Происходившие в осенние и зимние периоды 2022 и 2023 годов авиационные происшествия с воздушными судами коммерческой авиации и авиации общего назначения были связаны со следующими типами события:
столкновение с землей в управляемом полете (08.11.2022 катастрофа вертолета Ми-2 RA-14185 в районе Костромы, 19.12.2022 авария вертолета Ми-8Т RA-24213 в Магаданской области, 28.02.2023 авария вертолета Ми-8Т RA-25277 в Мурманской области);
потеря управления в полете (07.01.2022 катастрофа вертолета AS350B3 RA-07295 в Республике Башкортостан, 15.11.2022 авария вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25830 в Иркутской области).
Обстоятельства авиационных происшествий приведены в приложении 1 к настоящему письму.
Как следует из приведенных выше сведений, все авиационные происшествия в осенние и зимние периоды 2022 и 2023 годов произошли при полетах вертолетов.
15.03.2023 в Росавиации проводилось совещание "О недостатках, имевших место при организации подготовки и выполнении полетов на вертолетах в осенне-зимнем периоде 2022-2023 гг., приведших к авиационным событиям. Факторы опасности и риска, проявившиеся при выполнении полетов, и меры, необходимые для их устранения (локализации)", на котором были представлены результаты проведенного Росавиацией анализа состояния безопасности полетов при выполнении коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ на вертолетах (приложение 2 к настоящему письму).
При разработке мероприятий по обеспечению безопасности полетов в осенне-зимний период необходимо также обратить внимание на выпущенный Европейским/Североатлантическим бюро ИКАО бюллетень по безопасности полетов от 27.07.2023 N 2023_001 (размещен на официальном сайте ИКАО, прилагается к настоящему письму), в котором рассматриваются риски, связанные с ошибками при установке высотомеров при выполнении заходов на посадку с вертикальным наведением baro-VNAV и по схемам неточного захода на посадку.
В бюллетене обращается внимание на особенности захода на посадку с использованием технологии baro-VNAV и подчеркивается важность учета температурных поправок и правильной установки высотомеров, чтобы гарантировать безопасный профиль снижения и правильное определение высоты принятия решения для ухода на второй круг.
При изучении бюллетеня ИКАО от 27.07.2023 N 2023_001 необходимо учесть, что рассмотренные в нем опасные факторы способствовали аварии самолета Боинг-737-500 VQ-BPS, произошедшей 09.02.2020 на аэродроме Усинск (преждевременное снижение, приведшее к посадке до ВПП и столкновению со снежным бруствером). По результатам расследования аварии было обращено внимание на "отсутствие в авиакомпании оценки рисков, связанных с выполнением заходов на посадку в режиме baro-VNAV при наличии затрудняющих такие заходы факторов (низкие температуры окружающего воздуха, заснеженная подстилающая поверхность, поземок (низовая метель), существенные изменения рельефа перед торцом ВПП, отсутствие огней типа PAPI), а также соответствующих рекомендаций экипажам по особенностям выполнения таких заходов, в том числе после перехода на визуальный полет, и тренировок экипажей".
При подготовке к обеспечению и выполнению полетов гражданских воздушных судов в осенне-зимний период 2023-2024 годов (далее - ОЗП) целесообразно обратить внимание на сведения, опубликованные в докладе Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2022 год.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки авиапредприятий, аэропортов гражданской авиации, оперативных органов единой системы организации воздушного движения (далее - организации ГА) и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации к работе в ОЗП, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации воздушных судов и другой авиационной техники в возможных сложных метеорологических условиях (околонулевые температуры наружного воздуха, интенсивные осадки, в том числе в виде "ледяного дождя", условия для наземного обледенения воздушных судов), в условиях межсезонного размокания грунтовых аэродромов и посадочных площадок, а также миграции птиц, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации, организаций ГА центрального подчинения Росавиации:
1.1. Определить сроки (период) подготовки и готовности организаций ГА, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ОЗП с учетом метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, а также срока завершения контроля их готовности до 20.10.2023.
1.2. Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 30.08.2023 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и готовности организаций ГА к работе в ОЗП;
до 01.11.2023 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций ГА и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.3. Организацию и проведение подготовки и готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.05.2020 N 509-П.
Проверки готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить выборочно документарно либо совместить с плановыми проверками, проводимыми в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил (выездная проверка).
