г. Краснодар |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А53-18706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 136195001227) - Шубы В.Ю. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 23366 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А53-18706/2020, установил следующее.
ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2020 N 26.28.3.783.89СЛ.2020 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 800 тыс. рублей штрафа за пользование недрами без лицензии либо снижении суммы штрафа ниже низшего предела санкции вмененной статьи Кодекса.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2020 обжалуемое постановление министерства признано незаконным и отменено по мотиву недоказанности министерством вины предприятия во вмененном правонарушении.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2020 решение суда от 10.09.2020 отменено, предприятию отказано в удовлетворении требований. Судебный акт мотивирован наличием его вины в совершении правонарушения, непринятием исчерпывающих мер к получении лицензий и отсутствием состояния крайней необходимости при совершении правонарушения.
В кассационной жалобе предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. Ссылается на то, что выполнение мероприятий, направленных на организацию водоснабжения путем разработки проектов зон санитарной охраны и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на скважины является обязанностью органов местного самоуправления, с которыми общество вело досудебную и судебную работу. Предприятие принимало все возможные меры взаимодействия с органами местного самоуправления в целях разработки зон санитарной охраны для последующего получения лицензий на скважины. В действиях предприятия отсутствует вина.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предприятия, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что постановлением от 17.06.2020 N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 предприятие привлечено к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса в виде взыскания 800 тыс. рублей штрафа за пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин (колодцев) для водоснабжения населения поселка Горный Красносулинского района, поселков Шоссейный, Комсомольский, Кленовый, Зерновой Зерноградского района Ростовской области без лицензии.
Предприятие обжаловало постановление в арбитражный суд.
Суд установил, что предприятие в 2019 году направляло в министерство заявки на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод из скважин (колодцев) для водоснабжения населения перечисленных населенных пунктов Ростовской области. По итогам рассмотрения заявок министерство отказало предприятию в их удовлетворении из-за отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора Ростовской области о соответствии добываемой воды санитарным нормам и требованиям по заявке на добычу подземных вод в Красносулинском районе (п. Горный) (письмо от 16.05.2019 N 28.4-4.3/2840) и наличием санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора Ростовской области о несоответствии добываемой воды санитарным нормам и требованиям по заявкам на добычу подземных вод в Зерноградском районе (п. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой).
По письму предприятия в министерство от 26.03.2020 N 46 ему отказано в выдаче лицензий на право пользования недрами в связи с отсутствием положительных санитарно-эпидемиологических заключений.
Суд указал, что добыча предприятием подземных вод из скважин (колодцев) для водоснабжения населения при отсутствии лицензии на пользование недрами (добыча подземных вод) свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса.
Суд первой инстанции счел недоказанной вину предприятия в совершении вмененного правонарушения, отметив следующее.
Предприятие является гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения на территории Зерноградского района Ростовской области.
Между муниципальным образованием Красносулинский район и предприятием заключено концессионное соглашение от 07.12.2018, по которому в целях водоснабжения и водоотведения потребителей муниципального образования предприятию переданы объекты централизованной системы водоснабжения. По договору аренды муниципального имущества от 06.12.2018 N 13 и концессионному соглашению от 07.12.2018 собственником источников водоснабжения, находящихся в поселке Горный, является администрация Красносулинского района Ростовской области. По договорам хранения муниципального имущества от 07.12.2018 N 3 и аренды муниципального имущества от 04.12.2018 N 2 собственниками источников водоснабжения, находящихся в поселках Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой, являются Зерноградское городское поселение и администрация Зерноградского района Ростовской области.
Министерство отказало предприятию в выдаче лицензий на скважины из-за отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения и несоответствия добываемой воды санитарным нормам и требованиям. Отсутствие ограждений зон санитарной охраны водоисточников исключает возможность оформления и получения лицензии на пользование недрами и положительного экспертного и санитарно-эпидемиологического заключения. Обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны и первого пояса зон санитарной охраны лежит на администрациях сельских поселений как на собственниках объектов водоснабжения, а отсутствие проектов зон санитарной охраны исключает возможность оформления и получения лицензии на пользование недрами. Вина предприятия в совершении правонарушения отсутствует, поскольку оно принимало необходимые, возможные и зависящие от него меры для проведения действий по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны и установлению ограждений первого пояса источников водоснабжения.
Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, судебная коллегия проанализировала доказательства о принятии предприятием мер для получения разрешения на пользование недрами в поселке Горный Красносулинского района, поселках Шоссейный, Комсомольский, Кленовый, Зерновой Зерноградского района Ростовской области. В в отношении поселка Горный Красносулинского района, поселков Шоссейный и Кленовый Зерноградского района комиссия приняла положительное решение о предоставлении права пользования недрами в целях разведки и добычи подземных вод по заявленным скважинам (протокол от 12.11.2020 N 18/2020-ЛВ). В настоящее время проводится подготовка проекта условий пользования недрами, бланка лицензии. В отношении поселка Комсомольский Зерноградского района в настоящее время министерство направило межведомственные запросы в отношении поступивших от предприятия заявочных материалов. В отношении поселка Зернового Зерноградского района предприятию отказано в предоставлении государственной услуги (протокол от 26.07.2019 N 12/2019-ЛВ).
Предприятие добровольно заключило договор хранения и концессионное соглашение и должно было осознавать, что разработка проектов зон санитарной охраны является обязанностью органов местного самоуправления и их отсутствие исключает получение лицензии. Вместе с тем, оно приступило к недропользованию в отсутствие лицензии.
Кроме того, представленные в министерство документы, приобщение которых к заявке находилась в пределах контроля предприятия, не соответствовали перечню прилагаемых к заявке: не направлены документ о полномочиях лица на подачу заявки, копия свидетельства о постановке на налоговый учет, документ о достаточных финансовых средствах (пос. Горный); некорректный схематический план расположения участка работ, потребность в подземных водах не обоснована (пос. Комсомольский); отсутствует подлинная справка банка об остатках денежных средств, координаты скважины совпадают с координатами другой скважины, эксплуатируемой иным лицом (пос. Зерновой); представлен некорректный план расположения участка работ (пос. Шоссейный) и др. Предприятие также не приняло все возможные меры по взаимодействию с органами местного самоуправления, включая судебную защиту своих интересов в части обязания органов местного самоуправления к надлежащему исполнению обязанностей как собственника соответствующего имущества.
Судебная коллегия не выявила обстоятельств крайней необходимости в действиях предприятия (статья 2.7 Кодекса), отметив, что безлицензионное недропользование в Зерноградском городском поселении и Красносулинском районе Ростовской области в отсутствие лицензий с заявленным объемом добычи подземных вод и перечнем мероприятий по безопасности работ и пригодности добытых вод для целей водоснабжения населения может привести к истощению водных природных ресурсов, негативным изменениям природной среды и опасности жизни и здоровья людей. Бесконтрольная добыча подземных вод приводит к недопустимо высокому водозабору из подземных источников, что создает угрозу изменения режима поверхностных водных объектов, их обмеления, угнетения естественных экосистем.
Судебная коллегия учла, что после получения отказа по лицензии в 2019 году предприятие повторно приняло меры к урегулированию безлицензионного недропользования в августе 2020 года - после привлечения к ответственности по статье 7.3 Кодекса оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал правонарушение совершенным виновно в отсутствие состояния крайней необходимости. Доказательства совершения правонарушения вследствие чрезвычайных, непредотвратимых и непреодолимых обстоятельств не представлены. Суд правильно применил к установленным им обстоятельствам Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается пользование предприятием недрами при отсутствии лицензии.
Срок привлечения к ответственности, процессуальные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены. Штраф назначен в минимальном размере. Судебная коллегия не установила основания для применения статей 2.9, 3.4, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса. Их применение является оценочной категорией, переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А53-18706/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.