г. Краснодар |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А53-2867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - публичного акционерного общества "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), ответчика - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227), межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А53-2867/2018, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие, должник) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора до 2 % от взыскиваемой суммы, указанной в вынесенном судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - судебный пристав, межрайонный отдел) постановлении от 19.09.2018 по исполнительному производству N 61018/18/70314, либо об освобождении от его взыскания.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2020 заявление удовлетворено со следующей формулировкой. Предприятие испытывает тяжелое материальное положение. Из его поведения не усматривается намеренное уклонение от погашения задолженности. В данном случае исполнение в срок исполнительных документов для предприятия было невозможно в связи с наложением судебным приставом ареста на принадлежащее предприятию имущество, денежные средства на банковских счетах, а также наличием картотеки неисполненных платежных документов и инкассовых поручений на банковских счетах предприятия. Указанное привело к невозможности исполнения требований исполнительных документов в установленный срок.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2020 изменено, размер исполнительского сбора уменьшен на одну четверть до 659 049 рублей 28 копеек. В удовлетворении остальной части заявления отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Законодательством установлен максимально допустимый предел уменьшения размера исполнительского сбора - не более чем на одну четверть.
С учетом осуществляемых должником действий по исполнению требований исполнительного документа в установленный срок, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств размер исполнительского сбора может быть уменьшен на одну четверть от нормативно установленного размера. Возможность большего уменьшения размера исполнительского сбора действующим законодательством не предусмотрена. Основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора отсутствуют.
Предприятие обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта. Исполнительский сбор имеет правовую природу административной штрафной санкции. Суд обладает полномочиями в исключительных случаях снижать административное наказание ниже нормативно установленного предела. Требование предприятия об уменьшении размера исполнительского сбора ниже нормативно установленной величины соответствует смыслу закона. Установленный размер исполнительского сбора явно несоразмерен характеру допущенного предприятием правонарушения, степени его вины и размеру причиненного вреда. Практика Конституционного Суда Российской Федерации не исключает возможность уменьшения размера исполнительского сбора ниже нормативно установленного предела. Предприятие не уклоняется от погашения взысканной задолженности, не скрывает принадлежащее ему имущество, продолжает оказывать услуги водоснабжения и водоотведения обслуживаемым районам Ростовской области. Размер исполнительского сбора является для предприятия значительным. Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия полностью контролируются службой судебных приставов. Возможность самостоятельного погашения требований кредиторов у предприятия отсутствует. Тяжелое финансовое положение предприятия не влияет на динамику погашения задолженности по сводному исполнительному производству. Предприятие является крупным налогоплательщиком и гарантирующей организацией в сфере водоснабжения для восьмидесяти четырех населенных пунктов и двенадцати районов Ростовской области со значительным населением. У него отсутствует объективная возможность своевременного исполнения требований исполнительных документов. Размер исполнительского сбора может быть снижен до 2 % от взыскиваемой суммы, или должник должен быть освобожден от его взыскания.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2018 по настоящему делу с предприятия в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Юг"; далее - общество, взыскатель) взыскано 12 467 979 рублей 51 копейка задолженности. Судебный акт вступил в законную силу, исполнительный лист серии ФС N 023652583 выдан взыскателю 23.05.2018.
Постановлением судебного пристава от 18.08.2017 в отношении предприятия возбуждено сводное исполнительное производство N 119070/17/16018-СД (в настоящее время N 10587/18/61018-СД). Постановлением судебного пристава от 14.08.2018 возбуждено исполнительное производство N 20760/18/61018-ИП на основании исполнительного листа, выданного в рамках настоящего дела, на сумму 12 553 319 рублей 51 копейка. Постановлением судебного пристава от 26.05.2019 исполнительное производство N 20760/18/61018-ИП окончено в связи с полным исполнением требований исполнительного документа. Последние предприятие исполнило не в установленный срок. Судебный пристав вынес постановление от 19.09.2018 N 61018/18/70314 о взыскании 878 732 рублей 37 копеек исполнительского сбора.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения предприятия в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) закреплена обязанность судебного пристава в процессе принудительного исполнения судебных актов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, на понуждение должника к полному, правильному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Законом N 229-ФЗ к задачам исполнительного производства отнесены правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2). Судебный пристав в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении (часть 8 статьи 30).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, а должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора. Срок для добровольного исполнения по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (части 11, 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом по истечении установленного для добровольного исполнения исполнительного документа срока, если должник не представил судебному приставу доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но для должника-организации он не может быть менее десяти тысяч рублей (статья 112 Закона N 229-ФЗ).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания (часть 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). Суд с учетом степени вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств вправе уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от нормативно установленного размера. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно только при отсутствии установленных гражданским законодательством оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 305-КГ17-23457).
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, от 19.01.2017 N 1-П, определении от 02.04.2015 N 654-О исполнительский сбор квалифицирован как мера публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, его взимание - как инструмент достижения публично-значимой цели повышения эффективности исполнительного производства, а неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов - как источник угрозы гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом. Штрафное взыскание, связанное с ограничением конституционного права собственности, предполагает учет критерия соразмерности (пропорциональности) и недопустимость подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Взимание исполнительского сбора должно производиться с соблюдением конституционных принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания зависит от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В пунктах 74, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" приведено разъяснение о том, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от установленного законом размера, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем.
Обстоятельства, на которые ссылается предприятие, не могут служить основанием для освобождения его от уплаты исполнительского сбора, но могут служить основанием для снижения размера исполнительского сбора. Уменьшение размера исполнительского сбора возможно только на одну четверть от нормативно установленной величины. Уменьшение исполнительского сбора более чем на одну четверть от предусмотренного законом размера недопустимо. Условия для полного освобождения должника от ответственности за нарушение обязательства суды не установили, что исключало возможность освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А53-2867/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 74, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" приведено разъяснение о том, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от установленного законом размера, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2021 г. N Ф08-1183/21 по делу N А53-2867/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1183/2021
18.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19719/20
20.07.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10499/18
23.05.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2867/18