г. Краснодар |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А32-9945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Герасименко А.Н. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Вольфова Б.И. (доверенность от 15.12.2020), Калякина Р.В. (доверенность от 21.12.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Довлатова А.Н. (доверенность от 08.08.2020), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 2 ноября 2020 года (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года (судьи Пименов С.В., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-9945/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 31.12.2019 N 023/01/17-853/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Арсенал", индивидуальный предприниматель Мелихов А.А., индивидуальный предприниматель Середин А.А., индивидуальный предприниматель Михайленко Г.Ф., индивидуальный предприниматель Приходько Д.В., индивидуальный предприниматель Передерий С.А., ООО "ОУЛК", ООО "Басиз", ООО "Лесхоз" и ООО "Золотой лиман".
Решением суда от 2 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 января 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, ООО "Золотой лиман" не указало в составе заявок части условий охотхозяйственного соглашения, которое должно заключаться по итогам проведения аукциона. Сведения о проведение охранных мероприятий в отношении краснокнижных видов, обитающих на территории охотничьего угодья, указание которых обязательно в заявке на участие в аукционе потенциальным охотпользователем.
В отзывах на кассационную жалобу управление и ООО "Золотой лиман" просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и судами установлено, на основании требований статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209) о приказами министерства природных ресурсов Краснодарского края от 06.03.2019 N 468 "О проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края" и от 25.05.2019 N 1071 объявлены аукционы на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, в том числе по лоту N 4 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 21", лоту N 9 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 24" (приказ министерства от 06.03.2019 N 468), лоту N 5 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 27" (приказ министерства от 25.05.2019 N 1071), которыми предусмотрено проведение аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края.
ООО "Золотой лиман" 18.04.2019 подало заявки с целью участия аукционе по лотам N 4 и N 9 (извещение N 060319/1041801/01) и по лоту N 5 (извещение N 270519/1041801/01).
Протоколом от 25.04.2019 N 3 в отношении лота N 4 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 21" и лота N 9 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 24" заявка ООО "Золотой Лиман" признана не соответствующей требованиям аукционной документации, а именно: заявка содержит не все сведения, указанные в пункте 16 документации об аукционе.
Одним из оснований отклонения заявок ООО "Золотой Лиман" согласно протокола является не представление перечня планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в отношении всех видов, обитающих на территории охотничьего угодья.
Протоколом от 01.07.2019 N 1 в отношении лота N 5 "Охотничье угодье "Приморско-Ахтарский 27" заявка ООО "Золотой Лиман" признана не соответствующей требованиям аукционной документации, а именно заявка содержит не все сведения, указанные в пункте 16 документации об аукционе: перечень планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в отношении всех видов, обитающих на территории охотничьего угодья (нет сведений о мероприятиях в отношении 2-х видов, обитающих на территории охотничьего угодья).
ООО "Золотой лиман" обратилось в управление с жалобой на действия министерства, выразившиеся в установлении требований о представлении в составе заявки сведений, перечня планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в полном объеме.
Решением управления от 31.12.2019 по делу N 023/01/17-853/2019 комиссия управления признала в действиях министерства факт нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требований о предоставлении в составе заявки сведений, перечня планируемых мероприятий, обеспечиваю охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в полном объёме по каждому охотничьему угодью.
Полагая, что данное решение является незаконным и подлежащим отмене, министерство обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований министерства, суды руководствовались положениями статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Законом N 209, Приказом Министерства природы России от 23.12.2010 N 559, постановлением главы Администрации Краснодарского края от 26.07.2001 N 670 "О Красной книге Краснодарского края".
Суды установили, что в приложении к документации об аукционе на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, в составе проекта охотхозяйственного соглашения по каждому лоту министерство указало схему местоположения границ охотничьего угодья, на которой представлены границы охотничьих угодий, планируемых к закреплению по результатам аукциона, выполненная на картографической основе, отображающей границы физико-географических объектов, относительно которых расположено охотничье угодье.
В разделе 3 Охотхозяйственного соглашения "Сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах" проекта охотхозяйственного соглашения, являющегося приложением к документации об аукционе, содержит перечень охотничьих ресурсов, подлежащих охране.
