Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф08-1993/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А32-7001/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя: представителя - Беличенко Е.Н. по доверенности от 07.09.2020 (с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание),
от заинтересованного лица: представителя Попурей Н.А. по доверенности от 30.12.2019 (с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 по делу N А32-7001/2020 по заявлению государственной компании "Российские автомобильные Дороги" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным отказа, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские Автомобильные Дороги" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, выраженное в письме департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.11.2019 N 52-47792/19-33-12 "об отказе в предоставлении земельного участка в Новороссийске" - не соответствующим подпункту 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, подпунктам 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предоставить земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29 (запись регистрации права собственности Краснодарского края - 14.10.2019, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), в аренду сроком на 49 лет для цели использования - автомобильный транспорт;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Краснодарский филиал) проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29.
Заявленные требования мотивированы незаконностью отказа департамента в предоставлении участка для эксплуатации и развития федеральной трассы М-4 "Дон".
Определениями от 08.06.2020, от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрация муниципального образования город Новороссийск.
Решением суда от 28.09.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, как не соответствующее подпункту 26 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктам 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, решение департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженное в письме от 28.11.2019 N 52-47792/19-33-12, об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 23:47:0208008:29 в аренду без проведения торгов. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить в адрес Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Краснодарский филиал) подписанный департаментом имущественных отношений Краснодарского края и содержащий все существенные условия договора данного вида проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 (запись регистрации права собственности Краснодарского края - 14.10.2019, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), сроком на 49 лет для цели использования - автомобильный транспорт.
Суд установил, что испрашиваемый земельный участок 23:47:0208008:29 был сформирован из земельного участка 23:47:0000000:176, принадлежащего Российской Федерации, путем изъятия для государственных нужд в 2015 году для строительства автомобильной развязки на федеральной трассе М-4 "Дон", однако 27.09.2018 на этот участок было зарегистрировано право собственности Краснодарского края, а департамент необоснованно отказывает в предоставлении участка. Суд учел, что по п. 26 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ компания имеет право на получение участка без проведения торгов для осуществления своей деятельности, размещение инженерных коммуникаций не препятствует предоставлению участка. Суд также отметил, что законодательство в области охраны объектов культурного наследия также не запрещает предоставление соответствующих участков в аренду, но лишь устанавливает ограничения в их использовании. Суд дополнительно учел, что фактически автотрасса уже размещена на спорном участке.
С принятым судебным актом не согласился департамент, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе департамент настаивает на ранее изложенных основаниях отказа в предоставлении участка без торгов, а именно: в границах участка находятся инженерные коммуникации, которые не принадлежат компании, на участке находится объект культурного наследия - памятник. Указанные обстоятельства, по мнению апеллянта, являются достаточными для вывода о законности вынесенного департаментом отказа.
В отзыве компания указала на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что земельный участок изначально изымался у федерального музея, который обслуживал памятник, музей был исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, регистрация права краевой собственности была связана именно с наличием находящегося в краевой собственности памятника, проходящего над спорным земельным участком, вне зависимости от уровня публичной принадлежности земельного участка заявитель вправе претендовать на получение его в аренду без торгов, спорный монумент фактически размещен над автомобильной дорогой, на спорном участке находится тротуар.
Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее Государственная компания) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон о Государственной компании) в организационно-правовой форме государственной компании (ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона о Государственной компании).
Государственная компания является владельцем Федеральной автодороги М-4 "Дон", находящейся в ее доверительном управлении и как владелец осуществляет полномочия в соответствии с соответствующими положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реализация функций владельца федеральной автодороги М-4 "Дон" Государственной компанией осуществляется на основании Положения о закупке (утверждено Решением наблюдательного совета Государственной компании "Российские автомобильные дороги", протокол N 117 от 26.12.2018) и в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В целях обеспечения комплексного обустройства Новороссийского транспортного узла и строительства соответствующей транспортной развязки, по заказу Федерального казенного учреждения "Модернизация транспортной системы России" (далее - ФКУ "Рострамсмодериизация"), в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, была разработана проектная документация по объекту "Строительство авторазвязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮГВР порта Новороссийск".
Как указал заявитель проект строительства объекта: прошел общественные слушания (газета "Новороссийские вести" от 01.06.2010 N 46-47); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное ФГУ "Главгосэкспертиза России" от 13.05.2011 N 372-11/РГЭ-1354/02; утвержден Распоряжением Министерства транспорта России и ФКУ "Ространсмодсрнизация" от 12.09.2012 N ИФ-5-р; передан Государственной компании "Российские автомобильные дороги" для реализации проектных решений в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)" (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 848 от 05.12.2001) и Программой деятельности Государственной компании "Российский автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N2146-р).
Документация по планировке территории объекта (ДПТ): Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (строительство автомобильных дорог). Строительство автомобильной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск" в административных границах муниципального образования город Новороссийск, утверждена распоряжением Росавтодора от 29.09.2014 N 1856-р.
26.02.2018 в целях реализации проектных решений, по результатам торгов Государственной компанией (заказчик работ) с победителем аукциона ООО "СтройЮгРегион" (подрядчик) заключен договор N ЦУП-2018-128 от 26.02.2018 "На выполнение комплекса работ по линейному объекту капитального строительства "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)". Подпроект 2: Создание объектов автодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. "Строительство авторазвязки на участке Сухумийское шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск". (Строительство Новороссийского транспортного узла).
09.08.2019 Объект "Строительство Новороссийского транспортного узла" введен в эксплуатацию, что подтверждает Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта от 10.07.2019, Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 09.08.2019N 23 - ш23308000 - 026 - 2018 - ФДА/030.
Между тем, как указал заявитель, на основании документации по планировке территории объекта (утв. распоряжением Росавтодора от 29.09.2014 N 1856-р) произведено формирование, установление границ и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29, площадью 835 кв.м., и выполнено из части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208013:4, входящего в состав в единого землепользования с кадастровым номером 23:47:0000000:176.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:176, по состоянию на момент утверждения документации по планировке территории (и вплоть до 27.09.2018), находился в собственности Российской Федерации.
Распоряжением Росавтодора от 09.09.2015 N 1626-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (строительство автомобильных дорог). Строительство автомобильной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск", принято решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176 далее сформированной в земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29.
Однако вопреки принятому решению об изъятии (Распоряжение Росавтодора от 09.09.2015 N 1626-р) - 27.09.2018 в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176, прекращено право федеральной собственности и зарегистрировано право собственности Краснодарского края (запись о регистрации N 23:47:0000000:176-23/021/2018-2 от 27.09.2018). По пояснениям сторон это было сопряжено с тем, что на спорном земельном участке размещена одна из опор находящегося в краевой собственности памятника.
18.10.2019 ГК "Автодор" в соответствии п.п. 26 п. 2 статьи 39.6, ст. 39.17 Земельного Кодекса РФ обратилась в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду от 18.10.2019 N 3359-КрФ, заявлением о предоставлении в аренду от 30.10.2019 N 3543-КрФ с просьбой предоставить в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29 (запись регистрации права собственности Краснодарского края - 14.10.2019, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ш. Сухумское, площадь: 835 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования)), образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:176 (запись регистрации права собственности Краснодарского края N 23:470000000:176-23/021/2018-2 от 27.09.2018).
13.11.2019 на основании поручения Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.11.2019 N 52-44321/19-33-17 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" испрашиваемый ГК "Автодор" в аренду земельный участок 23:47:0208008:29 был обследован, что подтверждает Акт обследования земельного участка от 13.11.2019 N 304 (прилагается). Согласно Акту обследования земельного участка 23:47:0208008:29, установлено что земельный участок: используется с 30.04.2010 ГК "Автодор", содержит сооружение дорожного транспорта-автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, проходящую под частью памятника-ансамбля "Линия обороны".
28.11.2019 Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал ГК "Автодор" в предоставлении земельного участка 23:47:0208008:29, что подтверждает письмо Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.11.2019 N 52-47792/19-33-12 об отказе в предоставлении земельного участка в Новороссийске, которое поступило в Краснодарский филиала ГК "Автодор" 04.12.2019 и зарегистрировано за вх. N 4439-КрФ.
