город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2020 г. |
дело N А32-31745/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ПАО "НМТП": Капул Ю.А., паспорт, по доверенности от 23.12.2019 N 1110-07/409, Визнер Н.А., паспорт, по доверенности от 23.12.2019 N 1110-07/425,
от АО "Роснефтефлот": Акимов Д.М., паспорт, по доверенности от 09.12.2019 N 015-02020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.09.2020 по делу N А32-31745/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: акционерного общества "Роснефтефлот" (ИНН 6501096047, ОГРН 1026500526590)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2020 N 023/04/14.31-2774/2020 о привлечении ПАО "НМТП" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерное общество "Роснефтефлот".
Решением от 29.09.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "НМТП" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе порт просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ПАО "НМТП" уже было привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в утверждении Руководства 2017, а также в навязывании соблюдения Руководства контрагенту Порта. Как следует из самого текста Руководства в редакции от 01.06.2018 (последний абзац преамбулы), оно является внутренним документом ПАО "НМТП", не подменяющим нормативно-правовое регулирование деятельности в морском порту, а конкретизирующим и восполняющим пробелы в данном регулировании с учетом географических особенностей, климатических условий морского порта Новороссийск, конструктивных особенностей гидротехнических сооружений терминала, опыта эксплуатации причалов ПАО "НМТП". Положения, закрепленные во внутренних документах Общества, могут становиться обязательными для контрагентов ПАО "НМТП" только посредством возникновения между ними соответствующих договорных отношений. Действия Порта по утверждению Руководства 2018 не являлись самостоятельным правонарушением, так как были предприняты исключительно в целях исполнения предписания антимонопольного органа в отношении Руководства 2017. Ни в оспариваемом постановлении, ни в решении УФАС не содержится документальных доказательств того, что в момент утверждения руководства 2018 доля ПАО "НМТП и АО "Флот НМТП" на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск по сравнению с 2017 годом не изменилась. Административный орган не доказал, каким образом факт утверждения Руководства 2018 нарушает права АО "Роснефтефлот".
В судебное заседание не явились представители Краснодарского УФАС, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Краснодарского УФАС в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Краснодарского УФАС.
Представитель ПАО "НМТП" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявление.
Представитель АО "Роснефтефлот" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления АО "Роснефтефлот" от 25.09.2018 N 20-1116 (вх. N 10676 от 01.10.2018) о нарушении ПАО "НМТП" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено решение от 23.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 489/2018, которым ПАО "НМТП" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 в связи с принятием (утверждением) Руководства по обработке судов на терминалах ПАО "НМТП" от 01.06.2018 и установлением в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу N А32-42546/2019 в удовлетворении заявленных ПАО "НМТП" требований об оспаривании решения УФАС от 23.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 489/2018 отказано.
16.06.2020 уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС в отношении ПАО "НМТП" составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/14.31-2774/2020 по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем управления, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, вынесено постановление от 30.06.2020 N 023/04/14.31-2774/2020 о привлечении ПАО "НМТП" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции арбитражному для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом ФАС России от 08.09.2017 года N 1189/17 ПАО "НМТП" включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах (пункт 101), государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (Приложение 1 к приказу от 08.09.2017 года N 1189/17).
ПАО "НМТП" являясь владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций с привлечением третьих лиц (АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть - Сервис").
Краснодарским УФАС по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220, составлен аналитический отчет, согласно которому доля группы лиц в составе ПАО "НМТП" и АО "Флот "НМТП" на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск составила более пятидесяти процентов, в связи с чем, ПАО "НМТП" (группа лиц) занимает доминирующее положение на указанном рынке.
ПАО "НМТП" оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций самостоятельно и/или с привлечением третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовных операций. Из сведений, представленных ПАО "НМТП" для буксирного обеспечения швартовных операций в морском порту Новороссийск ПАО "НМТП" привлекает суда АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть-Сервис".
Между ПАО "НМТП", АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть-Сервис" заключен и действует договор от 05.12.2017 года N 602-11656Д/3924/17, по условиям которого исполнители - АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть-Сервис" оказывают комплекс услуг по обеспечению непрерывности технологического процесса по грузовой обработке судов, в том числе швартовным операциям. АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть-Сервис" входят в одну группу лиц с ПАО "НМТП".
В каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2017 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), и на основании Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним", утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 года N 463 (далее - Общие правила N 463), разрабатываются обязательные постановления (пункт 4 Общих правил N 463).
Приказом Минтранса России от 30.11.2017 года N 503 утверждены Обязательные постановления в морском порту Новороссийск (далее - Обязательные постановления N 503).
В соответствии с пунктом 4 Обязательных постановлений N 503 плавание судов в морском порту, стоянка судов на акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами N 463 и Обязательными постановлениями N 503.
Согласно пункту 3 Обязательные постановления N 503 подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морском порту Новороссийск.
ПАО "НМТП", являясь оператором морского терминала в морском порту Новороссийск, в силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона о морских портах обязано осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта исключительно в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Полномочия и обязанности оператора морского терминала по обеспечению безопасности в морских портах установлены частью 2 статьи 15 Закона о морских портах.
С 09.06.2018 ПАО "НМТП" введено в действие "Руководство по обработке судов на терминалах ПАО "НМТП", о чем ПАО "НМТП" письмом от 01.06.2018 N 1000-02/90 уведомило всех заинтересованных лиц.
Руководство по обработке судов на терминалах ПАО "НМТП" действует с Изменениями N 1 от 28.03.2019, введенными в действие с 05.04.2019 (далее -Руководство), о которых ПАО "НМТП" письмом от 29.03.2019 N 2602-19/573 уведомило всех заинтересованных лиц.
ПАО "НМТП" в Руководстве установило не предусмотренные законодательством, обязательные к исполнению, правила для хозяйствующих субъектов, оказывающих буксирные услуги, необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда и предусмотрело завышенные требования к оборудованию (буксирам).
Руководство применяется, в том числе к деятельности транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП (пункт 1.6 Руководства), устанавливая условия об обязательном соблюдении Руководства и иных нормативных документов НМТП, регламентирующие порядок осуществления деятельности в зоне безопасности терминалов НМТП, тем самым, ущемляя интересы компаний, оказывающих услуги в морском порту Новороссийск, в том числе, на терминалах ПАО "НМТП".
В свою очередь, действующее законодательство не наделяет ПАО "НМТП" как оператора морского терминала полномочиями по изданию актов, закрепляющих дополнительные, не установленные нормативно, требования к деятельности на территории морского порта, а также не позволяет распространять действие издаваемых им актов на неопределенный круг лиц, придавая соответствующим актам нормативный (обязательный) характер.
В частности, п. 1.8, п.4.2.2, п.4.2.3 Руководства устанавливают требования по ознакомлению капитана судна и экипажа с положениями Руководства, подтверждая факт ознакомления, получения Руководства и согласие соблюдения установленных в нем требований. При этом, в случае обнаружения несоблюдения положений Руководства, представители терминала ПАО "НМТП" вправе остановить операции по обработке судов (Приложение 1 к Руководству).
Пункт 4.8.3 Руководство содержит: "Эксплуатация судов вспомогательного флота, осуществляющих обслуживание судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, должна осуществляться при условии обеспечения безопасности, сохранности и долговечности объектов инфраструктуры терминала НМТП.
С целью соблюдения требований безопасной эксплуатации Терминал вправе запрашивать у владельцев судов портового флота документальное подтверждение соответствия судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию транспортных судов на причалах НМТП, требованиям Терминала. При выявлении нарушений требований Классификационных обществ в Российской Федерации, требований "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 года N 620, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, НМТП в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" информирует об этом капитана порта".
ПАО "НМТП" не обладает статусом уполномоченного органа государственной власти, не наделено правом на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, в том числе на проведение проверки соответствия иных хозяйствующих субъектов требованиям действующего законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.
Правом на осуществление соответствующего контроля судов, используемых для оказания буксирных услуг обладают Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (пункт 1 статьи 6 Кодекса торгового мореплавания РФ, пункт 5.1.2, пункт 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта N 398, Административного регламента N 313), Инспекция государственного портового контроля (статьи 76, 79 Кодекса торгового мореплавания РФ, пункт 10 статьи 11 Закона о морских портах), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (пункт 5.1.3, пункт 5.1.5 ПП РФ N 400), Российский морской регистр судоходства (статьи 22, 23 Кодекса торгового мореплавания, ПП РФ N 121).