В силу статьи 24 Закона о животном мире редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 постановления главы Администрации Краснодарского края от 26.07.2001 N 670 "О Красной книге Краснодарского края" установлено, что Красная книга Краснодарского края является официальным документом, содержащим сведения о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дико растущих растений, и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 5.1 положения о Красной книге Краснодарского края установлено, что в Красную книгу Краснодарского края заносятся (помимо иных таксонов) таксоны, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или приложение к Красной книге Российской Федерации, к которым принадлежат объекты животного и растительного мира, достоверно или предположительно размножающиеся на территории Краснодарского края или во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, к которым примыкает территория Краснодарского края, на протяжении не менее 10 лет подряд, в связи с чем Красная книга Краснодарского края также является официальным документом, содержащим сведения о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обитающих (произрастающих) на территории Краснодарского края, так как все эти виды (подвиды) занесены также в Красную книгу Краснодарского края.
Перечень таксонов животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.12.2017 N 1029 "Об утверждении Перечня таксонов животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, Перечня таксонов животных, исключенных из Красной книги Краснодарского края, и Перечня таксонов животных, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде Краснодарского края".
Суды установили, что в пункте 17 аукционной документации установлены требования к заявке, согласно которым заявка должна соответствовать, в том числе, следующим требованиям: сведения, касающиеся объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края, их охраны должны приводиться в отношении всех видов, обитающих на территории охотничьего угодья (в отношении каждого вида объектов животного мира отдельно); сведения могут быть представлены (оформлены) отдельными приложениями к заявке, подписанными заявителем, скрепленными печатью (при наличии), при этом в тексте заявки должна быть ссылка об этом; сведения, представляемые в составе заявки, не должны содержать недостоверных сведений.
В пункте 18 аукционной документации установлено, что несоответствие заявки требованиям, предусмотренным настоящим разделом, влечет за собой отказ в допуске заявителя к участию в аукционе.
В разделе 9 аукционной документации к компетенции комиссии по проведению аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений относится принятие решения о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в аукционе.
При определении победителя торгов в форме конкурса, помимо цены договора, учитываются и иные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которые являются предложениями об условиях исполнения договора. При этом, в целях определения наиболее выгодного инвестиционного предложения, главной целью аукциона является цена. Иные обязательства вытекают из охотхозяйственного соглашения (статье 27 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 28 Закона N 209-ФЗ заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: непредставление определенных частью 9 данной статьи необходимых для участия в аукционе документов или предоставление недостоверных сведений; непоступление денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования обеспечения заявки на участие в аукционе, на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе; несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона.
Суды пришли к выводу о том, что отклонение заявки на участие в аукционе в связи с отсутствием в ее составе сведений о перечне планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края, а также перечня планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в Красную книгу Краснодарского края создает не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах потенциальных участников.
Изучив содержание аукционной документации министерства, суды установили, что документация не содержит перечень объектов животного мира, в отношении которых должны проводится мероприятия по охране охотничьих ресурсов и среды их обитания, что, в свою очередь, не позволяет участника торгов определить какой именно объект животного мира необходим для указания в составе заявки.
Наряду с установленными в части 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что вывод управления о необоснованном недопуске к участию в торгах ООО "Золотой лиман" обоснованно признан не соответствующим положениям статьи 17 Закона N 135-ФЗ. Действия министерства, как организатора торгов, выразившиеся в установлении требований о предоставлении в составе заявки сведений, перечня планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в полном объеме в части извещения N 060319/1041801/01 и N 270519/1041801/01, не соответствуют положениям часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и требованиям Закона N 209-ФЗ.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 2 ноября 2020 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года по делу N А32-9945/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что вывод управления о необоснованном недопуске к участию в торгах ООО "Золотой лиман" обоснованно признан не соответствующим положениям статьи 17 Закона N 135-ФЗ. Действия министерства, как организатора торгов, выразившиеся в установлении требований о предоставлении в составе заявки сведений, перечня планируемых мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Краснодарского края в полном объеме в части извещения N 060319/1041801/01 и N 270519/1041801/01, не соответствуют положениям часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ и требованиям Закона N 209-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф08-1772/21 по делу N А32-9945/2020