город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2021 г. N Ф08-4465/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
дело N А53-14931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Шахтоуправление "Садкинское" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.09.2020 по делу N А53-14931/2020,
по иску открытого акционерного общества "Российский железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" о взыскании 111 851 рубля 40 копеек платы за время нахождения на путях общего пользования, 5883 рублей 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.07.2019 по 30.04.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2020 года по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда от 25.09.2020 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Апеллянт настаивает на доводах о неправомерности начисления спорной задолженности, указывает, что истцом не представлен анализ занятости путей ответчика, анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования, обоснованность бросания поездов перевозчиком документально не доказана.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.06.2015 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" (пользователем) был заключен договор N 558/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское" при станции Чапаевка-Ростовская Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация и обслуживание ж.д. пути необщего пользования, находящегося на смешанном балансе, примыкающего стрелкой N 1 к третьему главному пути станции Чапаевка-Ростовская. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В соответствии с подпунктом б) пункта 16 договора пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от пользователя в соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. 18-ФЗ УЖТ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Согласно п. 12 договора в редакции дополнительного соглашения от 15.08.2016 на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13,3 часа.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 2924 с индексом 5800-704-5891 по приказу N 5214 26.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Новомихайловская СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N 5131 27.06.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Новомихайловская были составлены акты общей формы N N 3917, 3944.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 28.06.2019 (нормативный срок доставки - 26.06.2019) в составе поезда N 3852 с индексом 5800-704-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы NN 8060, 8061, 8062, 8063, 8064, 8065, 8066, 8067, 8068, 8069, 8070. Представитель ответчика от подписания акта общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N 50336445, 50342914, 50332998, 50355346, 50350651, 50336460, 50336353, 50336502, 50336338, 50336379, 50336452, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 26 553 руб. 60 коп. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия от 11.07.2019 исх. N 19/1286 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, в ответе на которую от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 3253 с индексом 5131 -103-5891 по приказу N 5216 26.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Новомихайловская СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N 5169 29.06.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Новомихайловская были составлены акты общей формы N N 3920, 3975.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 29.06.2019 (нормативный срок доставки - 26.06.2019) в составе поезда N 3854 с индексом 5131 -103-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы NN 8148, 8149, 8150, 8151. Представитель ответчика от подписания актов общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ЭЛ251408, ЭЛ251872, ЭЛ251791, ЭЛ251496, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов. Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 4 425 руб. 60 коп. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия от 11.07.2019 исх. N 19/1288 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, в ответе на которую от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 2620 с индексом 5800-710-5891 по приказу N 5310 30.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Новомихайловская СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N5209 02.07.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Новомихайловская были составлены акты общей формы N N 3996, 4032.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 02.07.2019 (нормативный срок доставки - 01.07.2019) в составе поезда N 3854 с индексом 5800-710-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы NN 8344, 8345, 8346, 8347, 8348, 8349, 8350, 8351, 8352, 8353. Представитель ответчика от подписания актов общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ЭЛ541979, ЭЛ488339, ЭЛ335302, ЭЛ541893, ЭЛ583864, ЭЛ542125, ЭЛ541781, ЭЛ2545Ы, ЭЛ252491,, ЭЛ462206, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативном сроке доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов. Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании акта общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 8 118 руб. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия от 11.07.2019 исх. N 19/1289 о требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, в ответе на которую от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 2620 с индексом 5800-705-5891 по приказу N 5231 27.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Новомихайловская СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N5191 01.07.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Новомихайловская были составлены акты общей формы N N 3930, 4012.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 01.07.2019 (нормативный срок доставки - 28.06.2019) в составе поезда N 3856 с индексом 5800-705-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы N N 8374, 8375, 8376. Представитель ответчика от подписания актов общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ЭЛ462195, ЭЛ336130, ЭЛ339798, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов. Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства по актам N N 8375, 8376 была рассчитана плата в размере 7 734 руб. с НДС и по акту N 8374 - 3 093 руб. 60 коп. с НДС.
