г. Краснодар |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А32-17427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Прогресс"" (ИНН 2314005324, ОГРН 1022302348562) - Неженец С.В. (доверенность от 05.10.2018), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Кошевец А.Д. (доверенность от 29.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А32-17427/2020, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Прогресс"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с требованиями: признать незаконным решение об отказе от 30.04.2020 N 52-32-15-14784 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:18:0201003:5; обязать департамент подготовить проект договора аренды данного земельного участка в соответствии с заявлением общества от 16.03.2020 и направить его в адрес заявителя для подписания в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Решением от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2020, иск удовлетворен в полном объеме. Суды исходили из того, что субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:18:0201003:5. Постановлением главы администрации муниципального образования Лабинский район от 22.10.2007 N 3483 обществу предоставлен указанный участок в аренду по договору от 23.10.2007 N 8846000078. Поскольку процедура предоставления участка соблюдена, основания для признания данного договора недействительной сделкой отсутствуют. Общество направило в департамент заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), однако письмом от 30.04.2020 N 52-32-15-14784/20 департамент отказал в предоставлении спорного земельного участка. Суды отклонили довод департамента о том, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка подано по истечении срока действия договора от 23.10.2007 N 8846000078. В соответствии с пунктом 7.2 договор аренды действует до 22.10.2017. Поскольку арендатор продолжил использовать спорный земельный участок после 22.10.2017, договор аренды от 23.10.2007 N 8846000078 возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). В адрес общества 06.03.2020 от департамента поступило уведомление от 02.03.2020 об отказе от договора аренды на основании части 2 статьи 610 Гражданского кодекса. Таким образом, арендные отношения подлежали прекращению по истечении трех месяцев с момента получения обществом данного уведомления от 02.03.2020 (то есть, не ранее 06.06.2020). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 03.09.2020 запись о регистрации договора аренды от 23.10.2007 N 8846000078 погашена. Однако заявление общества направлено в адрес департамента до прекращения договора аренды. Установив надлежащее и добросовестное использование арендатором спорного земельного участка, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 28.09.2020 апелляционное и постановление от 10.12.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок после того, как департамент направил в его адрес уведомление об отказе от договора аренды. Срок действия договора установлен до 22.10.2017. Пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса предусматривает право немотивированного отказа от договора аренды, предупредив об этом сторону в установленный срок. Реализация предоставленного законом арендодателю права на отказ от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, не ставится в зависимость от каких-либо специальных ограничений. Департамент в связи с истечением срока аренды спорного земельного участка выразил свою волю на прекращение договорных отношений, что подтверждается направленным в адрес заявителя уведомлением об отказе от договора аренды. Судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о том, что общество использовало земельный участок после 22.10.2017, ввиду чего договор от 23.10.2007 N 8846000078 возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 Гражданского кодекса. В отношении земельного участка запись в ЕГРН об аренде погашена. Заявитель является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, которое обязано самостоятельно прогнозировать свои предпринимательские риски, связанные с совершением либо не совершением определенных действий. Суд в резолютивной части решения не указал кадастровый номер земельного участка, поэтому идентифицировать объект невозможно.
В отзыве на кассационную жалобу общество поддержало выводы судебных инстанций, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:18:0201003:5, площадью 489 465+/-6122 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Лабинский р-н, АОЗТ "Чамлык", участок N 5, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, запись государственной регистрации права от 26.05.2005 N 23-23-11/007/2005-209.
Из постановления главы администрации муниципального образования Лабинский район от 22.10.2007 N 3483 следует, что общество обратилось в адрес администрации с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:18:0201003:0005 по информации, опубликованной в газете "Провинциальная газета" от 03.04.2007 N 37 (13369) о земельных участках, свободных от землепользования.
В течение одного месяца, с момента опубликования информации, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обратилось одно заинтересованное лицо (общество); администрация приняла решение о предоставлении данному лицу на праве аренды сроком на 10 лет указанного земельного участка для сельскохозяйственного использования (л. д. 30).
