г. Краснодар |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А32-7001/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652) - Беличенко Е.Н. (доверенность от 07.09.2020), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 18.01.2021), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрации муниципального образования город Новороссийск, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А32-7001/2020, установил следующее.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме от 28.11.2019 N 52-47792/19-33-12 решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 835 кв. м с кадастровым номером 23:47:0208008:29, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием как территории общего пользования (далее - земельный участок), о понуждении к предоставлению земельного участка в аренду на 49 лет с разрешенным использованием для автомобильного транспорта, подготовке и направлению проекта договора аренды земельного участка в течение месяца с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее - управление), администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы следующим. Инженерные коммуникации (газопровод среднего давления, водопровод, сигнальный кабель) могут размещаться в границах полосы отвода автодороги на условиях публичного сервитута и не препятствуют предоставлению земельного участка компании в аренду.
Их прокладка, переустройство, перенос, эксплуатация в границах полосы отвода и придорожной полосы автодороги допускаются исключительно с согласия компании как владельца автодороги. Проект границ территории объекта культурного наследия "Памятник-мемориал "Линия обороны" (далее - памятник истории) не разработан и не утвержден. Памятник истории имеет региональное значение, принят на государственную охрану и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - реестр). Законодательством об охране объектов культурного наследия не запрещено предоставление в аренду земельного участка, на котором расположен памятник истории. С момента утверждения документации по планировке территории объекта автодорожной инфраструктуры - авторазвязки на участке Сухумийское шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск в составе объекта "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)" (далее - транспортная развязка, транспортный узел) земельный участок является ограниченными в обороте и не подлежит предоставлению иным лицам.
Отказ департамента в предоставлении земельного участка в аренду препятствует компании в реализации законодательно возложенных на нее функций.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. В границах земельного участка находятся не принадлежащие компании инженерные коммуникации и памятник истории. На территории памятника истории запрещено проведение работ, не связанных с его сохранением. Земельный участок расположен в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" (далее - автодорога) и водоохранной зоне Черного моря. Данные обстоятельства препятствуют предоставлению земельного участка компании в аренду.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что автодорога находится в доверительном управлении компании. По заказу федерального казенного учреждения "Модернизация транспортной системы России" в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, в целях обеспечения комплексного обустройства транспортного узла разработан проект строительства транспортной развязки. Проект прошел процедуру общественных слушаний, получил положительное заключение государственной экспертизы от 13.05.2011 N 372-11/РГЭ-1354/02, утвержден распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Модернизация транспортной системы России" от 12.09.2012 N ИФ-5-р и передан компании для реализации в соответствии с программой ее деятельности на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.09.2014 N 1856-р утверждена соответствующая документация по планировке территории.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 09.09.2015 N 1626-р принято решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176. Земельный участок (с кадастровым номером 23:47:0208008:29) образован (установлены границы и осуществлен государственный кадастровый учет) на основании документации по планировке территории за счет обособленного участка с кадастровым номером 23:47:0208013:4, входящего в состав в единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:176. Последнее на момент утверждения документации по планировке территории находился в собственности Российской Федерации. Ввиду размещения одной из опор находящегося в краевой собственности памятника истории прекращено право федеральной собственности на единое землепользование с кадастровым номером 23:47:0000000:176 и зарегистрировано право собственности Краснодарского края на него (запись от 27.09.2018 с номером регистрации 23:47:0000000:176-23/021/2018-2).
По результатам аукциона в целях реализации проектных решений компания (заказчик) и победитель торгов - общество с ограниченной ответственностью "СтройЮгРегион" (подрядчик) заключили договор от 26.02.2018 N ЦУП-2018-128 на выполнение комплекса работ по строительству транспортной развязки.
Последняя возведена и в составе транспортного узла введена в эксплуатацию 09.08.2019 по соответствующим комиссионному акту от 10.07.2019 и разрешению от 09.08.2019 N 23-ш23308000-026-2018-ФДА/030.