В соответствии со статьей 74 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями, капитан морского порта вправе осуществлять контрольно-надзорные функции (статья 11 Закона о морских портах).
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан (статья 78 КТМ РФ).
Статьей 79 КТМ РФ установлено, что государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания.
Кроме того, согласно пункту 12 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.07.2014 года N 182, деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.
Таким образом, содержание пункта 4.8.3 Руководства не основано и не обусловлено нормами действующего законодательства.
Согласно пункту 4.8.4 Руководства предоставление НМТП буксирного обеспечения швартовых операций заходящих судов осуществляется в соответствии с заключенным договором при соблюдении требований данного Руководствам правом привлечения НМТП третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовых операций. Для буксирного обеспечения швартовных операций ПАО "НМТП" привлекает суда АО "Флот НМТП", ООО "Транснефть - Сервис" - хозяйствующих субъектов, входящих с ПАО "НМТП" в одну группу лиц.
Установление данного требования лишает судовладельцев, морских агентов, фрахтователей возможности самостоятельно выбирать лицо, которое оказывало бы им услуги по буксировке, поскольку право выбора хозяйствующего субъекта в силу положений Руководства закреплено за ПАО "НМТП".
Тем самым положение пункиа 4.8.4 Руководства направлено на ущемление интересов хозяйствующих субъектов (судовладельцев, морских агентов, фрахтователей) и препятствует АО "Роснефтефлот" оказанию буксирных услуг в морском порту Новороссийск.
Также пунктами 4.8.5, 4.8.6, 4.8.7, 4.8.6.1, 4.8.7.1 Руководства установлено следующее:
- пункт 4.8.5: буксиры обеспечения швартовых операций предназначены для оказания помощи судам во время чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на борту судна в результате потери хода, неисправности рулевого управления, пожара и разлива нефти/нефтепродуктов или др. ЧС;
- пункт 4.8.6: буксирное обеспечение нефтеналивных судов (наливных); в целях обеспечения безопасной эксплуатации терминалов НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций танкеров на причалах Нефтерайона НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326 000.2018 Свод правил "Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие приказом Минтранса России от 01.03.2018 N 75 (далее - СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных приказом Минтранса России от 30.11.2017 N 503";
- пункт 4.8.7: буксирное обеспечение судов на причалах Грузового района НМТП; при проведении швартовной операции судна на причалах Внутренней гавани НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций судов на причалах НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326000.2018 Свод правил "Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие Приказом Минтранса России от 01.03.2018 года N 75 (далее - СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.11.2017 N503";
- пункт 4.8.6.1: услуги по буксирному обеспечению швартовных операций на причалах Нефтерайона НМТП осуществляются с привлечением буксиров, оснащенных средствами по борьбе с пожаром, имеющих запас пенообразования и в символе класса судна имеющих знак оснащенности судна средствами по борьбе с пожаром не ниже FF3. Все газовыпускные трубы главных, вспомогательных двигателей и инсинераторов оборудуются искрогасителями или искроуловителями, обеспечивающими безопасную работу буксиров с не дегазированными нефтеналивными судами и у нефтяных причалов;
- пункт 4.8.7.1: по окончании швартовной операции суда буксирного обеспечения входят в состав судов аварийного реагирования, обеспечивающих постоянное дежурство-пожарных судов, буксиров, нефтемусоросборщиков, судов накопителей и судов заводчиков бонового ограждения, готовых в чрезвычайных ситуациях отвести суда от причалов, оказать судну помощь в тушении пожара, ликвидации разливов нефти/нефтепродуктов.
Требования, содержащиеся в вышеуказанных пунктах, не предусмотрены и не соответствуют нормам действующего законодательства, ввиду следующего. В морском порту Новороссийск осуществляется буксирное обеспечение судов.
Согласно пункту 96 Общих правил плавания N 463 количество и мощность буксиров, а также количество швартовщиков, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, указываются в обязательных постановлениях.
В соответствии с пунктом 64 Обязательных постановлений N 503 швартовные операции в морском порту для всех судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов портового флота, выполняются с обязательным буксирным обеспечением.
