г. Краснодар |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А32-24930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Алешиной Е.Е. (доверенность от 24.12.2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Морской залив" (ИНН 2301061106, ОГРН 1072301000419), заинтересованных лиц: специалиста-эксперта Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Петровой А.М., Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-24930/2020, установил следующее.
ООО "Морской залив" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения специалиста-эксперта Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 26.03.2020 N 23/20-67316, о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N 23/026/002/801/2019-7866, о возложении на Анапскоий отдел управления обязанности устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.12.2019 N 23/026/002/801/2019-7866 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 18.12.2019 N 23-0-1-201/3102/2019-3243 с учетом дополнительно представленных обществом 18.02.2020 документов, а также о взыскании 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю.
Решением от 26.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что представленный обществом акт обследования не соответствует Требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (далее - Требования N 861).
В акте не отражены документы, подтверждающие прекращение существования здания или являющиеся основанием для его сноса. Заявитель избрал ненадлежащий способ защиты.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.05.2009 серии 23-АЕ N 569050 обществу принадлежал на праве собственности объект недвижимости - сооружение большой беседки общей площадью 19,6 кв. м (литера З, кадастровый номер 23:37:1101002:348), расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2 (далее - спорный объект).
На основании решения генерального директора общества от 20.03.2009 и акта сноса (демонтажа) от 18.05.2009 произведен демонтаж (снос) указанного объекта.
18 декабря 2019 года общество обратилось в управление с заявлениями в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:348 в связи с прекращением его существования, предоставив следующие документы:
- заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.12.2019 N 23/026/002/801/2019-7866;
- заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости от 18.12.2019 N 23-0-1-201/3102/2019-3243;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от 13.12.2019.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор принял решения о приостановлении действий по государственной регистрации прав от 25.12.2019. Обществу предлагалось в элементе "Conclusion" ("Заключение кадастрового инженера") отразить информацию, которая подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости; подготовить акт с учетом сведений и документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, отразив в реквизите "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" сведения о наименовании и реквизитах таких документов, либо в строке "Заключение кадастрового инженера" привести причину их неиспользования; представить доработанный акт, содержащий указанную информацию, в орган регистрации прав до окончания срока приостановления кадастрового учета.
18 февраля 2020 года общество предоставило дополнительные документы (акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от 13.12.2019).
Управление приняло решения об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N 23/026/002/801/2019-7866 и в снятии с учета объекта недвижимости от 26.03.2020 N 23/20-67316. В обоснование отказов управление указало, что общество отразило недостоверные сведения в акте обследования (в реквизите "Сведения об объекте недвижимости" приведен код в виде объекта недвижимости - 002001002000, которому соответствует вид - здание), при этом согласно сведениям ЕГРН объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:348 имеет вид "Сооружение".
Посчитав, что его права и законные интересы нарушены, общество обратилось в суд с заявлением.
Рассматривая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих регистрации, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).
Из материалов дела следует, что основанием для принятия управлением решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект явилось отсутствие в составе приложения акта обследования информации, подтверждающей прекращение существования здания.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ акт обследования объекта недвижимого имущества является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (часть 1 статьи 23 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 3 статьи 23 Закона N 218-ФЗ форма и состав сведений акта обследования, а также Требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу пункта 3 Требований N 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту.
В пункте 9 Требований N 861 определено, что в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке акта (абзац 2).
Подпунктом 3 пункта 9 Требований N 861 названо решение собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории.
Как видно из материалов дела, повторно поданный акт обследования от 13.12.2019 содержит информацию о решении собственника о сносе от 20.03.2009 (т. 1, л. д. 33).
Кроме того, в данном акте в разделе 5 "Заключение кадастрового инженера" указано, что в 2011 - 2014 годах произведена реконструкция объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2, кадастровый номер земельного участка 23:37:1101002:74;
создан новый объект недвижимого имущества - "Корпус N 5" (кадастровый номер 23:37:1101002:414) с общей площадью 82,7 кв. м), но предыдущий номер не перешел в статус архивный. Объект прекратил свое существование как сооружение большой беседки.
В материалы дела представлено решение генерального директора общества от 20.03.2009 о сносе следующих объектов: здание бильярдной, сооружение большой беседки (спорный объект), здания гаража и продовольственного склада.
На основании акта сноса (демонтажа) от 18.05.2009 произведен демонтаж (снос) объекта недвижимости "сооружение большой беседки" общей площадью 19,6 кв. м (литера З, кадастровый номер 23:37:1101002:348). Новый объект недвижимого имущества "Корпус N 5" (кадастровый номер 23:37:1101002:414) принадлежит обществу на праве собственности; данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2014 серии 23-АМ N 489947.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Спорный объект фактически отсутствует, данное обстоятельство в том числе подтверждено заключением кадастрового инженера, необходимые документы представлены регистрирующему органу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приводимые управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции. Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-24930/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Требований N 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту.
В пункте 9 Требований N 861 определено, что в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке акта (абзац 2).
Подпунктом 3 пункта 9 Требований N 861 названо решение собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф08-2775/21 по делу N А32-24930/2020