Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития Печенгского муниципального
округа на 2024 год и на плановый
период 2025 и 2026 годов
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Печенгского муниципального округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития Печенгского муниципального округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработан в двух вариантах: базовом и консервативном, на основе отдельных положений сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и Мурманской области, а также данных, представленных участниками разработки предварительного прогноза.
При разработке основных параметров прогноза использованы отчётные данные, предоставленные ТОФСГС Мурманской области, материалы организаций и территориальных подразделений исполнительных органов государственной власти.
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития Печенгского муниципального округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлено описание основных параметров социально-экономического развития Печенгского муниципального округа по базовому варианту.
Базовый вариант предусматривает умеренные траектории развития экономики с учетом относительно оптимистических изменений внешних условий, дальнейшей адаптации экономики в текущей геополитической обстановке.
1. Демографические показатели
В прогнозном периоде демографические показатели по Печенгскому муниципальному округу будут находиться под влиянием ухудшения возрастной структуры населения, продолжения миграционной убыли населения. Сокращение численности населения округа продолжится.
В прогнозном периоде ожидается сдержанная динамика общей рождаемости - с постепенным увеличением до 9,4 родившихся на 1 000 населения к 2026 году (9,7 в 2022 году). В среднесрочной перспективе ожидается влияние на уровень рождаемости реализации комплекса мер, принимаемых на региональном (адресные выплаты, льготная ипотека и т.д.) и федеральном уровнях (реализация и совершенствование программы материнского (семейного) капитала). На улучшение демографической ситуации в округе и развитие человеческого потенциала направлены также муниципальные программы Печенгского муниципального округа в сфере образования, социальной поддержки, культуры, физической культуры и спорта, в рамках которых обеспечивается поддержка молодых и многодетных семей, защита социально уязвимых категорий граждан, повышение уровня благоустройства городской среды и прочее. На увеличение общего индекса рождаемости влияет также сокращение численности населения округа.
Коэффициент смертности к 2026 году на 1000 населения оценивается на уровне 12,3 умерших (11,1 в 2022 году). Прорабатываемые новации в сфере профилактики заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышения качества оказания медицинской помощи будут стимулировать последующее снижение уровня смертности практически по всем возрастным группам. Однако процесс старения населения будет тормозящим фактором положительной динамики. В итоге в 2024-2026 годах коэффициент смертности будет постепенно снижаться до 12,3 умерших на 1 000 населения.
Ожидается, что естественная убыль населения в 2024 году составит 3,1 человека на 1 000 населения со снижением к 2026 году до 2,9 человек.
Ожидаемый уровень миграционной убыли населения сохранит тенденцию снижения и к концу 2026 года составит -18,2 человека на 1 000 населения (- 35,3 в 2022 году).
В итоге среднегодовая численность населения в прогнозный период снизится по сравнению с 2022 годом на 3,1 тыс. человек (10,0%), и составит в 2026 году 28,0 тыс. человек.
2. Производство товаров и услуг
2.1. Промышленное производство
На показатели производства в прогнозируемом периоде будут влиять структурные изменения, меры по оптимизации деятельности предприятий.
Ожидается, что в 2026 году:
- объем промышленного производства по крупным и средним предприятиям Печенгского муниципального округа составит 40 524,5 млн. рублей (100,3% к 2022 году);
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составит 33 078,7 млн. рублей;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Обрабатывающее производство" составит 4 246,1 млн. рублей;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 2 807,4 млн. рублей;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов" составит 392,3 млн. рублей.
На объемы промышленного производства существенное влияние будет оказывать степень санкционного давления со стороны зарубежных государств, динамика внутреннего спроса на основные виды продукции.
В связи с тем, что основным потребителем теплоэнергии и воды является население, численность которого сохраняет устойчивую тенденцию к снижению, а большую часть электроэнергии потребляют предприятия, дальнейшее развитие сферы производства и распределения электроэнергии и воды будет в большей степени зависеть от экономической активности и состояния предприятий, расположенных на территории округа. Сдерживающим фактором роста потребления энергетических ресурсов будет снижение численности населения Печенгского муниципального округа, снижением объемов экспортных поставок электроэнергии, а также реализация мер по повышению энергоэффективности экономики, разработка и внедрение энергосберегающих технологий, выбытие неэффективных мощностей, сокращение потерь энергии.
3. Рынок товаров и услуг
На развитие потребительского рынка в прогнозном периоде будет влиять с одной стороны снижение численности населения, а с другой, реализация инвестиционных проектов, предусмотренных программой социально-экономического развития Печенгского муниципального округа на 2021-2025 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Мурманской области от 29.03.2021 N 74-РГ.
В среднесрочной перспективе росту емкости потребительского рынка будут способствовать увеличение денежной массы у населения и позитивные потребительские ожидания на фоне общей стабилизации.
В результате к концу прогнозного периода индекс физического объема розничной торговли составит 103,0% к 2023 году, индекс физического объема оборота общественного питания составит 90,3% к 2023 году, индекс физического объема платных услуг прогнозируется на уровне 100,2% к уровню 2023 года.
4. Малое и среднее предпринимательство
В прогнозном периоде с учетом реализация инвестиционных проектов, предусмотренных программой социально-экономического развития Печенгского муниципального округа на 2021-2025 годы, ожидается, что к 2026 году количество субъектов МСП составит 760 единиц (104,7% к 2022 году), в том числе: малых предприятий (включая микропредприятия) 140 единиц со среднесписочной численностью работающих 756 человек, индивидуальных предпринимателей - 620 единиц.