1.4. В ходе оценки готовности организаций ГА к работе в ОЗП обратить внимание на:
реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах и директивных письмах Росавиации (информациях по безопасности полетов) по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов, происшедших с воздушными судами организаций ГА в ОЗП, в том числе с учетом сведений, приведенных в приложении 4 "Проблемы безопасности полетов, факторы опасности и необходимые корректирующие действия, указанные в изданных в течение 2018-2023 годов приказах Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий" к Анализу состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2022 году;
реализацию требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, и рекомендаций Росавиации по предотвращению авиационных событий, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами и дикими животными, предложенных в информациях по безопасности полетов Росавиации;
реализацию мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, связанных с несанкционированным выездом на ВПП (приказ Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу");
изложение в Руководстве по производству полетов авиакомпании детально установленных процедур выполнения полетов в условиях обледенения, опасных явлений погоды, а также мероприятий по предотвращению столкновения исправного воздушного судна с землёй в управляемом полёте (СFIТ);
выполнение требований Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 N 642;
выполнение в аэропортах технологии взаимодействия аэродромной службы с органом ОВД и другими службами, обеспечивающими полеты, при подготовке аэродрома к полетам, обратив особое внимание на предоставление, в соответствии с требованиями подпункта "з" пункта 1.1.10 приложения "Типовая фразеология" к Федеральным авиационным правилам "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации", утвержденным приказом Минтранса России от 26.09.2012 N 362, и пункта 2.5 "Представление сведений об условиях торможения" раздела AD 1.2 "Аварийно-спасательная и противопожарная службы и план на случай выпадения снега" Книги 1 Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России), органу ОВД информации о состоянии ВПП в виде качественной характеристики (расчетное (оценочное) сцепление), а также на содержание критических зон радиомаячных систем посадки;
реализацию организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение авиационной безопасности;
изучение особенностей выполнения лётных проверок в осенне-зимний период с учётом быстро изменяющейся метеорологической обстановки, обратив особое внимание на выдерживание минимальных безопасных высот полёта и порядок использования систем предупреждения близости земли (EGPWS/TAWS/СРПБЗ);
соблюдение при планировании и выполнении полетов требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139;
соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации (требований охраны труда).
1.5. По результатам проведенных проверок готовности организаций ГА к выполнению и обеспечению полетов в ОЗП провести методические совещания с участием руководителей организаций ГА, на которых обсудить результаты проверок и выработать согласованные меры по устранению замечаний (недостатков), выявленных в ходе проведения проверок.
1.6. Рекомендовать руководителям организаций ГА:
1.6.1. Использовать в рамках системы управления безопасностью полетов сведения из доклада Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2022 год (http://www.igce.ru/2023/03/подготовлен-доклад-об-особенностях-к/) с целью реализации мероприятий по безопасности полетов в зависимости от региона выполнения полетов. Обратить внимание на сделанные в докладе выводы о температурных аномалиях, об осадках и гололеде и, при необходимости, определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке организации к ОЗП.
1.6.2. Провести анализ сведений, включенных в бюллетень ИКАО от 27.07.2023 N 2023_001 (прилагается к настоящему письму), и, при необходимости, внести изменения (дополнения) в руководство по производству полетов, программу анализа полетных данных, программы подготовки летного состава (персонала по ОВД).
1.6.3. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, на объектах ОрВД, АПСЦ, РПСБ и прилегающих к ним территориях:
провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности, состояния и исправности систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, имея в виду, что в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложены на руководителей организаций ГА;
сформировать постоянные группы по оценке состояния пожарной безопасности в аэропортах и на объектах ОрВД, АПСЦ и РПСБ;
обеспечить проверку приведения в повышенную готовность служб ПАСОП в аэропортах;
организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России и органами местного самоуправления по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований организации ГА к ликвидации очагов пожара.
1.6.4. Обеспечить готовность систем электро-, тепло- и водоснабжения на объектах аэродрома, ОВД, радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) и связи к работе в ОЗП, создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов на отдельных объектах РТОП, а также необходимых запасов материально-технических ресурсов для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах.
1.6.5. Подготовить соответствующий персонал, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания к работе в ОЗП.
1.6.6. Информировать операторов аэродромов о проблемных вопросах и недостатках в обеспечении безопасности полетов на аэродроме с дальнейшим рассмотрением данных вопросов рабочими группами по безопасности на ВПП.
1.6.7. Операторам аэродромов:
обеспечить наличие быстротвердеющих материалов для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий;
провести техническое обслуживание средств измерения коэффициента сцепления с последующей комиссионной проверкой их работоспособности. Предусмотреть наличие расходных материалов и запасных частей, а также заключение договоров (при необходимости) на проведение метрологических поверок;
при подготовке аэродромных покрытий исключить применение в качестве противогололедных химических реагентов материалов, качество которых не проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций;
подготовить технику для зимнего содержания аэродрома и обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты. Предусмотреть наличие расходных материалов и запасных частей;
совместно с органом обслуживания воздушного движения определить порядок очистки зон КРМ, ГРМ;
в Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты, определить приоритет необходимости полной очистки ВПП и замера коэффициента сцепления, за исключением случаев аварийной посадки ВС;
1.6.8. Операторам аэродромов, руководителям топливо-заправочных комплексов и служб горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) иметь заключенные или пролонгированные договора для создания неснижаемых запасов авиационных ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта в течение не менее трех суток, противоводокристаллизационной жидкости, противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов, гарантирующей возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков, химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течение десяти суток, с целью обеспечения бесперебойной работы в межсезонный период и периоды пиковой интенсивности полетов, а также материально-технических средств для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах ОВД, РТОП и авиационной электросвязи.
Руководителям топливо-заправочных комплексов и служб горюче-смазочных материалов обеспечить безусловное выполнение контроля качества авиационного керосина на всех этапах от приемки до заправки в крыло в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта, утвержденного приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РСФСР от 17.10.1992 N ДВ-126 (Директивы Росавиации по безопасности полетов от 02.12.2022 N Исх-52695/04 и от 15.12.2022 N Исх-55299/04).
Обеспечить ежедекадный доклад в адрес Управления аэропортовой деятельности Росавиации о наличии в аэропортах химических реагентов и противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в течение всего ОЗП.
1.6.9. Осуществить проверку состояния просек воздушных линий централизованного электроснабжения аэродромов (аэропортов).
1.6.10. Обратить внимание на наличие маркировки и светоограждения препятствий, выступающих за установленные ограничительные поверхности аэродромов.
1.6.11. Обеспечить объекты электросветотехнического обеспечения полетов необходимым эксплуатационным и аварийными запасными частями, инструментами и принадлежностями.
1.6.12. Провести оценку достаточности фактического количества работников службы авиационной безопасности аэропорта (далее - САБ) с учетом режима работы, объема перевозок, а также отпусков. При необходимости увеличить численный состав САБ, обеспечить прохождение работниками специальной подготовки;
1.6.13. Осуществить проверку обеспечения САБ техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи, их исправность, а также обеспечение форменной одеждой и другими необходимыми материальными средствами;
1.6.14. Уточнить в оперативных аспектах план по урегулированию чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (далее - АНВ), с руководителями подразделений аэропорта; довести схемы оповещения и связи до служб и руководителей подразделений аэропорта, задействованных в урегулировании ЧС, и до руководителей подразделений, осуществляющих охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры;
1.6.15. Провести ознакомление с инструкцией по действиям должностных лиц, дежурных смен и служб при получении информации об угрозе или совершении АНВ;
1.6.16. Осуществить проверку правильности ведения документов в подразделениях службы авиационной безопасности.
1.6.17. Осуществить проверку состояния периметрового ограждения, наличия предупредительных аншлагов, отсутствия препятствий для возможности контролирования его состояния при автопатрулировании, оборудования запасных выездов.
1.6.18. Осуществить проверку наличия и при необходимости актуализировать специальную информацию по авиационной безопасности на плакатах в местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа.
1.6.19. В соответствии с рекомендациями ИКАО по результатам проверки Российской Федерации в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере авиационной безопасности организовать проведение занятий с персоналом САБ с особым вниманием на знания требований нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере транспортной (авиационной) безопасности, порядка действий при возникновении угрозы совершения или совершении АНВ, а также знания технологий и инструкций по досмотру:
пассажиров и их ручной клади;
лиц, не являющихся пассажирами, и проносимых ими предметов при входе в охраняемые зоны ограниченного доступа;
груза и почты;
транспортных средств, включая предметы, находящиеся в данных транспортных средствах, которым предоставлен доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа;
воздушных судов.
По окончании занятий осуществить проверку знаний в указанных областях специально назначенной комиссией с оформлением протокола.
1.6.20. Организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МВД России при нарушении лицами требований авиационной безопасности, несоблюдении требований транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, а также в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность.
1.6.21. Организовать и обеспечить проведение инструктажей по ознакомлению работников с мерами авиационной безопасности в пределах их функциональных обязанностей.
1.6.22. Эксплуатантам воздушных судов осуществить проверку наличия на борту ВС контрольного перечня осмотра воздушного судна, которым руководствуются при поисках взрывного устройства в случае предполагаемой диверсии и при проверке воздушного судна на предмет выявления спрятанного оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, когда имеется подозрение относительно того, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства в деятельность в области гражданской авиации.
К контрольному перечню должны быть приложены инструкции в отношении действий, которые следует предпринимать в случае обнаружения взрывного устройства или подозрительного предмета, а также информация о наименее опасном месте размещения взрывного устройства на конкретном воздушном судне.
2. И.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов до 01.11.2023 подготовить и провести инструктивно-методическое совещание с начальниками отделов инспекции по безопасности полетов территориальных органов Росавиации и организаций гражданской авиации по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и рассмотрению наиболее актуальных вопросов подготовки организаций ГА к работе в ОЗП 2023-2024 годов (г. Москва).
3. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства Росавиации и начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" до 01.11.2023 подготовить и провести на базе Генеральной дирекции ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (г. Москва), в режиме видеоконференции, методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД и РТОП, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ОЗП 2023-2024 годов.
4. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации подготовить и до 27.10.2023 провести на базе ФКУ "Дальневосточный АПСЦ" (г. Хабаровск) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками (руководителями) территориальных органов Росавиации, имеющими зоны авиационно-космического поиска и спасания, начальниками отделов авиационно-космического поиска и спасания территориальных органов Росавиации, начальниками координационных центров поиска и спасания ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ОЗП 2023-2024 годов, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации.
5. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
Приложение: 1. Обстоятельства авиационных происшествий в осенний и зимний периоды 2022 и 2023 года на 3 л. в 1 экз;
2. Состояние безопасности полетов при выполнении коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ на вертолетах на 6 л. в 1 экз;
3. Бюллетень ИКАО от 27.07.2023 N 2023_001 на 6 л. в 1 экз.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 28 августа 2023 г. N Исх-34904/02 "О подготовке организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2023-2024 годов"
Опубликование:
-