Компания обращалась в департамент с заявлениями от 18.10.2019 N 3359-КрФ, от 30.10.2019 N 3543-КрФ о предоставлении земельного участка (с кадастровым номером 23:47:0208008:29) в аренду на 49 лет. В составленном специалистами государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" акте от 13.11.2019 N 304 зафиксировано, что в результате проведенного на основании поручения департамента от 05.11.2019 N 52-44321/19-33-17 обследования земельного участка выявлено его использование компанией с 30.04.2010 под частью автодороги, проходящей под конструктивным элементом памятника истории. В составленном с участием специалистов управления по результатам осмотра земельного участка и памятника истории акте от 29.06.2020 N 131 приведена аналогичная информация. Письмом от 28.11.2019 N 52-47792/19-33-12 департамент уведомил компанию о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду ввиду нахождения в его границах инженерных коммуникаций и части памятника истории.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения компании в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса требование о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным может удовлетворено при установлении несоответствия оспариваемого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Бремя доказывания законности оспариваемого решения и послуживших основанием для его принятия обстоятельств возлагается на соответствующий орган (статья 65, часть 5 статьи 200).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды может быть заключен в случае предоставления компании для осуществления ее деятельности земельного участка, расположенного в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог (подпункт 26 пункта 2 статьи 39.6).
Наличие на земельном участке сооружений, размещение которых допускается на основании публичного сервитута, в том числе имеющих федеральное значение объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения и их неотъемлемых технологических частей, объектов, необходимых для организации электро-, газоснабжения населения не может служить основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в его предоставления без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.16, пункт 1 статьи 39.37 Земельного кодекса). Находящиеся в публичной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог, ограничены в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса). Земли историко-культурного назначения могут использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, а отнесенные к ним земельные участки не изымаются у землепользователей, землевладельцев и арендаторов (пункты 2, 3 статьи 99 Земельного кодекса).
Положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в состав автомобильной дороги включены земельные участки в границах полосы ее отвода (пункт 1 статьи 3). Допускается использование земельных участков в границах полосы отвода публичной автодороги на условиях публичного сервитута в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации (часть 2 статьи 19), осуществляемых владельцами таких коммуникаций или за их счет владельцем автодороги (часть 4.2 статьи 25).
Нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под территорией объекта культурного наследия (памятника истории) подразумевается территория, непосредственно занятая данным объектом и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью (пункт 1 статьи 3.1). На территории памятника истории запрещается строительство новых и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих капитальных объектов, проведение работ, не связанных с сохранением этого памятника, его отдельных элементов или историко-градостроительной среды (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1), но разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности памятника и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях (подпункт 3 пункта 1 статьи 5.1). В границах защитных зон, прилегающих к включенным в реестр памятникам истории, допускается строительство и реконструкции линейных объектов (пункт 1 статьи 34.1), а в целях сохранения памятника истории он может быть приспособлен для современного использования без изменения особенностей, составляющих предмет охраны (статья 40).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. С учетом фактического расположения земельного участка под автодорогой, ее расположения относительно памятника истории, специфики этого объекта культурного наследия и его пространственных характеристик земельный участок подлежал предоставлению в аренду без проведения торгов компании, деятельность которой регламентирована специальным законодательством. Предоставление земельного участка в аренду не только не повлекло нарушение условий, необходимых для обеспечения сохранности памятника истории, но и способствует их соблюдению. Наличие инженерных коммуникаций, размещение которых допускается на основании публичного сервитута, не препятствовало предоставлению земельного участка компании в аренду в целях эксплуатации транспортной развязки. У департамента отсутствовали основания для отказа компании в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А32-7001/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в состав автомобильной дороги включены земельные участки в границах полосы ее отвода (пункт 1 статьи 3). Допускается использование земельных участков в границах полосы отвода публичной автодороги на условиях публичного сервитута в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации (часть 2 статьи 19), осуществляемых владельцами таких коммуникаций или за их счет владельцем автодороги (часть 4.2 статьи 25).
Нормами Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под территорией объекта культурного наследия (памятника истории) подразумевается территория, непосредственно занятая данным объектом и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью (пункт 1 статьи 3.1). На территории памятника истории запрещается строительство новых и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих капитальных объектов, проведение работ, не связанных с сохранением этого памятника, его отдельных элементов или историко-градостроительной среды (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1), но разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности памятника и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях (подпункт 3 пункта 1 статьи 5.1). В границах защитных зон, прилегающих к включенным в реестр памятникам истории, допускается строительство и реконструкции линейных объектов (пункт 1 статьи 34.1), а в целях сохранения памятника истории он может быть приспособлен для современного использования без изменения особенностей, составляющих предмет охраны (статья 40).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф08-1993/21 по делу N А32-7001/2020