Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф08-2723/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2020 г. |
дело N А53-18706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ГУП РО "УРСВ": Бордюгов Д.С., паспорт, по доверенности от 31.01.2020, Вавилин А.В., паспорт, по доверенности от 31.01.2020 N 29/20,
от Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области: Пода Е.Н., паспорт, по доверенности от 18.12.2019 N 28.1-35/4199,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2020 по делу N А53-18706/2020
по заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2020 N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением от 10.09.2020 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административным органом не доказана вина предприятия в совершении вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ГУП РО "УРСВ" с 2018 года осуществляет подачу воды населению п. Горный Красносулинского района, а так же пп. Шоссейный, Комсомольский, Кленовый, Зерновой Зерноградского района Ростовской области без специального разрешения (лицензии), получая за данную услугу денежные средства от населения. ГУП РО "УРСВ" осуществляет безлицензионное недропользование в Зерноградском городском поселении и Красносулинском районе Ростовской области, при этом указанная деятельность в отсутствие лицензии с заявленным объемом добычи подземных вод и перечнем мероприятий, обеспечивающих безопасность работ и пригодность добытых вод для целей водоснабжения населения, может привести к истощению водных природных ресурсов, негативным изменениям природной среды и опасности жизни и здоровья людей. Отсутствие у ГУП РО "УРСВ" документов, необходимых для получения лицензии на право пользования недрами, не является основанием для безлицензионной добычи подземных вод, и никак не свидетельствует об отсутствии вины ГУП РО "УРСВ" совершении правонарушения.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления предприятия.
Представитель ГУП РО "УРСВ" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 50 мин. 15.12.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
Представитель предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленных дополнений к возражениям на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, в управление государственного экологического надзора 04.03.2020 N 28.04.1/89 поступила информация из Управления недропользования и водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, содержащая признаки для возбуждения в отношении ГУП РО "УРСВ" дела об административном правонарушении.
Из информации следует, что в 2019 году в Министерство с заявками на получение права пользования недрами обращалось ГУП РО "УРСВ" с целью добычи подземных вод из скважин (колодцев) для водоснабжения населения п. Горный Красносулинского района, поселков Шоссейный, Комсомольский, Кленовый, Зерновой Зерноградского района Ростовской области.
По итогам рассмотрения заявок Министерство отказало ГУП РО "УРСВ" в их удовлетворении:
* письмом от 16.05.2019 N 28.4-4.3/2840 по заявке на добычу подземных вод в Красносулинском районе (п. Горный) в связи с отсутствием санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора Ростовской области о соответствии добываемой воды санитарным нормам и требованиям;
* письмами от 02.08.2019 N 28.4-4.3/4425, N 28.4-4.3/4428, N 28.4-4.3/4430, N 28.4-4.3/4431 по заявкам на добычу подземных вод в Зерноградском районе (пп. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой) в связи с наличием санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора Ростовской области о несоответствии добываемой воды санитарным нормам и требованиям.
16.03.2020 было вынесено определение о возбуждении дела N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
18.03.2020 из Донского БВУ поступил ответ, что в его адрес не поступали от ГУП РО "УРСВ" сведения по форме 3.1, полученные в результате учета объема забора (изъятия) подземных вод из водозаборов, расположенных в пределах п. Шоссейный, п. Комсомольский, п. Кленовый, п. Зерновой Зерноградского района и п. Горный Красносулинского района.
26.03.2020 от ГУП РО "УРСВ" (исх. N 46) в министерство поступили запрошенные сведения, из которых следует, что ГУП РО "УРСВ" отказано в выдаче лицензий на право пользования недрами в связи с отсутствием у предприятия на момент положительных санитарно-эпидемиологических заключений.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в отношении ГУП РО "УРСВ" составлен протокол об административном правонарушении от 03.06.2020 N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 20.04.2020 уведомления сотруднику организации (л.д. 26 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области вынесено постановление от 17.06.2020 N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 23951) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 2.3, пункту 6.1 и 6.2 статьи 3 Закона N 2395-1 к общераспространённым полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающим установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что ГУП РО "УРСВ" допущено пользование недрами при отсутствии лицензии.
