Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Росавиация
Обстоятельства авиационных происшествий в осенний и зимний периоды 2022 и 2023 годов
7 января 2022 года в Республике Башкортостан произошла катастрофа вертолета AS350B3 RA-07295.
На борту вертолета находились пилот и два пассажира. Выполнялся полет в личных целях. Полет выполнялся ночью, в приборных метеоусловиях (ливневой снег, видимость 1000 м, облачность 8 октантов кучево-дождевая, высота нижней границы 300 м).
В наборе высоты после взлета началось увеличение угла тангажа на кабрирование до 80° и падением скорости до нуля, наиболее вероятно, вследствие потери пространственной ориентировки.
Вертолет перешел в снижение и столкнулся с землей. В результате катастрофы оба пассажира погибли.
Авиационное происшествие произошло вследствие потери КВС пространственной ориентировки после выполнения взлета ночью с площадки, не оборудованной светосигнальным оборудованием, в метеорологических условиях, не соответствующих ПВП.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
непереход КВС в аварийном полете к пилотированию вертолета с использованием только основных пилотажных приборов после пересечения береговой черты (потери визуальных световых ориентиров) в условиях отсутствия видимого горизонта;
невыключение фары после взлета в условиях ночи и снежных осадков, что привело к возникновению светового экрана;
энергичное пилотирование, не требуемое на данном этапе полета.
Учитывая общее время от первого взлета до момента катастрофы (13 ч 39 мин, выполнено 10 полетов), комиссия по расследованию не исключила влияние на данное событие накопления усталости и переутомления КВС, что могло способствовать потере пространственной ориентировки.
Отчет по результатам расследования размещен на официальном сайте МАК по адресу https://mak-iac.org/rassledovaniya/as-350-ra-07295-07-01-2022/.
Вопросы влияния утомления летного и наземного персонала на безопасность полетов рассматриваются в информациях по безопасности полетов N 11 за 2021 и 2022 год (размещены в АМРИПП Росавиации, категория MED).
8 ноября 2022 года в районе аэродрома Кострома произошла катастрофа вертолета Ми-2 RA-14185.
Выполнялось срочное санитарное задание.
На борту находился экипаж из двух пилотов - оба командиры воздушного судна, один из которых (выполнявший функции пилотирующего) - первый заместитель гендиректора авиакомпании по летной подготовке; а также 2 медицинских работника и 1 пациент. В результате происшествия пациент погиб.
По предварительным результатам расследования, перед началом захода на посадку экипажу была передана информация о видимости 4000 метров и нижней границе облаков 80 метров. Однако, в процессе захода на посадку экипажу была сообщена информация об уменьшении видимости до 2500 метров. Заход был продолжен.
Как следует из промежуточного отчета, несмотря на выбранную схему захода через ближний привод аэродрома, вертолет снижался до высоты 28-30 метров, находясь на удалении более 2 км от аэродрома. Столкновение с деревьями произошло на удалении 1800 метров до аэродрома.
Промежуточный отчет о ходе расследования размещен на официальном сайте МАК по адресу https://mak-iac.org/upload/iblock/2c1/s9kyor6jyizlfj58behep7bsm6rta4co/report_ra-14185_pr.pdf.
15 ноября 2022 года в Иркутской области произошла авария вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25830.
При заходе на посадку произошла потеря высоты и скорости полета. Вертолет грубо приземлился в лесистой местности, опрокинулся на левый борт и получил значительные повреждения.
Расследование аварии продолжается.
Последующее донесение об авиационном происшествии включено в суточную информацию за 23.11.2022 (АМРИПП Росавиации, https://archive.aviaregistr.ru/ajax.php?download=32624).
19 декабря 2022 года в Магаданской области произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24213.
Выполнялся грузопассажирский полет. На борту вертолета находились 3 члена экипажа, 2 пассажира и 1000 кг груза.
Экипаж планировал заход на посадку на подобранную с воздуха площадку с прямой, проход над площадкой для ее осмотра не рассматривался.
В ходе расследования было установлено, что экипаж вертолета выбрал метод посадки вне зоны влияния воздушной подушки. Расчетная посадочная масса вертолета составляла 10680 кг, что позволяло выполнить висение вне зоны влияния воздушной подушки и в случае непреднамеренного попадания в условия снежного вихря вертолет располагал избытком мощности для увеличения высоты висения.
Из-за возникшего в процессе зависания над площадкой снежного вихря, экипаж вертолета потерял визуальный контакт с наземными ориентирами, однако действий по выводу вертолета из зоны вихря не принял. В результате этого вертолет начал смещаться назад и влево относительно центра площадки, столкнулся препятствием (бытовкой), опрокинулся на левый борт и сгорел.
Авиационное происшествие с вертолетом произошло из-за потери пилотирующим пилотом пространственной ориентировки в условиях снежного вихря на этапе посадки на посадочную площадку, подобранную с воздуха, что привело к столкновению ВС с препятствием. Способствующим фактором явилось несвоевременное принятие КВС решения на выход из зоны снежного вихря.
Отчет по результатам расследования размещен на официальном сайте МАК по адресу https://mak-iac.org/rassledovaniya/mi-8t-ra-24213-19-12-2022/.
28 февраля 2023 года в Мурманской области произошла авария вертолета Ми-8Т RA-25227.
В районе авиационного происшествия прогнозировалась видимость 4000 метров, локально видимость 500 м, сильный ливневой снег, низовая метель.
По объяснению членов экипажа, на удалении 7 км визуально наблюдались наземные ориентиры. Однако в процессе захода на посадку, на высоте 60 метров, произошло ухудшение метеоусловий. Вертолет столкнулся с замерзшей заснеженной поверхностью озера на удалении 5 км до посадочной площадки.
Расследование аварии продолжается.
Последующее донесение об авиационном происшествии включено в суточную информацию за 07.03.2023 (АМРИПП Росавиации, https://archive.aviaregistr.ru/ajax.php?download=33146).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.