В адрес ответчика направлены претензии от 11.07.2019 исх. N 19/1291 и исх. N 19/1292 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, в ответе на которые от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 2004 с индексом 5800-712-5891 по приказу N 5314 30.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Замчалово СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N5226 03.07.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Замчалово были составлены акты общей формы N N 3927, 3977.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 03.07.2019 (нормативный срок доставки - 30.06.2019) в составе поезда N 3842 с индексом 5800-712-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы N N 8383, 8384, 8385, 8386, 8387. Представитель ответчика от подписания актов общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N 50409002, 50400134, 50386739, 50386747, 50389451, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании акта общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 17 214 руб. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия от 12.07.2019 исх. N 19/1296 о требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, в ответе на которую от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Следовавшие в адрес ответчика вагоны с грузом в составе поезда N 2002 с индексом 5800-706-5891 по приказу N 5235 27.06.2019 были остановлены в пути следования на станции Лихая СКВ из-за невозможности приема их станцией назначения Чапаевка-Ростовская СКВ, по причине невыполнения грузополучателем ООО "Шахтоуправление "Садкинское" технологических сроков оборота вагонов. По приказу N5214 02.07.2019 данные вагоны были подняты и отправлены на станцию назначения Чапаевка-Ростовская. О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен извещениями станции Чапаевка-Ростовская, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Шахтоуправление "Садкинское".
По факту отставления от движения (бросания состава) промежуточной станцией Лихая были составлены акты общей формы N N 4/38398, 4/38653.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда, прибыли на станцию назначения Чапаевка-Ростовская 02.07.2019 (нормативный срок доставки - 27.06.2019) в составе поезда N 3820 с индексом 5800-711-5891. По прибытии вагонов были составлены акты общей формы NN 8471, 8472, 8474, 8475,3 8476, 8477, 8478, 8479, 8480, 8473, 8482, 8483, 8484, 8485. Представитель ответчика от подписания актов общей формы отказался.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N 50350610, 50345362, 50364710, 50355312, 50345347, 50355304, 50350628, 50350404, 50345396, 50355361, 50357870, 50350701, 50350578, 50355213, а также вышеуказанными актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов. Из памяток приемосдатчика следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 44 713 руб. 20 коп. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия от 12.07.2019 исх. N 19/1297 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, в ответ на которую от 17.09.2019 N 1318 ООО "Шахтоуправление "Садкинское" отказало в удовлетворении требований.
Общая сумма задолженности составила 111 851,40 руб. с НДС.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим требованием в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно п. 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС от 18 июня 2003 г. N 26, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Так, факт и время простоя вагонов на путях общего пользования зафиксированы актами общей формы.
Представленные в материалы дела акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожном транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45. В актах присутствуют номера вагонов, наименование груза.
Вышеуказанные акты были предъявлены на подпись ответственным представителям ответчика, которые от подписи отказались.
Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Из представленных с дело памяток приемосдатчика следует, что спорные вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора, т.е. более 13,3 часов.
Представленными в материалы дела доказательствами, подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что следующие в адрес ответчика вагоны простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции) по причине зависящей от ответчика.
Суд установил, что факт невыполнения (нарушения) норм выгрузки в период, за который начислена плата, подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов и актами общей формы, памятками приемосдатчика. В актах общей формы указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки.
Согласно прилагаемому расчету на основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства сумма платы составила 108 000 руб.
С учетом вышеизложенного, требование о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в полном объёме.
Судом правомерно отклонен довод ответчика об отсутствии доказательств невозможности приема станцией назначения Чапаевка-Ростовская брошенных вагонов ввиду следующего.
В связи с ожиданием погрузки грузов и подачи вагонов на пути необщего пользования ООО "Шахтоуправление "Садкинское", ОАО "РЖД" были оформлены акты общей формы, подтверждающие простой на путях общего пользования станции Чапаевка-Ростовская вагонов, прибывших в адрес ответчика.
Так, в подтверждение обоснования бросания состава с индексом 5800-704-5891 26.06.2019 в 12-27 на станции Новомихайловская перевозчиком составлен акт. N 7987 от 26.06.2019 на начало простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и акты NN 8029, 8035, 8086, 8089, 8110, 8111, 8132 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензия N19/1286).
Аналогично обоснованность отставления составов с индексами 5131 -103-5891, 5800-705-5891 26.06.2019 в 13-59 и 27.06.2019 в 04-39 на промежуточной станции Новомихайловская, а также состава с индексом 5800-706-5891 27.06.2019 в 12-55 на станции Лихая также подтверждается актом N 7987 от 26.06.2019 на начало простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и актами NN8029, 8035, 8086, 8089, 8110, 8132 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензии NN19/1288, 19/1292, 19/1297).
В подтверждение обоснования бросания состава с индексом 5800-710-5891 30.06.2019 в 03-37 на промежуточной станции Новомихайловская и состава с индексом 5800-712-5891 30.06.2019 в 13-28 на станции Замчалово были составлены акты N N 8057, 8114 на начало простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и акты N N 8136, 8141, 8142, 8156, 8158, 8191 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензии NN 19/1289, 19/1296).