Таким образом, наличие в действиях ГУП РО "УРСВ" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
ГУП РО "УРСВ" как лицо, осуществляющее добычу недр при отсутствии лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины предприятия в совершении вменяемого правонарушения.
При этом суд исходил из следующих обстоятельств совершения правонарушения.
Предприятие является гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения на территории Зерноградского района Ростовской области. Между муниципальным образованием Красносулинский район и предприятием заключено концессионное соглашение от 07.12.2018, согласно которому в целях осуществления водоснабжения и водоотведения потребителей муниципального образования предприятию переданы объекты централизованной системы водоснабжения. Согласно договору аренды муниципального имущества N 13 от 06.12.2018, заключенному между администрацией Красносулинского района РО и предприятием, а также в концессионном соглашении, заключенном между ГУП РО "УРСВ" и администрацией МО "Красносулинское городское поселение" от 07.12.2018, собственником источников водоснабжения находящихся в поселке Горный является администрация Красносулинского района РО.
Согласно договору хранения муниципального имущества N 3 от 07.12.2018 и договору аренды муниципального имущества N 2 от 04.12.2018, собственником источников водоснабжения находящихся в поселках Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой является Зерноградское городское поселение и администрация Зерноградского района РО.
Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения явилось причиной отказа министерством в выдаче лицензий на скважины, по причине отсутствия вышеуказанного санитарно-эпидемиологическое заключение, что подтверждается письмом 16.05.2019 N 28.4-4.3/2840, и несоответствия добываемой воды санитарным нормам и требованиям, что подтверждается письмами от 02.08.2019 N 28.4-4.3/4425, N 28.4-4.3/4428, N 28.44.3/4430, N 28.4-4.3/4431.
Отсутствие ограждений ЗСО водоисточников исключает возможность оформления и получения лицензии на пользование недрами, а так же положительное экспертное заключение ФБУЗ и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Обязанность по разработке проекта ЗСО и 1-ого пояса ЗСО лежит на администрациях сельских поселений, как на собственниках объектов водоснабжения, а отсутствие проектов зон санитарной охраны исключает возможность оформления и получения лицензии на пользование недрами.
По мнению суда первой инстанции, вина предприятия отсутствует, поскольку заявитель, принимал необходимые, возможные и зависящие от него меры, исходя из требования действующего законодательства, для проведения действий по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны и установлению ограждений 1-го пояса источников водоснабжения, что подтверждает отсутствие у ГУП РО "УРСВ" возможности получения лицензии.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела об административном правонарушении вины предприятия в совершении вменяемого правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что ГУП РО "УРСВ" с 2018 года осуществляется пользование недрами (добыча воды) в отсутствие лицензии.
Из материалов дела и пояснений министерства судом установлены следующие меры, принятые предприятием в целях получения разрешения на пользование недрами.
По п. Горный Красносулинского района.
Министерством рассмотрено заявление ГУП РО "УРСВ" (вх. N 28.4/1359 от 14.05.2019) о предоставлении права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения п. Горный Красносулинского района Ростовской области. Участок недр (12 колодцев с NN1-12) расположен в 4,3 км к северо-востоку от п. Горный Красносулинского района Ростовской области.
По результатам рассмотрения министерство информировало заявителя (исх. N 28.4-4.3/2840 от 16.05.2019), что представленные материалы по комплектности не соответствовали перечню документов, определенному п. 2.6 Административного регламента: отсутствовал документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица; отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о соответствии используемых подземных вод государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для водоснабжения населения; отсутствовала копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе; отсутствовал документ, являющийся доказательством того, что для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами.
В связи с изложенным и на основании п. 2.10.2.1 Административного регламента заявочные материалы подлежали возврату заявителю.
Повторно ГУП РО "УРСВ" подало заявку (вх. N 28.1/9017 от 26.08.2020) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для технологического обеспечения водой предприятия непроизводственной сферы. Заявленная потребность в подземных водах составляет 495,0 м /сут.
Обоснованием потребности в подземных водах служит расход воды на техническое водоснабжение населения п. Горный (полив посадок на приусадебных участках, в том числе в зимних теплицах).