Количество и мощность буксиров для проведения швартовных операций судов определяется с учетом сведений о минимальных количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту, которые приведены в приложении N 4 к настоящим Обязательным постановлениям.
При этом Свод правил СП 350.1326000.2018 согласно Разделу 1 "Область применения" включает нормы технологического проектирования морских портов, терминалов (пункты 1.1, 1.2) и применяется на стадии проектирования (реконструкции, модернизации) действующих портов и их отдельных элементов, а не в период эксплуатации портовой инфраструктуры.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона о морских портах и пункта 75 Обязательных постановлений в порту Новороссийск, обязанность по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов возложена на операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 года N 620 утвержден Технический регламент безопасности объектов морского транспорта (далее - "Технический регламент" N 620), устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
Согласно пункту 186 Технического регламента N 620 техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
В силу пункта 162 Технического регламента эксплуатанты объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований пожарной безопасности этих объектов, предусмотренных пунктами 164 - 169 технического регламента N 620.
На основании вышеизложенного, введение дополнительных технических и иных требований к буксирному обеспечению не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем, указанные выше положения раздела 4.8 Руководства "Буксирное обеспечение, суда аварийного реагирования", предъявляют завышенные требования к техническому оснащению и мощности буксиров, что создает препятствия АО "Роснефтефлот" доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.
Следует отметить, что в соответствии с требованиями пунктом 29 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2001 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193, буксировка морским транспортом является лицензируемым видом деятельности.
АО "Роснефтефлот" на основании лицензии от 06.04.2012 года Серия МТ-3 N 000005 осуществляет деятельность по буксировке морским транспортом.
Используемые суда АО "Роснефтефлот" соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается соответствующей лицензией, свидетельствами буксирных судов.
После введения ПАО "НМТП" в действие Руководства (с 09.06.2018 года), АО "Роснефтефлот" не было оказано ни одной услуги по буксирному сопровождению на терминалах ПАО "НМТП" в морском порту Новороссийск, при этом данный вид услуг ранее оказывался на регулярной основе.
Из представленных АО "Роснефтефлот" сведений, следует, что в 2017 году АО "Роснефтефлот" оказало 1584 операций по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки судов к причалам терминалов ПАО "НМТП", на общую сумму 753 853 051,00 руб.; за февраль - март 2018 (до введения в действие Руководства) - 2 операции, на сумму 83 592,00 руб.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 16 Закона о морских портах N 261 операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
Таким образом, действия ПАО "НМТП" по принятию и установлению в Руководстве обязательных к исполнению требований, не предусмотренных действующим законодательством, являются злоупотреблением ПАО "НМТП" своим доминирующим положением, и направлены на вытеснение буксирных компаний, в частности АО "Роснефтефлот" с рынка буксирных услуг в морском порту Новороссийск, что является недопустимым в силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Приведенные обстоятельства допущения ПАО "НМТП" нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ подтверждены решением Краснодарского УФАС от 23.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N489/2018, законность которого была проверена судом в рамках дела NА32-42546/2019.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы порта о том, что как следует из самого текста Руководства в редакции от 01.06.2018 (последний абзац преамбулы), оно является внутренним документом ПАО "НМТП", не подменяющим нормативно-правовое регулирование деятельности в морском порту, а конкретизирующим и восполняющим пробелы в данном регулировании с учетом географических особенностей, климатических условий морского порта Новороссийск, конструктивных особенностей гидротехнических сооружений терминала, опыта эксплуатации причалов ПАО "НМТП". Положения, закрепленные во внутренних документах Общества, могут становиться обязательными для контрагентов ПАО "НМТП" только посредством возникновения между ними соответствующих договорных отношений.
По этим же основаниям отклоняются доводы жалобы о том, что ни в оспариваемом постановлении, ни в решении УФАС не содержится документальных доказательств того, что в момент утверждения руководства 2018 доля ПАО "НМТП и АО "Флот НМТП" на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск по сравнению с 2017 годом не изменилась. Административный орган не доказал, каким образом факт утверждения Руководства 2018 нарушает права АО "Роснефтефлот".