Вышеуказанные акты содержат количество и номера вагонов, находящихся на пути станции в ожидании их приема ООО "Шахтоуправление "Садкинское" и создающих причины, по которым станция лишена возможности к приему находящихся в пути вагонов.
Данные акты общей формы были подписаны представителем ответчика Гобан В.А. и соответственно имеются у грузополучателя, в связи с чем утверждение ООО "Шахтоуправление "Садкинское" о том, что указанные акты не были ему вручены, не соответствует действительности.
Довод ответчика о том, что в период задержки спорных составов на промежуточных станциях на пути необщего пользования подавались, иные составы с более поздними сроками доставки отклонен верно, так как данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения ООО "Шахтоуправление "Садкинское" от обязанности по внесению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования ввиду следующего.
По мнению ответчика, поезд, который задержан на промежуточной станции, должен быть поднят и отправлен, чтобы не допустить просрочки его доставки, при этом другой поезд, следующий в плановом режиме, должен быть задержан, так как позволяют сроки доставки.
В результате того, что поезд брошен в пути следования по вине грузополучателя, он выбивается из запланированного ритма движения поездов, и, после поднятия поезда перевозчик вынужден добавить незапланированный поезд в уже установленный режим движения иных поездов, в результате чего поднятый поезд нарушает нормальное движение и препятствует ритмичности продвижения, и данный поезд вынужден попускать поезда, идущие по плану.
Несостоятелен довод ответчика о том, что представленные истцом оперативные приказы на временное отставление от движения и на поднятие поезда не содержат подписей уполномоченных лиц.
В соответствии с п. 3.2.2 Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р, определен порядок передачи информации по задержкам вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их станцией назначения.
Так, при возникновении необходимости задержки вагонов, контейнеров в.пути следования начальник станции назначения формирует в ЕАСАПР (Единая автоматизированная система актово-претензионной работы) обращение о необходимости задержки вагонов в адрес уполномоченного представителя Д, в функциональные обязанности которого входит оформление в АС ПБ (Подсистема формирования оперативных приказов на "бросание" и "подъем" грузовых поездов в составе Единой автоматизированной системы мониторинга и управления рисками нарушений сроков доставки грузов и порожних вагонов) оперативного приказа на временное оставление от движения грузового поезда.
АС ПБ автоматически присваивает оперативному приказу на временное отставление от движения грузового поезда регистрационный номер, определяет дату и время формирования приказа.
В приказе указываются: наименование станции задержки грузового поезда, номер и индекс грузового поезда; общее количество вагонов в грузовом поезде, количество вагонов, следующих в адрес Клиента, ответственного за задержку, наименование Клиента, ответственного за задержку. Оперативный приказ на временное оставление от движения грузового поезда формируется в соответствии с информацией, указанной в обращении ДС станции назначения.
Из вышеизложенного следует, что оперативные приказы формируются в Единой автоматизированной системе актово-претензионной работы, и проставление живых подписей уполномоченных лиц в них не предусмотрено.
Доводы ответчика о том, что в период между составлением актов о невозможности приема спорных составов и изданием оперативных приказов проходило более 2-х часов, и в этот период якобы изменялась обстановка на станции назначения, подлежат отклонению, поскольку из представленных актов общей формы (N N 7987, 8029, 8035, 8086, 8089, 8110, 8111, 8132, 8114, 8136, 8057, 8141, 3142, 8156, 8158, 8191, 8190, 8192, 8194, 8200, 8235, 8281, 8301, 8313, 8323, 8367, 8368) следует, что в период с 26.06.2019 по 03.07.2019 на путях общего пользования станции Чапаевка-Ростовская простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
Законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой; подвижным составом, задержанным в пути следования - нарушение срока доставки и нарушение владельцем пути необщего пользования (грузополучателем) технологических сроков оборота вагонов.
При этом обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателя, а не на перевозчика.
Нарушение срока доставки подтверждается представленными в материалы дела дорожными ведомостями.
Доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования являются представленные в материалы дела ведомости подачи-уборки вагонов, из которых следует, что в период остановки поезда на промежуточной станции вагоны на путях необщего пользования ответчика выгружались в сроки, превышающие срок оборота вагонов. Таким образом, отставка вагонов в пути следования была совершена по причине, зависящей от грузополучателя - нарушение технологических норм выгрузки/погрузки грузов из вагонов.
Ведомости подачи-уборки вагонов являются допустимыми доказательствами нарушения технологического срока оборота вагонов, который представляет собой время нахождения вагонов у грузополучателя от его приема грузополучателем до его возврата перевозчику. При этом обращаем внимание, что указанные ведомости подачи-уборки вагонов подписаны электронными подписями обеих сторон.
