город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2021 г. |
дело N А53-26005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области: представитель Горбацевич Н.Е., по доверенности от 30.12.2020, удостоверение;
от ЖСК "Южный": представитель Фролушкина В.В., по доверенности от 25.05.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Южный"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.11.2020 по делу N А53-26005/2020
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Южный" (ИНН 6161088769, ОГРН 1196196034671)
к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849)
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Южный" (далее - заявитель, ЖСК "Южный", кооператив) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба) от 20.07.2020 N 206267 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. и N 206281 о привлечении к административной ответственности по статьи 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищно-строительный кооператив "Южный" обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ЖСК "Южный" не заключал ни одного договора участия в долевом строительстве, строительство многоквартирного дома ведется за счет средств государственной субсидии, предоставленной ЖСК "Южный" в рамках регионального законодательства. В действиях (бездействии) ЖСК "Южный" отсутствовал признак противоправности, в связи с чем, постановления являются незаконными. Председатель ЖСК "Южный" предпринимал неоднократные попытки к заполнению реестра членов ЖСК на портале "наш.дом.РФ". Однако, по объективным и техническим причинам, выполнить предписание административного органа не представлялось возможным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ЖСК "Южный" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках контроля за соблюдением ЖСК "Южный" установленных статьей 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) требований к размещению в единой информационной системе жилищного строительства по адресу: пЦрвУ/наш.дом.рф информации и документов проведен мониторинг сайта.
В ходе мониторинга установлено, что по состоянию на 20.03.2020 ЖСК "Южный" не разместило информацию, предусмотренную статьей 123.1 ЖК РФ, в единой информационной системе жилищного строительства, в связи с чем, кооперативу было выдано предписание от 20.03.2020 N 38/1803 сроком исполнения до 21.05.2020.
По состоянию на 22.05.2020 информация, указанная в статье 123.1 ЖК РФ, ЖСК "Южный" не была размещена в единой информационной системе жилищного строительства, следовательно, предписание от 20.03.2020 N 38/1803 кооперативом не исполнено (указанное предписание кооперативом не обжаловалось).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ЖСК "Южный" двух протоколов: от 19.06.2020 по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 23.06.2020 по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протоколов об административных правонарушениях 19.06.2020 присутствовал председатель правления ЖСК "Южный" Луканин А.В., которому были разъяснены его права и обязанности и вручена копия протокола под подпись; 23.06.2020 на составление протокола законный представитель не явился, извещен надлежащим образом, копия протокола направлена в адрес кооператива заказным письмом с уведомлением.
20.07.2020 и. о. руководителя Службы, в отсутствие законного представителя ЖСК "Южный" вынес два постановления N 206267, которым ЖСК "Южный" привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб. и N 206281, которым ЖСК "Южный" привлечен к административной ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ЖСК "Южный" обратилось в суд с заявлением, мотивировав его тем, что на кооператив не распространяется действие Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), а также Жилищного кодекса Российской Федерации в части обязанности по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, поскольку ЖСК "Южный" создан не за счет средств членов кооператива, а в рамках дела N А53-37406/2017 о несостоятельности (банкротстве) предыдущего застройщика ООО "Югжилстрой".
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение жилищно-строительным кооперативом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).
Объективная сторона заключается в бездействии либо осуществлении действий, направленных на невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Субъектом данного правонарушения является застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ для строительства на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 123.2 ЖК РФ контролирующий орган при осуществлении контроля вправе осуществлять контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов.
Указанная норма введена в ЖК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 304 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2017.
В соответствии с частью 4.1 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ жилищно-строительные кооперативы обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 123.1 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее -единая информационная система жилищного строительства), устав кооператива, а также следующие документы и информацию:
1) количество членов жилищно-строительного кооператива;
2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива;
3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства;
4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;
5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений;
6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 123.1 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив по требованию члена этого кооператива обязан предоставить для ознакомления, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства:
1) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;
2) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;
3) документы, подтверждающие права жилищно-строительного кооператива на земельный участок;
4) протоколы общих собраний членов жилищно-строительного кооператива, заседаний его правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива;
5) документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов жилищно-строительного кооператива или копии таких доверенностей;
6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) жилищно-строительного кооператива;
7) иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом жилищно-строительного кооператива, его внутренними документами, решениями общего собрания членов этого кооператива.
Согласно части 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;
2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;
3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
Обязанность по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, установленная частью 4.1 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона N 478-ФЗ) возникает с 25.09.2019.
Пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что обязанность жилищно-строительного кооператива, предусмотренная частями 1, 2 (в части предоставления документов для ознакомления с использованием системы) и 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) возникает с 1 июля 2016 года.
Таким образом, у ЖСК "Южный" имеется обязанность по ведению в системе реестра членов кооператива.
