г. Краснодар |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А53-26005/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Южный" (ИНН 6161088769, ОГРН 1196196034671) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А53-26005/2020, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив "Южный" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849; далее - служба) от 20.07.2020 N 206267 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа и N 206281 - о привлечении к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса в виде предупреждения.
Решением суда от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях кооператива составов правонарушений, квалифицируемых по части 4 статьи 19.5 и статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения кооператива к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился кооператив с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что кооператив не является субъектом вмененных правонарушений, поскольку не заключал договоры участия в долевом строительстве, строительство многоквартирного дома ведется за счет средств государственной субсидии, представленной кооперативу в рамках регионального законодательства, а не за счет денежных средств членов кооператива; у кооператива отсутствует объективная возможность размещения сведений в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), что свидетельствует об отсутствии вины кооператива в совершении вменяемых ему административных правонарушений. Кроме того, формат заполнения данных в ЕИСЖС не позволяет выполнить предусмотренную статьей 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность, поскольку требует представить сведения об ИНН члена жилищно-строительного кооператива, адрес его электронной почты, телефон, указать дату принятия члена в жилищно-строительный кооператив, прикрепить заявления о вступлении в жилищно-строительный кооператив. Реестр участников строительства, который вел конкурсный управляющий предыдущего застройщика - ООО "ЮгЖилстрой" и являлся составной частью реестра кредиторов должника, не содержал персональных данных, которые требует система ЕИСЖС, соответственно, эти сведения на момент передачи реестра кооперативу отсутствовали и предоставить их объективно не представлялось возможным. Кооператив создавался в рамках банкротства ООО "ЮгЖилстрой", поэтому получение согласия всех участников строительства и наличие от них соответствующих заявлений не требовалось. Таким образом, у кооператива отсутствует объективная и техническая возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Одновременно с подачей кассационной жалобы кооператив заявил ходатайство о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области.
Ходатайство подлежит отклонению, поскольку определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2021 кассационная жалоба кооператива назначена к рассмотрению в порядке части 2 статьи 288.2 с учетом части 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, и основания для вызова участвующих в деле лиц в судебное заседание суд кассационной инстанции не усматривает.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках контроля за соблюдением кооперативом предусмотренных статьей 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации требований к размещению в единой информационной системе жилищного строительства по адресу: https://наш.дом.рф информации и документов проведен мониторинг сайта, в ходе которого установлено, что по состоянию на 20.03.2020 в ЕИСЖС по адресу: https://наш.дом.рф кооператив не разместил предусмотренную статьей 123.1 Кодекса информацию, в связи с чем кооперативу выдано предписание от 20.03.2020 N 38/1803 о необходимости в срок до 21.05.2020 устранить выявленные нарушения.
22 мая 2020 года служба провела мероприятия по контролю за соблюдением кооперативом предусмотренных статьей 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации требований, в ходе которой установила неисполнение кооперативом предписания от 20.03.2020 N 38/1803, а именно: по состоянию на 22.05.2020 указанная в статье 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации информация не размещена в ЕИСЖС.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 22.05.2020 N 1.
По данному факту в отношении кооператива служба составила протокол об административном правонарушении от 19.06.2020 по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и протокол об административном правонарушении от 23.06.2020 по статье 14.28.1 Кодекса и вынесла постановления от 20.07.2020 N 206267 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа и N 206281 - о привлечении кооператива к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив обжаловал постановления службы в арбитражный суд.
В суде первой и апелляционной инстанции дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали верный вывод о наличии в действиях кооператива составов правонарушений, квалифицируемых по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по статье 14.28.1 Кодекса.
Статьей 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение жилищно-строительным кооперативом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра членов жилищно- строительного кооператива.
Частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4.1 статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) жилищно-строительные кооперативы обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в ЕИСЖС, предусмотренной Законом N 214-ФЗ, устав кооператива, а также следующие документы и информацию: 1) количество членов жилищно-строительного кооператива; 2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива; 3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства; 4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; 5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений; 6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив по требованию члена этого кооператива обязан предоставить для ознакомления, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства: 1) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом; 2) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения; 3) документы, подтверждающие права жилищно-строительного кооператива на земельный участок; 4) протоколы общих собраний членов жилищно-строительного кооператива, заседаний его правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива; 5) документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов жилищно-строительного кооператива или копии таких доверенностей; 6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) жилищно-строительного кооператива; 7) иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом жилищно-строительного кооператива, его внутренними документами, решениями общего собрания членов этого кооператива.
Согласно части 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в ЕИСЖС реестр своих членов, содержащий следующие сведения: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица; 2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно- строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью; 3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно- строительного кооператива.
Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, установленная частью 4.1 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона N 478-ФЗ), возникла с 25.09.2019.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частями 1, 2 (в части предоставления документов для ознакомления с использованием системы) и 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникла с 01.07.2016.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о наличии у кооператива обязанности по ведению в ЕИСЖС реестра членов кооператива.
