыскивается в случае представления должником доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10 тыс. рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 тыс. рублей.
Согласно части 6 приведенной статьи должник вправе в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из пункта 4 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
По смыслу приведенных положений правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Несовершение должником необходимых действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Рассмотрев материалы дела, с учетом доводов заявителя и представленных им в обоснование доказательств, суды не установили наличие оснований для снижения исполнительского сбора ниже предела, определенного частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, которыми установлены минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении совершивших их юридических лиц. Данным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральному законодателю надлежит внести в КоАП РФ соответствующие изменения, вытекающие из настоящего постановления, а до внесения в КоАП РФ таких изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим указанные административные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, за которые минимальный размер административного штрафа установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Исходя из того, что названным постановлением на соответствие Конституции Российской Федерации проверялись положения КоАП РФ, а не часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, в которую Федеральным законодателем соответствующие изменения не внесены, довод должника о возможности уменьшения исполнительского сбора более чем на одну четверть несостоятелен.
Данная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3419 по делу со схожими обстоятельствами, по заявлению этого же лица (предприятия).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Основания для отмены (изменения) определения от 07.10.2020 и апелляционного постановления от 09.12.2020 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А53-34454/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, которыми установлены минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении совершивших их юридических лиц. Данным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральному законодателю надлежит внести в КоАП РФ соответствующие изменения, вытекающие из настоящего постановления, а до внесения в КоАП РФ таких изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим указанные административные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, за которые минимальный размер административного штрафа установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Исходя из того, что названным постановлением на соответствие Конституции Российской Федерации проверялись положения КоАП РФ, а не часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, в которую Федеральным законодателем соответствующие изменения не внесены, довод должника о возможности уменьшения исполнительского сбора более чем на одну четверть несостоятелен.
Данная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3419 по делу со схожими обстоятельствами, по заявлению этого же лица (предприятия)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2021 г. N Ф08-252/21 по делу N А53-34454/2018
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-252/2021
09.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19247/20
01.03.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1508/19
24.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-34454/18