В прогнозный период будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в рамках разрабатываемой на 2024-2026 годы подпрограммы Печенгского муниципального округа "Повышение инвестиционной привлекательности Печенгского муниципального округа" муниципальной программы "Экономический потенциал". Продолжится финансовая, имущественная, консультационная поддержка субъектов МСП, поддержка резидентов АЗ РФ, включающая большой пакет административных и налоговых преференций, предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без торгов, по льготным ставкам аренды и выкупа, разработка и реализация механизмов для привлечения инвестиций.
Сдерживающими факторами увеличения числа субъектов МСП в прогнозном периоде будут являться:
- отток молодежи, имеющей высокий предпринимательский потенциал;
- консервация шахты "Каула-Котсельваара" в рамках реконфигурации горнодобывающих мощностей в Печенгском округе;
- адаптация к новым условиям ведения хозяйственной деятельности, вызванным внешнеэкономической ситуацией;
- высокая стоимость ресурсов: энерго- и теплоресурсов, аренды земли и помещений, отсутствие начального капитала.
5. Инвестиции и строительство
В прогнозном периоде предполагается реализация проектов, начатых в предыдущие годы, а также начало реализации новых инвестиционных проектов:
- продолжение строительства одноагрегатной малой гидроэлектростанции на реке Паз (период реализации 2021-2026 гг.);
- реализация проекта по созданию комплексов инженерно-технических средств охраны объектов Каскада Пазских ГЭС (период реализации 2022-2026 гг.);
- инвестиционный проект "Оборудование многоквартирных жилых домов интеллектуальной системой учета";
- инвестиционные проекты, реализуемые АО "Кольская ГМК", на территории Печенгского муниципального округа в рамках Инвестиционной программы на период 2023-2030 гг.;
- индустриальный объект - рыбоводный (смолтовый) завод по выращиванию посадочного материала атлантического лосося и форели в Печенгском районе Мурманской области (период реализации 2021-2025 гг.);
- комплекс объектов марикультуры фабрики по убою и переработке атлантического лосося (срок реализации 2021-2024 гг.);
- строительство административного здания базы отдыха "Гольфстрим" (срок реализации 2021-2024 гг.);
- предприятие по смешиванию, фасовке и упаковке синтетических смол и двухкомпонентного полиэфирного состава в ампулах для механизированного крепления (срок реализации 2021-2025 гг.);
- арт-резиденция "БаренДом" (срок реализации 2022-2024);
- строительство туристического комплекса в Печенгском округе (срок реализации 2022-2026 гг.);
- Центр обработки данных (срок реализации 2021-2026 гг.);
- туристический центр "Фиорд" (срок реализации 2021-2026 гг.);
- туристический кластер "Валла-Тунтури" (срок реализации 2021-2026 гг.);
- строительство глэмпинга и кафе на берегу озера Куэтсъярви (срок реализации 2021-2025 гг.);
- гостиничный комплекс "Полярия" (срок реализации 2021-2025 гг.);
- реконструкция ДК "Восход" в пгт. Никель (срок реализации 2022-2024 гг.);
- реконструкция объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии и горячей воды потребителям нп. Лиинахамари в рамках концессионного соглашения (срок реализации 2023-2027 гг.);
- строительство начальной школы (пристройки) на 250 мест МБОУ ООШ N 5 в пгт. Печенга (срок реализации 2023-2024 гг.);
- реконструкция ДК "Октябрь" в г. Заполярный (2024-2025 гг.);
- завершение строительства недостроенного дома в г. Заполярный по ул. Ленинградская (2024 г.);
- выполнение работ по капитальному ремонту мостовых сооружений а пгт. Никель (р. Колосйоки) и г. Заполярный (р. Хауки-лампи-йоки) (2023-2024);
- разработка проектной документации и реализация проекта "Туристический кластер Печенгского муниципального округа - "Кольская сверхглубокая", "Плавильный цех", "Шахта Каула-Котсельваара" (2023-2024 гг.);
- разработка проектно-сметной документации и строительство канатной дороги в пгт. Никель (горнолыжный склон) (2023-2024 гг.).
В 2026 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, предположительно, составит 10 932,7 млн. рублей. Предусматривается расширение инвестиционных возможностей предприятий, как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств.
В структуре источников финансирования в 2024 году и плановом периоде 2025-2026 годов будут преобладать собственные средства организаций.
6. Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток) деятельности крупных и средних предприятий
В прогнозном периоде ожидается рост сальдированного финансового результата в среднем на 5% ежегодно. В 2026 году прогнозное значение показателя - 5 035,7 млн. рублей.
7. Труд и занятость
Рынок труда в прогнозный период будет в значительной степени определяться демографической составляющей, а именно снижением численности населения в трудоспособном возрасте. Основной задачей на прогнозный период будет стабилизация на рынке труда, недопущение роста безработицы, реализация мер, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда.
В целом численность населения в трудоспособном возрасте в 2026 году ожидается на уровне 17,754 тыс. человек, среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) - 9,968 тыс. человек.
В связи с прекращением деятельности - консервацией шахты "Каула-Котсельваара" в пгт. Никель в 2024 году прогнозируется снижение среднесписочной численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) до 9,971 тыс. человек. В последующие прогнозные периоды ожидается замедление темпов сокращения среднесписочной численности работающих в организациях Печенгского муниципального округа, снижение числа безработных, зарегистрированных в службе занятости.
Ожидается, что в 2026 году численность офиц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.