По информации, представленной ГУП РО "УРСВ", обеспечение населения Красносулинского района, в том числе п. Горный, социально-значимых объектов и юридических лиц водой питьевого качества планируется предприятием за счет подвоза воды водовозками от насосной станции 2-го подъема Гундорово-Гуковского водопровода ГУП РО "УРСВ" (вода после обеззараживания из Больше-Суходольского и Грачикско-Митякинского месторождений подземных вод).
Представленные на рассмотрение заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" по составу и содержанию соответствуют требованиям пункта 2.6 Административного регламента.
Комиссией принято положительное решение о предоставлении права пользования недрами в целях разведки и добычи подземных вод по заявленным скважинам (протокол от 12.11.2020 N 18/2020 - ЛВ).
В настоящее время проводится подготовка проекта условий пользования недрами, бланка лицензии.
По п. Комсомольский Зерноградского района.
В министерство поступило заявление (вх. N 28.4/1422 от 22.05.2019) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения п. Комсомольский (скв. NN 31375, 57914) Зерноградского района Ростовской области.
По результатам рассмотрения министерство информировало заявителя (исх. N 28.4-4.3/3092 от 29.05.2019), что представленные материалы по комплектности не соответствовали перечню документов, определенному п. 2.6 Административного регламента: отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о соответствии используемых подземных вод государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для водоснабжения населения; некорректно представлен схематический план расположения участка работ ГУП РО "УРСВ".
На основании п. 2.10.2.1 Административного регламента заявочные материалы подлежали возврату.
Министерством рассмотрено заявление (вх. N 28.4/1617 от 19.06.2019) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения п. Комсомольский Зерноградского района Ростовской области.
По результатам рассмотрения министерство информировало заявителя (исх. N 28.4-4.3/4431 от 02.08.2019), что предоставленное ГУП РО "УРСВ" санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области N 61.35.03.000.М.000071.05.19 от 28.05.2019 о несоответствии добываемой воды в пп. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Согласно указанному заключению качество подземных вод не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в п. Комсомольский по сухому остатку, общей жесткости, сульфатам и хлоридам, что противоречит требованиям п. 2.6.20 Административного регламента.
Кроме того, справка из банковского учреждения об остатках денежных средств на счете заявителя представлена в виде копии, что не соответствует требованиям п. 2.6.9 Административного регламента.
На основании п. 2.10.6 Административного регламента Комиссией отказано в предоставлении государственной услуги (протокол от 26.07.2019 N 12/2019-ЛВ).
В августе 2020 года ГУП РО "УРСВ" подало заявку (вх. N 28.1/9015 от 26.08.2020) о предоставлении права пользования недрами в целях добычи подземных вод для технологического обеспечения водой предприятия непроизводственной сферы в п. Комсомольский. Заявленная потребность в подземных водах составляет 96,0 м /сут.
В соответствии с информацией предоставленной ФБУ "ТФГИ по Южному федеральному округу" на участке недр (скв. N N 31375, 57914) находятся скважины NN 31375/1, 57914/6, координаты которых совпадают с координатами заявленных скважин. В связи с изложенным рассмотреть вопрос о предоставлении права пользования недрами не представляется возможным до уточнения местоположения (координат) и номеров скважин, указанных в заявлении.
Министерство пояснило, что обоснованием потребности в подземных водах служит расход воды на техническое водоснабжение населения п. Комсомольский (полив посадок на приусадебных участках, в том числе в зимних теплицах). Однако расчет нормативного водопотребления выполнен некорректно, а именно: поливка посадок в грунтовых зимних теплицах принята 366 дней в году, что противоречит назначению зимних теплиц.
В связи с изложенным, заявленная ГУП РО "УРСВ" потребность в подземных водах, не обоснована, что является нарушением требований п. 2.6.20 Административного регламента, что является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
На основании п. 2.10.6 Административного регламента Комиссией принято решение в предоставлении государственной услуги отказать (протокол от 12.1 1.2020 N 18/2020 - ЛВ). Министерство информировало заявителя письмом от 16.11.2020 N 28.4-4.3/5895.
В ноябре 2020 года поступили заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" о возможности предоставления права пользования участком недр с целью добычи подземных вод из скважин N N 31375/1, 57914/6, расположенных в пос. Комсомольский Зерноградского района Ростовской области для технологического обеспечения водой предприятия непроизводственной сферы. Заявленная потребность в подземных водах составляет 96,0 м /сут.