Суды правомерно отклонили довод кооператива о том, что на него не распространяется действие Закона N 214-ФЗ, а также Жилищного кодекса Российской Федерации в части обязанности по размещению информации в ЕИСЖС, поскольку кооператив создан не за счет средств членов кооператива, а в рамках дела N А53-37406/2017 о несостоятельности (банкротстве) предыдущего застройщика - ООО "Югжилстрой", обоснованно исходя из следующего.
Как установлено частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается также жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство и созданы в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), следовательно, на кооператив распространяются обязанности, предусмотренные Законом N 214-ФЗ.
Суды установили, что кооператив является правопреемником предыдущего застройщика (ООО "Югжилстрой") и кооперативу выдано разрешение на строительство; права и обязанности кооперативу перешли в рамках дела о банкротстве ООО "Югжилстрой" в соответствии со статьей 201.10 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 части 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве определено, что членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются все участники строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства).
Согласно пункту 3 части 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве в качестве паевых взносов члены жилищно-строительного кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный уставом такого кооператива срок денежные средства для завершения строительства. Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.
Суды указали, что в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве членами кооператива являются граждане, внесшие денежные средства в строительство объекта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 140а, на основании договоров участия в долевом строительстве и включенные в рамках дела о банкротстве N А53-37406/2017 в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что кооператив создан за счет членов кооператива - граждан участников долевого строительства предыдущего застройщика ООО "Югжилстрой". При этом выделение субсидии на завершение строительства многоквартирного дома не влияет на обязанности кооператива по размещению информации в ЕИСЖС и не опровергает факт создания кооператива за счет членов кооператива.
Суды установили, что в установленный срок кооператив не исполнил предписание службы от 20.03.2020 N 38/1803, не разместил указанную в статье 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации информацию в ЕИСЖС на сайте наш.дом.рф и не оспорил предписание службы от 20.03.2020 N 38/1803.
Факт совершения кооперативом правонарушений, квалифицируемых по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение кооперативом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива) и по статье 14.28.1 Кодекса (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости), подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и документально кооперативом не опровергнут.
Суды правильно исходили из того, что вина кооператива заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административных правонарушений. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые кооператив не мог предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о законности постановлений службы от 20.07.2020 N 206267 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 тыс. рублей и N 206281 - о привлечении кооператива к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Суды обоснованно отклонили довод кооператива об отсутствии его вины в совершении вмененных правонарушений ввиду некорректной работы ЕИСЖС как документально не подтвержденный.
При этом суды учли, что иные жилищно-строительные кооперативы, в том числе созданными в процессе дела о банкротстве предыдущего застройщика, беспрепятственно размещают необходимую информацию в ЕИСЖС, ведут реестр членов кооператива с указанием их ИНН, что подтверждено скриншотами с сайта и актами мониторинга указанных кооперативов.
Данные обстоятельства суды оценили как доказательство надлежащей и корректной работы ЕИСЖС, что свидетельствует о наличии у кооператива технической возможности выполнить возложенную на него законом обязанность.
Суды отметили, что представленная суду копия единственного обращения кооператива в ЕИСЖС, направленного 25.12.2019 по электронной почте, не является надлежащим доказательством выполнения кооперативом законных обязанностей. Отсутствие необходимых познаний у председателя кооператива не свидетельствует о некорректной работе ЕИСЖС, кооператив на договорной основе мог привлечь для размещения информации в ЕИСЖС специалиста, обладающего необходимыми профессиональными знаниями и навыками пользования компьютером.
Вместе с тем, при назначении кооперативу наказаний служба применила положения части 2 статьи 3.4 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа по части 4 статьи 19.5 Кодекса и заменив штраф на предупреждение по статье 14.28.1 Кодекса.
Вывод судов о соблюдении процедуры привлечения кооператива к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 и по статье 14.28.1 Кодекса не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушений в качестве малозначительных, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суды мотивированно отказали кооперативу в удовлетворении требований.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов кооператива.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы кооператива отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А53-26005/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что представленная суду копия единственного обращения кооператива в ЕИСЖС, направленного 25.12.2019 по электронной почте, не является надлежащим доказательством выполнения кооперативом законных обязанностей. Отсутствие необходимых познаний у председателя кооператива не свидетельствует о некорректной работе ЕИСЖС, кооператив на договорной основе мог привлечь для размещения информации в ЕИСЖС специалиста, обладающего необходимыми профессиональными знаниями и навыками пользования компьютером.
Вместе с тем, при назначении кооперативу наказаний служба применила положения части 2 статьи 3.4 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа по части 4 статьи 19.5 Кодекса и заменив штраф на предупреждение по статье 14.28.1 Кодекса.
Вывод судов о соблюдении процедуры привлечения кооператива к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения кооператива к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 и по статье 14.28.1 Кодекса не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушений в качестве малозначительных, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2021 г. N Ф08-3882/21 по делу N А53-26005/2020