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 23.10.2007 N 8846000078. В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 23:18:0201003:0005, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно пункту 7.2 договор действует до 22.10.2017; договор зарегистрирован в установленном законом порядке, запись государственной регистрации права от 07.02.2008 N 23-23-11/002/2008-044 (л. д. 25 - 29).
2 марта 2020 года департамент направил в адрес общества уведомление N 52-8390/20-38-05 об отказе от договора от 23.10.2007 N 8846000078 (л. д. 20, 21).
17 марта 2020 года общество направило департаменту заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (л. д. 33, 34).
Письмом от 30.04.2020 N 52-32-15-14784/20 департамент отказал заявителю в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:18:0201003:5, указав, что заявление подано по истечении срока действия договора (л. д. 58, 59).
Полагая, что действия департамента по отказу в предоставлении земельного участка незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
В силу пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности делегированы департаменту.
На основании положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края. Согласно Закону Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются полномочиями по распоряжению земельными участками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ;
в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 23.10.2007 N 8846000078) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса.
При заключении договора аренды от 23.10.2007 N 8846000078 администрация муниципального образования Лабинский район действовала согласно положениям Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды от 23.10.2007 N 8846000078 он действует до 22.10.2017.
Департамент направил обществу уведомление об отказе от договора 02.03.2020.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ, в редакции до 01.03.2015, не установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса).
Положениями Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов. Следовательно, если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется общее правило, предусмотренное в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса установлено, что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что общество продолжило использовать спорный земельный участок после 22.10.2017, поэтому договор аренды от 23.10.2007 N 8846000078 возобновлен на неопределенный срок. Арендные отношения подлежали прекращению по истечении трех месяцев с момента получения заявителем уведомления департамента от 02.03.2020 (не ранее 06.06.2020). Общество 17.03.2020 направило в адрес департамента заявление о предоставлении земельного участка на новый срок, то есть до прекращения договора аренды. Суды учли, что согласно актам обследования земельного участка от 02.06.2020, 11.09.2020 (л. д. 51 - 55), составленных ГКУ КК "Кубаньземконтроль", нарушения земельного законодательства и условий по использованию земельного участка не выявлены. Спорный земельный участок используется в сельскохозяйственных целях (посев овса, дискование почвы после уборки урожая). Согласно акту сверки взаимных расчетов задолженность по оплате аренды отсутствует, арендные платежи вносились в сроки, установленные договором от 23.10.2007 N 8846000078.
В этой связи коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судебных инстанций о незаконности отказа департамента от 30.04.2020 N 52-32-15-14784 в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе общества приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2021, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А32-17427/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 28.09.2020 и постановления от 10.12.2020, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что общество продолжило использовать спорный земельный участок после 22.10.2017, поэтому договор аренды от 23.10.2007 N 8846000078 возобновлен на неопределенный срок. Арендные отношения подлежали прекращению по истечении трех месяцев с момента получения заявителем уведомления департамента от 02.03.2020 (не ранее 06.06.2020). Общество 17.03.2020 направило в адрес департамента заявление о предоставлении земельного участка на новый срок, то есть до прекращения договора аренды. Суды учли, что согласно актам обследования земельного участка от 02.06.2020, 11.09.2020 (л. д. 51 - 55), составленных ГКУ КК "Кубаньземконтроль", нарушения земельного законодательства и условий по использованию земельного участка не выявлены. Спорный земельный участок используется в сельскохозяйственных целях (посев овса, дискование почвы после уборки урожая). Согласно акту сверки взаимных расчетов задолженность по оплате аренды отсутствует, арендные платежи вносились в сроки, установленные договором от 23.10.2007 N 8846000078.
...
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
...
В связи с завершением производства по кассационной жалобе общества приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2021, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф08-2171/21 по делу N А32-17427/2020