В настоящее время министерством направлены межведомственные запросы.
По п. Зерновой Зерноградского района.
В министерство поступило заявление (вх. N 28.4/1619 от 19.06.2019) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения п. Зерновой Зерноградского района Ростовской области. По результатам рассмотрения министерство информировало заявителя (исх. N 28.4-4.3/4430 от 02.08.2019), что представленные ГУП РО "УРСВ" на рассмотрение заявочные материалы по составу соответствуют требованиям п. 2.6 Административного регламента.
При этом ГУП РО "УРСВ" предоставлено выданное ему санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области N 61.35.03.000.М.000071.05.19 от 28.05.2019 о несоответствии добываемой воды в пп. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, что противоречит п. 2.6.20 Административного регламента. Согласно указанному заключению качество подземных вод не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в п. Зерновой по сухому остатку, общей жесткости и сульфатам.
Кроме того, справка из банковского учреждения об остатках денежных средств на счете заявителя представлена в виде копии, что не соответствует требованиям п. 2.6.9 Административного регламента.
В связи с изложенным и на основании п. 2.10.6 раздела 2 Административного регламента ГУП РО "УРСВ" отказано в предоставлении государственной услуги (протокол от 26.07.2019 N 12/2019 - ЛВ).
Одновременно заявитель был информирован, что координаты скважины N 8-85-256/1, заявленной ГУП РО "УРСВ", полностью совпадают с координатами скважины N 8285-265/1, добыча подземных вод из которой осуществляется в соответствии с лицензией РСТ 02486 ВЭ, предоставленной ОАО "Сорго" до 16.08.2031. Учитывая данное обстоятельство ГУП РО "УРСВ" необходимо уточнить координаты заявленной скважины N 8-85-256/1.
Кроме того, в радиусе 50,0 м от скважины N 8-85-256/1 расположен участок недр (скважина N 7463), предоставленный в пользование ОАО "Сорго" в соответствии с лицензией РСТ 02485 ВЭ. Участок недр (скважина N 7463) имеет статус горного отвода. В плане границы горного отвода совпадают с окружностью радиусом 30,0 м от скважины. При определении предварительных границ горного отвода скважины N 8-85-256/1 ГУП РО "УРСВ" необходимо учесть взаимное расположение скважин для исключения наложения границ горных отводов друг на друга.
По п. Шоссейный Зерноградского района Ростовской области.
Министерством рассмотрено заявление (вх. N 28.4/1420 от 22.05.2019) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения п. Шоссейный Зерноградского района Ростовской области. По результатам рассмотрения заявитель проинформирован (исх. N 28.4-4.3/3093 от 29.05.2019), что представленные материалы по комплектности не соответствуют перечню документов, определенному п. 2.6 Административного регламента: отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Ростовской области о соответствии используемых подземных вод государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для водоснабжения населения; некорректно представлен схематический план расположения участка работ ГУП РО "УРСВ".
В связи с изложенным и на основании п. 2.10.2.1 Административного регламента заявочные материалы подлежали возврату ГУП РО "УРСВ".
Министерством повторно рассмотрено заявление ГУП РО "УРСВ" (вх. N 28.4/1618 от 19.06.2019) о предоставлении права пользования недрами в целях добычи подземных вод для водоснабжения населения п. Шоссейный. Участок (скв. N 76341) расположен в 3,0 км к востоку от п. Шоссейный Зерноградского района Ростовской области.
Представленные ГУП РО "УРСВ" заявочные материалы по составу соответствуют требованиям п. 2.6 Административного регламента.
При этом ГУП РО "УРСВ" предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области N 61.35.03.000.М.000071.05.19 от 28.05.2019 о несоответствии добываемой воды в пп. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, что противоречит п. 2.6.20 Административного регламента. Согласно указанному заключению качество подземных вод не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в п. Шоссейный по сухому остатку, общей жесткости, сульфатам.
Кроме того, справка из банковского учреждения об остатках денежных средств на счете заявителя представлена в виде копии, что не соответствует требованиям п. 2.6.9 Административного регламента.