Отказ Департамента мотивирован тем, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29:
- расположены инженерные коммуникации: газопровод среднего давления, водопровод, сигнальный кабель (письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 N 08.05-4929/19);
- частично находится объект культурного наследия регионального значения "Памятник мемориал "Линия обороны", г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода "Октябрь" (информация управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 N 08.05-4929/19).
Также в отказе департамента, указано как следует из подпунктов 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, наличие на испрашиваемом-земельном участке зданий, сооружений, не принадлежащих заявителю, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Также указано на необходимость соблюдения законодательства о культурном наследии.
Полагая, что отказ является незаконным, компания обратилась в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 198 Кодекса предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентированы земельным законодательством.
В силу п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, а также в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 26 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является: если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Приведенными в жалобе доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Из отказа департамента следует, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29 расположены инженерные коммуникации: газопровод среднего давления, водопровод, сигнальный кабель (письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 N 08.05-4929/19), что послужило основанием для применения подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ расположение сооружений, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, является исключением из оснований отказа, предусмотренных 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 4.2. статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).
Таким образом, прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги М-4 "Дон" допускаются исключительно с согласия владельца автодороги - ГК "Автодор".
Следовательно, размещение инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута в границах полос отвода автодороги допускается законодательством о дорожной деятельности (статья 25 Закона об автомобильных дорогах), что является исключением из оснований для отказа в предоставлении земельного участка (пункт 4 статьи 39.16 ЗК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к верному выводу, что отказ в предоставлении спорного земельного участка осуществлен департаментом с нарушением пункта 4 статьи 39.16, так как не учтено исключение из пункта 26 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями части 4.2. статьи 25 Закона об автомобильных дорогах от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду, департамент также сослался на то, что на спорном земельном участке 23:47:0208008:29 частично находится объект культурного наследия регионального значения "Памятник мемориал "Линия обороны", г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода "Октябрь" (информация управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, письмо администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.11.2019 N 08.05-4929/19). При этом, также указано что в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Памятник-мемориал "Линия обороны" проект границ территории не разработан и не утвержден.
Признавая отказ департамента необоснованным в указанной части, суд первой инстанции также правомерно исходил из следующего.
Подпункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусматривает императивный отказ на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Так, 27 июля 2020 года администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия представила пояснения, в соответствии с которыми, по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208008:29, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, у цемзавода "Октябрь" частично находится объект культурного наследия регионального значения "Памятник-мемориал "Линия обороны", сентябрь 1942 г. - сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г.
Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"; решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 29 января 1975 г. N 63 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Краснодарском крае"; решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31 августа 1981 г. N 540 "О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края".
Памятник-мемориал "Линия обороны", сентябрь 1942 г. - сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г. зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. N 120468-р.
По результатам изучения материалов дела апелляционным судом установлено, в том числе с использованием публичной кадастровой карты и общедоступных сведений сети Интернет, что фактически памятник-ансамбль "Линия обороны" (дата создания 15.09.1978, Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации N 231620569310005), пересекает автодорогу М-4 "Дон" ул. Сухумийское шоссе, на ПК 6+81,00), размещен над автодорогой в виде железобетонной арки, а спорный земельный участок 23:47:0208008:29, фактически представляет собой тротуар с элементами обустройства автомобильной дороги, что подтверждается Актом обследования земельного участка от 13.11.2019 N 304 ГКУ КК "Кубаньземконтроль", которым установлено, что земельный участок (23:47:0208008:29): используется с 30.04.2010 ГК "Автодор", содержит сооружение дорожного транспорта - автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, проходящую под частью памятника-ансамбля "Линия обороны".
Факт принятия исчерпывающих мер по соблюдению законодательства об охране объектов культурного наследия подтверждают: Проектная документация "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)" Подпроект 2: Создание объектов автодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. "Строительство авторазвязки на участке Сухумийское шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ, ЮГВР порта Новороссийск" в Разделе 1 "Пояснительная записка" в качестве приложения N 22 к содержит Заключение Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края N 78-2930/10-02-16 от 09.06.2010, предусматривающее комплекс мер по обеспечению сохранности соответствующих памятников культурного наследия; Письмо Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 19.03.2015 N 98-1653-15-0119; Письмо прокуратуры г. Новороссийска от 14.02.2017 N 2051ж16-855; Письмо Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 05.04.2018 N 78-16-3361.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ, предусмотрено, что на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно статье 5 Федерального закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Пунктом 3 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении находящимися в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, должно содержать сведения об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр, или к выявленным объектам культурного наследия, о нахождении в границах земельного участка объекта археологического наследия и об обязанности лица, к которому переходит имущественное право на указанные объекты или земельные участки, выполнять установленные Федеральным законом N 73-ФЗ требования в отношении объекта культурного наследия.
Таким образом, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (пункт 2 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В силу пункта 4 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Согласно статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ в целях сохранения объекта культурного наследия принимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия. Приспособление объекта культурного наследия проводится в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия и без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Как поясняет администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, в управление 05.11.2019 поступило обращение департамента имущественных отношений (входящий номер управления 52-44334/19-33-13) о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208008:29 в городе Новороссийске.
22.11.2019 управлением подготовлен и направлен ответ (исходящий номер 78-19-14338/19) на обращение, содержащий, в том числе, информацию о том, что в соответствии с действующим законодательством, в случае хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 необходимо получение заключения управления о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Таким образом, законодательство о государственной охране объектов культурного наследия не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия, и (или) находящихся в границах защитной зоны объекта культурного наследия при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В соответствии с пояснениями от 27.07.2020, управление так же приняло участие в осмотре земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 и объекта культурного наследия "Памятник-мемориал "Линия обороны", сентябрь 1942 г. - сентябрь 1943 г., 15.09.1978 г., по результатам которого государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" 29.06.2020 составлен акт обследования земельного участка N 131.
В акте обследования земельного участка N 131 от 29.06.2020 государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" указывается следующая информация: "На момент обследования на части земельного участка площадью 299,6 кв. м расположена автодорога, на части земельного участка площадью 43,1 кв. м расположена подпорная стена". Однако, в вышеуказанном акте N 131 отсутствует информация, относительно чего расположена данная подпорная стена: автодороги или же памятника. Также данный акт не содержит сведений о месторасположении памятника в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 относительно координат фактической территории памятника.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что информация об имеющихся координатах расположения памятника относительно земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208008:29 и месторасположении подпорной стены отсутствует.
Согласно п.п. 26 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах N 257-ФЗ).
Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с п.п.7) п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в том числе, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального" значения или местного значения.
Таким образом, из совокупного толкования положений ст. ст. 9, 11, 26 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 129 и 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 27, 85 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 3, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (об автомобильных дорогах), ст. 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (о Государственной компании), следует, что с момента утверждения Распоряжением Росавтодора от 29.09.2014 N 1856-р, документации по планировке территории объекта: "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (строительство автомобильных дорог). Строительство автомобильной развязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО "Новороссийский СРЗ", ЮВГР порта Новороссийск", земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208008:29 является ограниченными в обороте, может быть предоставлен исключительно Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (аналогичная правовая позиция, в частности, отражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2018 по делу N А32-46815/2017 и др.) и не подлежит предоставлению иным лицам.
Учитывая, что законодательство по государственной охране объектов культурного наследия не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, в границах которых расположены объекты культурного наследия, и (или) находящихся в границах защитной зоны объекта культурного наследия при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, принимая во внимание специальное законодательное регулирование деятельности ГК "Автодор", а также учитывая фактическое размещение памятника, суд пришел к правомерному выводу о том что решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права ГК "Автодор", а также препятствует реализации тех функций, которые законодательно возложены на ГК "Автодор".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 по делу N А32-7001/2020 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7001/2020
Истец: ГК "Российские автомобильные дороги", "Российские Автомобильные Дороги"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия, администрация муниципального образования город Новороссийск