г. Краснодар |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А63-7496/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" (ИНН 2623030222, ОГРН 1192651006679), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (ИНН 2636045466, ОГРН 1052600297606), территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Шпаковском районе, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 29255 3, 29256 0, 29254 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А63-7496/2020, установил следующее.
ООО "Ставропольский бройлер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление), территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Шпаковском районе (далее - территориальный отдел) о признании недействительным предписания от 28.05.2020 N 36.
Решением от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2021, в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия оснований для его выдачи.
Общество обратилось с кассационной жалобой, просит отменить судебные акты, удовлетворить требование. Указывает, что суд не проверил довод о противоречии предписания статье 26 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательстве акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ, исходя из которой с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства ориентировочные зоны, расчетные санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Если санитарно-защитная зона не была установлена до 01.01.2022, то она должна устанавливаться не позднее 01.01.2025. То есть общество обязано обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны до 01.01.2025, тогда как предписанием срок определен до 28.05.2021. Суд также не учел пункт 23 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222), в силу которого сведения о санитарно-защитной зоне для включения в ЕГРН должны подаваться управлением самостоятельно. Однако, оспариваемым предписанием обязанность внести сведения о санитарно-защитный зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) возложена на общество.
В отзыве на жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании поступившего в территориальный отдел из прокуратуры Шпаковского района Ставропольского края коллективного обращения граждан от 13.05.2020 N 2854/ж-2020 нарушении обществом санитарных правил территориальный отдел 13.05.2020 возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении N 35 и в рамках проведенного административного расследования установил, что оно, являясь предприятием промышленного типа, основным видом деятельности которого является разведение (комплекс по выращиванию) сельскохозяйственной птицы, в силу пункта 7.1.11 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Правил N 222 обязано для обеспечения безопасности населения вокруг производства (объекта), являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, установить санитарно-защитную зону, которая по своему функциональному назначению является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание от 28.05.2020 по N 36 об установлении санитарно-защитной зоны и ограничения использования земельных участков, расположенных в его границах по адресу: Ставропольский край, Шпаковский р-н, Промышленная зона Бройлерная, участок Бройлерная зона N 1 с внесением сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН до 28.05.2021.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Статьей 11 Закона N 53-ФЗ установлена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, они распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2) и предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.5).
В соответствии с Законом N 52-ФЗ и в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, ее размер и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются главой VII и приложениями 1- 6 к СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пункт 2.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 2.3 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 3.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН (пункт 25 Правил N 222).
В рассматриваемом деле в период проведения проверки и на дату вынесения оспариваемого предписания, у общества отсутствовала соответствующая санитарно-защитная зона. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд указал, что отсутствие у общества установленной санитарно-защитной зоны подтверждается постановлением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10.07.2020 (дело N 5-1046/2020), которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение санитарно-эпидемиологических требований: неустановление санитарно-защитной зоны и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах).
Суд сделал обоснованный вывод о наличии у территориального отдела оснований для выдачи обществу предписания от 28.05.2020 N 36.
Предписание выдано территориальным отделом с соблюдением требований к его оформлению и содержанию, а также порядка его вынесения. Суд проверил и обоснованно отклонил довод о малом сроке исполнения предписания, отметив, что это не влечет признание предписания недействительным. Указанный в предписании срок (1 год) является достаточным для его исполнения. Кроме того, материалами дела подтверждается исполнение предписания в полном объеме. Обществом получило решение Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 09.06.2020 N 111-РСЗЗ, которым установлена санитарно-защитная зона.
Суд правомерно отклонил довод о неверном сроке исполнения требований предписания, учел пункт 13 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, в силу которого определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют с 01.01.2020. Это обстоятельство не освобождает общество от соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку являясь предприятием промышленного типа, основным видом деятельности которого является разведение (комплекс по выращиванию) сельскохозяйственной птицы, оно в силу пункта 7.1.11 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) обязано установить санитарно-защитную зону в размерах, установленных этой нормой.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А63-7496/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.