Приведенные доводы фактически направлены на переоценку выводов и обстоятельств, установленных по делу N А32-42546/2019, которые не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении подтверждено наличие в действиях ПАО "НМТП" состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона N 135-ФЗ.
Порту назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в сумме 1 00 000 руб., предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, поскольку характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к требованиям действующего антимонопольного законодательства.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что ПАО "НМТП" уже было привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в утверждении Руководства 2017, а также в навязывании соблюдения Руководства контрагенту Порта.. Действия Порта по утверждению Руководства 2018 не являлись самостоятельным правонарушением, так как были предприняты исключительно в целях исполнения предписания антимонопольного органа в отношении Руководства 2017.
Постановлением УФАС от 30.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 99А/2019, общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ на основании решения УФАС от 07.05.2018 по делу N 71/2018, в котором содержатся выводы о нарушении ПАО "НМТП" требований Закона N 135-ФЗ, в связи с принятием Руководства по обработке судов в терминалах ПАО "НМТП", которое утверждено приказом от 18.12.2017.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23.07.2019 по делу N 489/2018, в котором содержится вывод о нарушении обществом требований Закона N 135-ФЗ, ввиду принятия Руководства по обработке судов в терминалах ПАО "НМТП", которое утверждено от 01.06.2018.
Как правильно указано судом первой инстанции, доводы общества о том, что 01.06.2018 года не был принят самостоятельный документ (Руководство), а лишь был актуализирован ранее действовавший документ, опровергаются письмом заявителя от 01.06.2018 года N 1000-02/90, в котором указывается на принятие и введение в действие нового документа - Руководства.
Судебными актами по делу N А32-42546/2019 установлено, что решением Краснодарского УФАС от 07.05.2018 по делу N 71/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ПАО "НМТП" был признан факт нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившийся в принятии (утверждении) Руководства 1 и установлении в нем условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.
Управлением ПАО "НМТП" было выдано предписание от 07.05.2018 по делу N 71/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, которым на ПАО "НМТП" была возложена обязанность по прекращению нарушения путем исключения из Руководства 1 положения об обязанности его соблюдения другими лицами, осуществляющими свою деятельность в морском порту Новороссийск, не входящими в группу лиц с ПАО "НМТП" в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Законность актов антимонопольного органа подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-22095/2018.
После принятия Краснодарским УФАС решения и предписания по делу N 71/2018 ПАО "НМТП" 01.06.2018 отменило Руководство 1 и одновременно ввело в действие новое Руководство (том 2 л.д. 94).
Действующее Руководство содержит положения, направленные на ограничение конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск, как и ранее действовавшее Руководство 1.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о продолжающихся действиях ПАО "НМТП", занимающего доминирующего положение, ущемляющих права и законные интересы заинтересованных лиц.
Как верно указано судом первой инстанции, действия по принятию (утверждению) действующего Руководства являются самостоятельным нарушением антимонопольного законодательства, правомерно рассмотренным в рамках дела N 489/2018.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Новороссийска от 26.10.2018 (том 4 л.д. 61-79) удовлетворены в полном объеме исковые требования исполняющего обязанности Новороссийского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ПАО "НМТП" о признании действий незаконными и об обязании приведения Руководства в соответствие с действующим законодательством.
Таким образом, Краснодарским УФАС признан факт нарушения ПАО "НМТП" пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившийся в принятии (утверждении) Руководства и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО "Роснефтефлот" доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.
Допущенное портом правонарушение не является длящимся, связано с самостоятельным действием - введением Руководства 2018.
Следует также отметить, что длящееся правонарушение также начинается с момента совершения деяния, связанного с невыполнением обязанностей, и окакончается вследствие действия самого правонарушителя, направленного к прекращению правонарушения, или наступления событий, препятствующих его совершению, в том числе привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что после привлечения к ответственности в связи с принятием Руководства 2017, ПАО "НМТП" не устранило нарушения и приняв Руководство 2018 совершило новое правонарушение, общество считается вновь совершившим административное правонарушение, за которое правомерно привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением Краснодарского УФАС от 30.06.2020 N 023/04/14.31-2774/2020.
Судом не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 100 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 100 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица. Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Таким образом, решение суда от 29.09.2020 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-31745/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31745/2020
Истец: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АО "Роснефтефлот", АО "Роснефтефлот"