Истцом представлены все необходимые доказательства, подтверждающие и соблюдение установленного порядка оформления задержки поезда, и надлежащее уведомление ответчика о задержке, и факт нарушения срока доставки груза, а также факт нарушения ответчиком срока оборота вагонов и занятость путей общего пользования станции назначения в спорный период.
Обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена на грузополучателя, а не на перевозчика.
Нарушение срока доставки подтверждается представленными в материалы дела дорожными ведомостями.
Доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования являются представленные в материалы дела ведомости подачи-уборки вагонов, из которых следует, что в период остановки поезда на промежуточной станции вагоны на путях необщего пользования ответчика выгружались в сроки, превышающие срок оборота вагонов. Таким образом, отставка вагонов в пути следования была совершена по причине, зависящей от грузополучателя нарушение технологических норм выгрузки/погрузки грузов из вагонов.
Ведомости подачи-уборки вагонов являются допустимыми доказательствами нарушения технологического срока оборота вагонов, который представляет собой время нахождения вагонов у грузополучателя от его приема грузополучателем до его возврата перевозчику.
Данная правовая позиция ОАО "РЖД" подтверждается судебной практикой по аналогичным делам, а именно постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2020 по делу N А32-2998/2019, а также судебными актами по делам N А32-8629/2018, jjfeA32-46264/2018, N А32-8918/2019, А32-16724/2018, А32-16722/2018, А32-14244/2018, А32-14239/2018, А32-52506/2019 N А32-12799/2018.
В связи с ожиданием погрузки грузов и подачи вагонов на пути необщего пользования ООО "Шахтоуправление "Садкинское", ОАО "РЖД" были оформлены акты общей формы, подтверждающие простой на путях общего пользования станции Чапаевка-Ростовская вагонов, прибывших в а|дрес ответчика.
Так, в подтверждение обоснования бросания состава с индексом 5800-704-5891 26.06.2019 в 12-27 на станции Новомихайловская перевозчиком составлен акт N 7987 от 26.06.2019 на начало простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и акты N N 8029, 8035,\ 8086, 8089, 8110, 8111, 8132 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензия N 19/1286).
Аналогично обоснованность отставления составов с индексами 5131-103-5891, 5800-705-5891 26.06.2019 в 13-59 и 27.06.2019 в 04-39 на промежуточной станции Новомихайловская, а также состава с индексом 5800-706-5891 27.06.2019 в 12-f 5 на станции Лихая также подтверждается актом N 7987 от 26.06.2019 на начало простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и актами N N 8029, 8035, 8086, 8089, 8110, 8132 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензии N N 19/1288, 19/1292, 19/1297).
В подтверждение обоснования бросания состава с индексом 5800-710-5891 30.06.2019 в 03-37 на промежуточной станции Новомихайловская и состава с индексом 5800-712-5891 30.06.2019 в 13-28 на станции Замчалово были составлены акты N N 8057, 8114 на начало простоя- вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по зависящим от грузополучателя причинам - из-за ожидания погрузки грузов, и акты N N 8136, 8141, 8142, 8156, 8158, 8191 на окончание простоя вагонов на путях общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская (претензии NN19/1289, 19/1296).
Вышеуказанные акты содержат количество и номера вагонов, находящихся на пути станции в ожидании их приема iOOO "Шахтоуправление "СадкинскоЬ" и создающих причины, по которым станция лишена возможности к приему находящихся в пути вагонов.
Необходимо отметить, что данные акты общей формы были подписаны представителем ответчика Гобан В.А. и соответственно имеются у грузополучателя, в связи с чем Утверждение ООО "Шахтоуправление "Садкинское" о том, что указанные акты не были ему вручены не соответствует действительности.
Таким образом, доводы ООО "Шахтоуправление "Садкинское" об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость путей необщего пользования грузополучателя, а также железнодорожных путей общего пользования ст. Чапаевка-Ростовская по причине ожидания погрузки грузов или подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика опровергаются вышеуказанными актами общей формы за период с с 26.06.2019 по 03.07.2019
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 5 883,66 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.07.2019 по 30.04.2020.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд пришел к верному выводу о том, что данный расчет соответствует положениям статьи 395 Гражданского кодекса РФ, произведен арифметически верно, в связи с чем требование о взыскании процентов в размере 5 883,66 руб. подлежит удовлетворению в полном объёме.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2020 по делу N А53-14931/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14931/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ООО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "САДКИНСКОЕ"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4465/2021
08.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18518/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14931/20
25.09.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14931/20