город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф08-2775/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
дело N А32-24930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.11.2020 по делу N А32-24930/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морской залив" к заинтересованному лицу специалисту-эксперту Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.М. Петровой; Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Морской залив" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения специалиста-эксперта Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.М. Петровой (далее - заинтересованное лицо, управление, Росреестр) об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 26.03.2020 N 23/20-67316, о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N 23/026/002/801/2019-7866, об обязании Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Анапа устранить допущенные специалистом-экспертом Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.М. Петровой нарушения и рассмотреть Заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.12.2019 N 23/026/002/801/2019-7866 и Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 18.12.2019 N 23-0-1- 201/3102/2019-3243 с учетом дополнительно представленных обществом 18.02.2020 документов, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Росреестр обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом не представлены необходимые документы для осуществления регистрационных действий, а также представленные документы содержат противоречащие данные.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 16.05.2009 серии 23-АЕ N 569050 обществу принадлежал на праве собственности объект недвижимости - Сооружение большой беседки, общей площадью 19,6 кв.м. (лит. З, кадастровый номер 23:37:1101002:348), расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2.
На основании решения генерального директора общества от 20.03.2009 и акта сноса (демонтажа) от 18.05.2009, произведен демонтаж (снос) объекта недвижимости "сооружение большой беседки", общей площадью 19,6 кв.м. (лит. З, кадастровый номер 23:37:1101002:348).
18.12.2019 общество обратилось в Росреестр с заявлениями в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:348 в связи с прекращением существования объекта недвижимости, предоставив следующие документы:
- заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 23/026/002/801/2019-7866 от 18.12.2019; - заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости N 23-0-1- 201/3102/2019-3243 от 18.12.2019;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от 13.12.2019;
- приказ о назначении от 27.01.2016.
При проведении правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором был сделан вывод о необходимости принятия решения о приостановлении действий по государственной регистрации прав от 25.12.2019 N 23/026/002/801/2019-7866, от 25.12.2019 N 23/19-289367. В указанных решениях обществу предлагалось предоставить:
- кадастровому инженеру, подготовившему акт: в элементе "Conclusion" ("Заключение кадастрового инженера") отразить информацию, которая подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости; подготовить акт с учетом сведений и документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, отразив в реквизите "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" сведения о наименовании и реквизитах таких документов, либо в строке "Заключение кадастрового инженера" привести причину их неиспользования;
- представить доработанный акт, содержащий вышеуказанную информацию, в орган регистрации прав до окончания срока приостановления кадастрового учета.
18.02.2020 обществом во исполнение указанных решений были предоставлены дополнительные документы - акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости от 13.12.2019.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, Росреестром было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N 23/026/002/801/2019-7866.
Также Росреестром вынесено решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 26.03.2020 N 23/20-67316.
В обосновании данных отказов Росреестр указал, что обществом в представленных документах для совершения регистрационных действий указаны недостоверные сведения, а именно в акте обследования в реквизите "Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы" указан код в виде объекта недвижимости - 002001002000, которому соответствует вид - Здание. При этом согласно сведениям ЕГРН объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:348 имеет вид "Сооружение".
Полагая, что отказ в снятии с кадастрового учета объекта и отказ в регистрации права, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился за судебной защитой.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 3, 4, 5, 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 указанного Закона единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В силу части 2 пункта 7 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Понятие недвижимого объекта дано в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 ГК РФ").
Как усматривается из материалов дела, согласно акту обследования от 13.12.2019 о прекращении существования объекта недвижимости, кадастровым инженером указано, что в период 2011-2014 годов была произведена реконструкция объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Большой Утриш, ул. Лесная, 2, кадастровый номер земельного участка 23:37:1101002:74, из объекта недвижимого имущества "сооружение большой беседки", общей площадью 19,6 кв.м. (лит. З, кадастровый номер 23:37:1101002:348), в результате реконструкции был образован новый объект недвижимого имущества - "Корпус N 5" (кадастровый номер 23:37:1101002:414) с общей площадью 82,7 кв.м.), но предыдущий номер не перешел в статус архивный. Объект прекратил свое существование, как сооружение большой беседки.
В материалы дела представлено решение генерального директора общества от 20.03.2009 о сносе следующих объектов:
1. Здание бильярдной;
2. Сооружение большой беседки;
3. Здание гаража;
4. Здание продовольственного склада.
На основании акта сноса (демонтажа) от 18.05.2009 произведен демонтаж (снос) объекта недвижимости "сооружение большой беседки", общей площадью 19,6 кв.м. (лит. З, кадастровый номер 23:37:1101002:348).
Новый объект недвижимого имущества - "Корпус N 5" (кадастровый номер 23:37:1101002:414) принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2014 серии 23-АМ N 489947.
Судом первой инстанции не приняты доводы Росреестра о законности отказа в регистрационных действиях, поскольку указание в акте обследования в реквизите "Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы" кода в виде объекта недвижимости - 002001002000, которому соответствует вид - Здание, а не Сооружение не может быть основанием для отказа в совершении регистрационных действиях, кроме того, данное основание ранее не было указано в уведомлениях о приостановлении регистрационных действий.
При указанных обстоятельствах судом установлено, что отказ Росреестра в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости "сооружение большой беседки", общей площадью 19,6 кв.м. (лит. З, кадастровый номер 23:37:1101002:348), а также отказ в государственной регистрации (погашении) права не соответствуют требованиям Закона о регистрации и нарушают права заявителя.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2020 по делу N А32-24930/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24930/2020
Истец: ООО "Морской залив"
Ответчик: Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Специалист - эксперт Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Краснодарскому краю А. М. Петрова, специалист-эксперт Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.М. Петрова, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю