г. Краснодар |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А15-2393/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр Гарант" (ИНН 7811600690, ОГРН 1167847105799), заинтересованного лица - Администрации внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы (ИНН 0571006906, ОГРН 11605710508881), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562043725, ОГРН 1020502632941), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А15-2393/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Гарант" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы (далее - администрация) о признании незаконным отказа в возврате уплаченной суммы административного штрафа по делу об административном правонарушении от 18.04.2019 N 19-0903-432, изложенного в письме от 20.04.2020 N 51.02/01-79-701/2; о взыскании 40 000 рублей штрафа; о взыскании судебных издержек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 21.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2021, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд обязал администрацию перечислить в адрес общества 40 000 рублей штрафа, уплаченного по постановлению от 18.04.2019 N 19-0903-432. С администрации в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы от 18.04.2019 N 19-0903-432 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях в виде 40 000 рублей штрафа.
Инкассовым поручением от 13.11.2019 N 66996 заявитель оплатил указанный штраф, денежные средства перечислены на счет N 40101810600000010021. Администратором поступления указанной суммы является администрация.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13.02.2020 по делу N 12-46/2020 постановление административной комиссии от 18.04.2019 признано незаконным и отменено.
Общество 25.03.2020 обратилось в администрацию с заявлением о возврате суммы уплаченного административного штрафа.
Письмом от 20.04.2020 N 51.02/01-79-701/2 администрация отказала обществу в данном заявлении, указав на факт обжалования решения Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13.02.2020 в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является способом защиты гражданских прав.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно пункту 2 пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поступление в бюджет спорной суммы денежных средств сторонами не оспаривается.
Поскольку постановление административной комиссии от 18.04.2019 N 19-0903-432 судом общей юрисдикции признано незаконным и отменено, то спорная сумма денежных средств подлежит возврату обществу.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является, в том числе, орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно подпункту 22 пункта 1 Устава муниципального образования внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы 28.12.2015 N 5-1, глава внутригородского района, в том числе, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств бюджета внутригородского района, подписывает финансовые документы.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что администрация, как администратор доходов бюджета, наделена бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате из бюджета неверно перечисленных сумм.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А15-2393/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является, в том числе, орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф08-2840/21 по делу N А15-2393/2020