г. Краснодар |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А53-14931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское"" (ИНН 6142018519, ОГРН 1046142001950), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2020, дополнительное решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А53-14931/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" (далее - общество) о взыскании 111 851 рубля 40 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 5883 рублей 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.07.2019 по 30.04.2020 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.05.2020 по дату фактического исполнения обязательств по оплате долга.
Решением от 25.09.2020, дополнительным решением от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 111 851 рубль 40 копеек задолженности, 5883 рубля 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 13.07.2019 по 30.04.2020, проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.05.2020 по дату фактического исполнения обязательств по оплате долга, а также 4532 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что истец не представил анализ занятости путей ответчика и использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности приема станцией "Чапаевка-Ростовская" брошенных вагонов. Акты общей формы не являются надлежащими доказательствами задержки вагонов, поскольку составлены с нарушениями. Суды не учли, что в период задержки спорных составов на промежуточных станциях на пути необщего пользования подавались иные составы с более поздними сроками доставки; представленные истцом оперативные приказы на временное отставление от движения и на поднятие поезда не содержат подписей уполномоченных лиц.
В отзыве железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 13.05.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 18.05.2021.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор от 29.06.2015 N 558/1 (далее - договор) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции "Чапаевка-Ростовская" Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД).
Договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Согласно пункту 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.08.2016) на железнодорожных путях необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13,3 часа.
В подпункте "б" пункта 16 договора стороны предусмотрели внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя, по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)", с учетом индексации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в связи с нарушением ответчиком технологических сроков и норм выгрузки, занятостью путей необщего пользования в июне 2019 года вагоны, следовавшие в адрес общества, задержаны в пути следования на промежуточных станциях (станциях "Новомихайловская", "Замчалово", "Лихая" СКВ). Обществу направлены соответствующие извещения, факт задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксирован в актах общей формы, от подписания которых ответчик отказался.
За время задержки вагонов железная дорога начислила обществу плату в размере 111 851 рубля 40 копеек по ставкам Тарифного руководства.
Направленная истцом претензия об оплате названной задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Суды при разрешении спора применили положения статей 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, и Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожном транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Статьей 39 Устава определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составах поездов, остановленных в пути следования на промежуточных станциях, необходимо наличие одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
Суды проанализировали составленные железной дорогой акты общей формы, памятки приемосдатчика, ведомости подачи-уборки вагонов, оформленные в спорный период, и пришли к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 111 851 рубля 40 копеек начислена обоснованно. Суды установили, что следующие в адрес ответчика вагоны простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции) по причине, зависящей от ответчика. Общество нарушило технологические сроки оборота вагонов, в связи с чем отсутствовала возможность подачи вагонов на пути необщего пользования. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушением сроков доставки и факт невыполнения (нарушения) норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтвержден материалами дела. В актах общей формы указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Письменные возражения на содержание актов общей формы общество в адрес железной дороги не направило.
Таким образом, общая сумма платы, доказанная истцом и не опровергнутая ответчиком, составила 111 851 рубль 40 копеек.
Суды рассчитали проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Кодекса) на сумму 111 851 рубль 40 копеек и установили, что их размер составляет 5883 рубля 66 копеек с 13.07.2019 по 30.04.2020 с последующим начислением процентов до оплаты долга.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, аналогичны позиции ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которой в обжалуемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка. Доводы ответчика, обосновывающие иные, против установленных судами, причины простоя спорных вагонов на путях общего пользования подлежат отклонению как относящиеся к фактическим обстоятельствам спора, правомочиями по исследованию и переоценке которых окружной суд не наделен.
Основания для отмены или изменения решения, дополнительного решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2020, дополнительное решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А53-14931/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.