Апелляционной коллегией отклоняется довод кооператива о том, что на ЖСК "Южный" не распространяется действие Федерального закона N 214-ФЗ, а также Жилищного кодекса Российской Федерации в части обязанности по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, поскольку ЖСК "Южный" создан не за счет средств членов кооператива, а в рамках дела N А53-37406/2017 о несостоятельности (банкротстве) предыдущего застройщика ООО "Югжилстрой".
Частью 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается также жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство и созданы в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), следовательно, на ЖСК "Южный" распространяются обязанности, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ.
Судом установлено, что ЖСК "Южный" является правопреемником предыдущего застройщика, кооперативу выдано разрешение на строительство. Права и обязанности кооперативу перешли в рамках дела о банкротстве ООО "Югжилстрой" в соответствии со статьей 201.10 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве членами кооператива являются граждане, внесшие денежные средства в строительство объекта, расположенного по адресу: пр. Ленина, 140а в г. Ростове-на-Дону на основании договоров участия в долевом строительстве и включенные в рамках дела о банкротстве N А53-37406/2017 в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве в качестве паевых взносов члены жилищно-строительного кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный уставом такого кооператива срок денежные средства для завершения строительства. Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.
Таким образом, ЖСК "Южный" создан за счет членов кооператива - граждан участников долевого строительства предыдущего застройщика ООО "Югжилстрой". Выделение субсидии на завершение строительства многоквартирного дома не влияет на обязанности кооператива по размещению информации в ЕИЖС и не опровергает факт создания ЖСК за счет членов кооператива.
Указанная в статье 123.1 ЖК РФ информация ЖСК "Южный" (ИНН6161088769) на сайте наш.дом.рф не была размещена.
Апелляционной коллегией также не принимается довод кооператива о не привлечении денежных средств участников долевого строительства в связи с тем, что согласно отчёту об оценке от 05.07.2019 N 002 стоимость объектов незавершенного строительства и земельного участка составляет 659 285 000 руб.
Совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений и реестр требований кредиторов составляет 743 037 861,59 руб.
Из указанного следует, что стоимость прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок не превышает более чем на пять процентов совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается также жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство и созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Прямое указание в Федеральном законе N 214-ФЗ на право кооперативов, созданных в рамках дел о банкротстве, привлекать денежные средства означает распространение на ЖСК "Южный" обязанностей, предусмотренных данным законом.
Таким образом, в соответствии с ч. 4.1 ст. 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ ЖСК "Южный" обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства информацию, предусмотренную ЖК РФ.
Довод кооператива о том, что его вина в совершении правонарушения отсутствует ввиду некорректной работы единой информационной системы жилищного строительства, не соответствует действительности и не подтвержден доказательствами.
В настоящее время другими жилищно-строительными кооперативами, в том числе созданными в процессе дела о банкротстве предыдущего застройщика, размещается необходимая информация в ЕИСЖС, ведется реестр членов кооператива с указанием ИНН, что подтверждается скриншотами с сайта и актами мониторинга указанных кооперативов.
Таким образом, ЕИСЖС работала корректно и у ЖСК "Южный" имелась и в настоящее время имеется техническая возможность выполнить обязанность.
Представленная в суд копия единственного обращения кооператива в ЕИСЖС, направленного 25.12.2019 по электронной почте, не является надлежащим доказательством выполнения своих обязанностей застройщиком.
Отсутствие необходимых познаний у председателя ЖСК "Южный" не свидетельствует о некорректной работе системы, кооператив вправе был привлечь на договорной основе для размещения информации в ЕИСЖС специалиста, обладающего необходимыми профессиональными компьютерными знаниями и навыками.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно нашел доказанным составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение жилищно-строительным кооперативом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива), а также частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).
Нарушений прав и законных интересов ЖСК "Южный" при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Принимая во внимание, что правонарушение совершено ЖСК "Южный" впервые, отягчающих вину обстоятельств не установлено, суд правомерно посчитал, что Службой стройнадзора правомерно применена часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мера административной ответственности, установленная частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижена в два раза (50 000 руб.).
Поскольку ЖСК "Южный" является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее административных правонарушений не совершал, Службой стройнадзора правомерно применена норма части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и мера ответственности по статье 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменена на предупреждение.
Доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ЖСК "Южный" не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Фактически на момент рассмотрения дела ЖСК "Южный" вину свою в совершении вмененных ему правонарушений не признало, должных выводов не сделал и в содеянном не раскаялся.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд обосновано усмотрел оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд первой инстанции правомерно и обосновано пришел к выводу, что оспариваемые постановления от 20.07.2020 N 206267 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. и N 206281 о привлечении к административной ответственности по статьи 14.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных ЖСК "Южный" требований не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2020 по делу N А53-26005/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26005/2020
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЮЖНЫЙ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