В связи с изложенным и на основании п. 2.10.6 Административного регламента ГУП РО "УРСВ" отказано в предоставлении государственной услуги (протокол от 26.07.2019 N 12/2019 - ЛВ). Министерство информировало заявителя письмом от 02.08.2019 N 28.4-4.3/4428.
В августе 2020 года поступили заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" (вх. N 28.1/9016 от 26.08.2020) о возможности предоставления права пользования участком недр с целью добычи подземных вод из скважины N 76341 для технологического обеспечения водой предприятия непроизводственной сферы. Заявленная потребность в подземных водах составляет 99,0 м/сут.
Министерство пояснило, что обоснованием потребности в подземных водах служит расход воды на техническое водоснабжение населения п. Шоссейный (полив посадок на приусадебных участках, в том числе в зимних теплицах).
В составе заявочных материалов ГУП РО "УРСВ" представлено Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 11.08.2020 N 32/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), ПУ "Зерноградский", Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года", согласно которому ГУП РО "УРСВ" установлен тариф на техническую воду.
По информации, представленной ГУП РО "УРСВ", обеспечение населения Зерноградского района, в том числе п. Шоссейный, социально-значимых объектов и юридических лиц водой питьевого качества планируется предприятием за счет подвоза воды водовозками от насосной станции 4-го подъема Зерноградского участка ГУП РО "УРСВ" (вода из реки Дон после водоподготовки).
Представленные на рассмотрение заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" по составу и содержанию соответствуют требованиям п. 2.6 Административного регламента.
Комиссией принято положительное решение о предоставлении права пользования недрами в целях разведки и добычи подземных вод по заявленной скважине (протокол от 12.11.2020 N 18/2020 - ЛВ).
В настоящее время проводится подготовка проекта условий пользования недрами, бланка лицензии.
п. Кленовый Зерноградского района
Министерством было рассмотрено заявление (вх. N 28.4/1616 от 19.06.2019) о предоставлении на права пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения п. Кленовый Зерноградского района Ростовской области, заявленная потребность 105,5 м3/сут. Водозаборный участок (скв. NN 31363, 61694/2) расположен в 0,01-0,07 км к западу от п. Кленовый Зерноградского района Ростовской области.
Представленные ГУП РО "УРСВ" на рассмотрение заявочные материалы по составу соответствовали требованиям п. 2.6 Административного регламента.
При этом ГУП РО "УРСВ" предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области N 61.35.03.000.М.000071.05.19 от 28.05.2019 о несоответствии добываемой воды в пп. Кленовый, Комсомольский, Шоссейный, Зерновой государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, что противоречит требованиям п. 2.6.20 Административного регламента. Согласно указанному заключению качество подземных вод не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в п. Кленовый по общей жесткости.
Кроме того, справка из банковского учреждения об остатках денежных средств на счете заявителя в заявочных материалах ГУП РО "УРСВ" представлена в виде копии, что не соответствует требованиям п. 2.6.9 Административного регламента.
В связи с изложенным и на основании п. 2.10.6 Административного регламента ГУП РО "УРСВ" отказано в предоставлении государственной услуги (протокол от 26.07.2019 N 12/2019 - ЛВ). Министерство информировало заявителя о принятом решении письмом от 02.08.2019 N 28.4-4.3/4425.
В августе 2020 повторно поступили заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" (вх. N 28.1/9014 от 26.08.2020) о предоставлении права пользования участком недр (скв. NN 31363, 61694/2) в целях добычи подземных вод для технологического обеспечения водой предприятия непроизводственной сферы. Заявленная потребность в подземных водах составляет 98,0 м/сут.
Министерство пояснило, что обоснованием потребности в подземных водах служит расход воды на техническое водоснабжение населения п. Кленовый (полив посадок на приусадебных участках, в том числе в зимних теплицах).
В составе заявочных материалов ГУП РО "УРСВ" представлено Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 11.08.2020 N 32/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), ПУ "Зерноградский", Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года", согласно которому ГУП РО "УРСВ" установлен тариф на техническую воду.
По информации, представленной ГУП РО "УРСВ", обеспечение населения Зерноградского района, в том числе п. Кленовый, социально-значимых объектов и юридических лиц водой питьевого качества планируется предприятием за счет подвоза воды водовозками от насосной станции 4-го подъема Зерноградского участка ГУП РО "УРСВ" (вода из реки Дон после водоподготовки).
