г. Краснодар |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А32-22359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Барристер" (ИНН 8603189505, ОГРН 1128603012350) - Пашковского А.Е. (доверенность от 13.10.2020), Черных А.А. (доверенность от 13.10.2020), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Языджан А.И. (доверенность от 29.10.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барристер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А32-22359/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Барристер" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 24.12.2019 N 003200.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у контролирующего органа правовых оснований для вынесения обжалуемого предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе проведенной в марте 2019 года проверки выявлены нарушения обществом требований действующего законодательства при осуществлении управления многоквартирными домами. Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения заявителя постановлением от 14.05.2019 N 001145 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 000 рублей штрафа.
Кроме того, инспекцией обществу также выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе предписание от 19.03.2019 N 000926.
В дальнейшем в отношении общества контролирующим органом проведена проверка исполнения требований ранее выданных предписаний, в том числе указанного документа, по результатам которой установлено, что требования предписания от 19.03.2019 N 000926, выданного за нарушение норм действующего законодательства при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина 236 (далее - многоквартирный дом), заявителем в установленный срок не исполнены в части обеспечения свободного доступа к внутридомовому газовому оборудованию.
Указанное обстоятельство послужило основанием для выдачи обществу повторного предписания от 16.08.2019 N 002362, согласно которому обществу в срок до 01.10.2019 необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению свободного доступа к внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу).
Выявление в ходе проведения инспекцией проверки факта невыполнения обществом требований предписания от 16.08.2019 N 002362 послужило основанием для выдачи контролирующим органом обществу предписания от 24.12.2019 N 003200.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 2 Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося приложением к Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, установлено, что к указанным работам относится визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относится организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Согласно пункту 1.2 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр (далее - Инструкция), лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме являются лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие организации).
В силу пунктов 3.1.17 и 3.1.19 Инструкции лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо в любое время суток обеспечивать беспрепятственный доступ в помещения, в которых размещено ВДГО, оказывать содействие в обеспечении доступа к ВКГО работникам аварийно-диспетчерской службы газораспределительной организации, а также иных экстренных оперативных служб в целях предупреждения, локализации и ликвидации аварий, связанных с использованием и содержанием ВДГО и (или) ВКГО; на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО и договора о техническом диагностировании ВДГО и (или) ВКГО обеспечивать представителям специализированной организации доступ к ВДГО, а также содействовать обеспечению им доступа к ВКГО в целях проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, установке, замене, техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО, проведения профилактических и внеплановых работ, направленных на безопасное использование ВДГО и (или) ВКГО, приостановления, возобновления подачи газа в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения обществом правил содержания общего имущества, выразившегося в необеспечении в многоквартирном доме свободного доступа к внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу).
Доводы заявителя о том, что газопровод проходит внутри балконов, являющихся имуществом жильцов многоквартирного дома, обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку на управляющую компанию возложены обязанности по обеспечению круглосуточного доступа к общедомовому газовому оборудованию, в состав которого входит газопровод.
При этом заявителем не предприняты все зависящие от него меры по исполнению законодательства, как в части организации работы с жильцами, так и в части изучения возможности переноса отдельного участка газопровода.
Наличие либо отсутствие в действиях жильцов нарушений жилищного законодательства не устраняет обязанностей управляющей компании по безопасной эксплуатации ВДГО, прямо предусмотренных для такой организации законом.
Таким образом, у инспекции имелись правовые основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А32-22359/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относится организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Согласно пункту 1.2 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр (далее - Инструкция), лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме являются лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие организации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф08-2557/21 по делу N А32-22359/2020