г. Краснодар |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А32-31745/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Визнер Н.А. (доверенность от 29.12.2020), Капул Ю.А. (доверенность от 15.01.2021), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Мурадяна О.А. (доверенность от 28.07.2020), от третьего лица - акционерного общества "Роснефтефлот" (ИНН 6501096047, ОГРН 1026500526590) - Ионова П.Ю. (доверенность от 23.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А32-31745/2020, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности; недопустимость привлечения лица к административной ответственности дважды за одно правонарушение; отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность; неверное распределение бремени доказывания;
В отзывах управление и АО "Роснефтефлот" просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества, управления и АО "Роснефтефлот" повторили доводы, изложенные в жалобе и отзывах.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, общество является субъектом естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления АО "Роснефтефлот" управление вынесло решение от 23.07.2019, в пункте 2 которого признало общество нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушение выразилось в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов на терминалах общества от 01.06.2018 (далее - Руководство 2018 года) и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" к доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу N А32-42546/2019 обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения управления от 23.07.2019.
При рассмотрении указанного дела суды установили, что Руководство 2018 года применяется к деятельности транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, определяет деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах общества, устанавливая условия об обязательном соблюдении названного Руководства, в котором содержатся требования по ознакомлению капитана судна и экипажа с положениями Руководства, подтверждая факт ознакомления, получения Руководства и согласия на соблюдение установленных в нем требований; в случае обнаружения несоблюдения положений Руководства представители терминала общества вправе остановить операции по обработке судов; в типовые формы договоров, заключаемых с лицами, чья деятельность связана с осуществлением операций на терминале общества в морском порту Новороссийска, включены условия о том, что, как сами субъекты, так и их контрагенты принимают на себя обязательства по соблюдению требований Руководства 2018 года, которое носит обязательный характер.
Суды также установили, что принятие (утверждение) Руководства 2018 года и установление в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" к доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, которое после введения в действие названного Руководства не оказало ни одной услуги по буксирному сопровождению на терминалах общества в морском порту Новороссийск, при этом ранее данный вид услуг оказывался на регулярной основе.
Предметом исследования и оценки судов в рамках дела N А32-42546/2019 являлся довод общества о том, что Руководство 2017 года и Руководство 2018 года - это не самостоятельные документы, а один и тот же внутренний документ в разных редакциях. Как установили суды, после принятия управлением решения и предписания от 01.06.2018 общество отменило Руководство 2017 года и ввело в действие Руководство 2018 года, содержащее положения, направленные на ограничение конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск, как и ранее действовавшее Руководство 2017 года, что позволило квалифицировать действия по принятию (утверждению) Руководства 2018 года как самостоятельное нарушение антимонопольного законодательства.
16 июня 2020 года управление в присутствии представителя общества составило протокол об административном правонарушении и 30 июня 2020 года приняло постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Оспариваемое постановление вынесено на основании решения антимонопольного органа от 23.07.2019, которым общество признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; вступившими в законную силу судебными актами в рамках дела N А32-42546/2019 указанное решение управления признано законным и обоснованным. С учетом изложенного отклоняется довод о том, что сами по себе действия по принятию Руководства 2018 года не могут быть признаны нарушением Закона о защите конкуренции.
Довод о том, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, выразившемся в утверждении Руководства 2017 года, а принятие Руководства 2018 года представляет собой несколько тождественных действий, растянутых во времени и не может быть квалифицировано как отдельное нарушение, отклоняется. Как следует из решения управления от 23.07.2109, общество признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; нарушение выразилось в принятии (утверждении) Руководства 2018 года и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" к доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск. Ранее постановлением управления от 30.04.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса на основании решения управления от 07.05.2018, которым общество признано нарушившим Закон о защите конкуренции в связи с принятием Руководства 2017 года. Таким образом, после привлечения к ответственности в связи с принятием Руководства 2017 года, общество приняло Руководство 2018 года, требования которого также не соответствовали законодательству о защите конкуренции; основания для признания единым длящимся нарушением действий общества по принятию Руководства 2017 года и принятию Руководства 2018 года отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о доказанности управлением наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден; назначенный обществу штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.31 Кодекса; материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что назначенный управлением размер административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А32-31745/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о том, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, выразившемся в утверждении Руководства 2017 года, а принятие Руководства 2018 года представляет собой несколько тождественных действий, растянутых во времени и не может быть квалифицировано как отдельное нарушение, отклоняется. Как следует из решения управления от 23.07.2109, общество признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; нарушение выразилось в принятии (утверждении) Руководства 2018 года и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" к доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск. Ранее постановлением управления от 30.04.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса на основании решения управления от 07.05.2018, которым общество признано нарушившим Закон о защите конкуренции в связи с принятием Руководства 2017 года. Таким образом, после привлечения к ответственности в связи с принятием Руководства 2017 года, общество приняло Руководство 2018 года, требования которого также не соответствовали законодательству о защите конкуренции; основания для признания единым длящимся нарушением действий общества по принятию Руководства 2017 года и принятию Руководства 2018 года отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о доказанности управлением наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден; назначенный обществу штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.31 Кодекса; материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что назначенный управлением размер административного штрафа не отвечает критериям справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф08-1467/21 по делу N А32-31745/2020