Представленные на рассмотрение заявочные материалы ГУП РО "УРСВ" по составу и содержанию соответствуют требованиям п. 2.6 Административного регламента.
Комиссией принято положительное решение о предоставлении права пользования недрами в целях разведки и добычи подземных вод по заявленным скважинам (протокол от 12.11.2020 N 18/2020 - ЛВ).
В настоящее время проводится подготовка проекта условий пользования недрами, бланка лицензии.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае правонарушение допущено виновно, поскольку предприятие добровольно заключило договор хранения и концессионное соглашение.
При этом, предприятие должно было осознавать, что разработка проектов зон санитарной охраны является обязанностью органов местного самоуправления и их отсутствие исключает получение лицензии.
Вместе с тем, предприятие приступило к недропользованию в отсутствие лицензии.
При этом, предприятием не было принято всех возможных мер в части взаимодействия с органами местного самоуправления, включая судебную защиту своих интересов в части обязания органов местного самоуправления к надлежащему исполнению обязанностей как собственника соответствующего имущества.
Судом также не установлено в данном случае обстоятельств крайней необходимости.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Напротив, осуществляемое ГУП РО "УРСВ" безлицензионное недропользование в Зерноградском городском поселении и Красносулинском районе Ростовской области, в отсутствие лицензии с заявленным объемом добычи подземных вод и перечнем мероприятий, обеспечивающих безопасность работ и пригодность добытых вод для целей водоснабжения населения, может привести к истощению водных природных ресурсов, негативным изменениям природной среды и опасности жизни и здоровья людей. Бесконтрольная добыча подземных вод приводит к недопустимо высокому водозабору из подземных источников, что в результате создает угрозу изменения режима поверхностных водных объектов, их обмелению, угнетению естественных экосистем.
Из приведенных мер, принятых предприятием, также следует, что после получения отказа по лицензии в 2019 году, предприятие повторно приняло меры к урегулированию безлицензионного недропользования в августе 2020 года, то есть после привлечения к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением.
Таким образом, изложенное свидетельствует, что правонарушение в виде безлицензионного недропользования было совершено ГУП РО "УРСВ" виновно и в отсутствие состояния крайней необходимости.
Доказательства совершения правонарушения вследствие чрезвычайных, непредотвратимых и непреодолимых обстоятельств в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами подтверждено виновное совершение правонарушения по ст. 7.3 КоАП РФ.
Административное наказание назначено министерством с учетом требований главы 4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного либо замены наказания на предупреждение.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершённое предприятием, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны собственности государства на недра.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности. Предприятие знало о недопустимости осуществления деятельности по добыче и использованию недр при отсутствии соответствующего разрешения.
Предприятие не признает наличие вины в допущенном правонарушении.
Согласно преамбуле Закона о недрах, этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Таким образом, допущенное правонарушение создает угрозу национальным интересам государства, а также жизни и здоровью людей, поскольку добываемая вода реализуется предприятием потребителям (при этом не имеет значения, в том числе если вода поставляется для технических нужд).
При таких обстоятельствах, правонарушение не может быть признано малозначительным, как и назначенное административное наказание не может быть заменено на предупреждение по правилам ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для снижения размера административного штрафа, соответствующего минимальной санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
По смыслу пункта 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П применение административного наказания не должно повлечь за собой избыточного использования административного принуждения, примененное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица с целью индивидуализации административной ответственности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 800000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Стоимость добытых недр также не является критерием, определяющим справедливость и эффективность административного наказания, в том числе его соразмерность последствиям правонарушения. Неукоснительное соблюдение требований о добыче недр на основании лицензии обеспечивает сохранность недр как биоресурса и безопасность осуществляемого недропользования как для окружающей среды, так и для здоровья людей.
При таких обстоятельствах, постановление Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (от 17.06.2020 N 26/28.3.6/783/89/СЛ/2020 о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей, является законным, предусмотренные статьей 211 АПК РФ основания для удовлетворения требований предприятия отсутствуют.
Решение суда от 10.09.2020 об удовлетворении заявления ГУП РО "УРСВ" подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2020 по делу N А53-18706/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18706/2020
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