г. Краснодар |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А32-16158/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631), ответчика - администрации муниципального образования город - курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город - курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А32-16158/2020, установил следующее.
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации МО город - курорт Анапа (далее - администрация) о взыскании 126 тыс. рублей вреда, причиненного почвам.
Решением от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 126 тыс. рублей вреда.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, тот факт, что администрацией не оспаривалось решение Анапского городского суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N 12-307/2018 о привлечении ответчика к административной ответственности, не может свидетельствовать о причинении вреда почве в результате несанкционированного складирования ответчиком бытовых и строительных отходов. Истец не представил доказательств вины администрации, а также не указал, в чем именно выражается причиненный вред. Анализ загрязнения почвы либо иное подтверждение ухудшения ее характеристик отсутствуют.
В отзыве управление просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон не явились, представитель истца заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.06.2018 на основании приказа управления от 25.06.2018 N 294-КНД истец провел обследование водоохранной зоны Черного моря в п. Витязево, г. Анапа, Краснодарский край.
В результате визуального осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 в географических координатах (44,983169 37,249671) в водоохранной зоне Черного моря осуществляется накопление отходов производства и потребления на открытой площадке, вне специализированно оборудованного места, а также не отвечающей требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.
Ветрозащитное сооружение, защищающее место накопления отходов от атмосферных осадков, отсутствовало. Отходы накапливаются не раздельно, что подтверждается фотоматериалами. Поверхность захламленной территории площадью более 100 кв. м не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия.
В соответствии с Перечнем среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810, данный вид отходов, расположенный на земельном участке, соответствует виду отхода 4 класса опасности - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4).
Постановлением управления от 06.08.2018 N 0365/03/294-КНД/ПР/2018 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N 12-307/2018 данное постановление оставлено без изменения. Постановление истца вступило в законную силу 21.09.2018.
На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (зарегистрирована в Минюсте России от 07.09.2010, регистрационный номер N 18364; далее - Методика N 238), истец рассчитал размер вреда, причиненный почвам, который составил 126 тыс. рублей.
Отказ администрации возместить ущерб в добровольном порядке послужил основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 51, 77, 78, 79 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", разъяснениями, изложенными в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", Методикой N 238 и исходили из наличия оснований для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения вреда, причиненного почвам.
Суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893, расположенном в водоохранной зоне Черного моря (в географических координатах 44,983169 37,249671), осуществлялось размещение и накопление отхода 4 класса опасности - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4).
Согласно информации, полученной от администрации, данный земельный участок является собственностью МО город - курорт Анапа. При изучении поступивших копий документов управлением установлено, что земельный участок в географических координатах (44,983169 37,249671) по состоянию на 26.06.2018 являлся собственностью администрации, в аренду иным лицам не передавался.
В рамках производства по делу об административном правонарушении управлением установлено, а администрацией не оспорено, что мероприятия по охране почвы на земельном участке, принадлежащем ответчику, не осуществлялись должным образом, допущено загрязнение почвы строительным мусором. Данная позиция управления подтверждается вступившим в силу постановлением N 0365/03/294-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания в виде штрафа.
Произведенный истцом в соответствии Методикой N 238 расчет размера вреда проверен судебными инстанциями и признан верным.
Ссылка заявителя на недоказанность причинения вреда опровергается материалами дела (из копии дела об административном правонарушении: акт обследования территории от 26.06.2018, фотоматериалы) и постановлением о привлечении администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства размещения и накопления отходов 4 класса опасности следуют из представленного в материалы дела решения Анапского городского суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N 12-307/2018.
В ходе судебных разбирательств установлены субъективная и объективная стороны правонарушения.
Суды исходили из наличия вины МО в допущении захламления земельного участка и неосуществлении надлежащего контроля, ввиду чего несостоятельны доводы об отсутствии доказательств складирования мусора именно администрацией.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды правильно удовлетворили иск. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А32-16158/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 51, 77, 78, 79 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", разъяснениями, изложенными в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", Методикой N 238 и исходили из наличия оснований для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения вреда, причиненного почвам.
...
Ссылка заявителя на недоказанность причинения вреда опровергается материалами дела (из копии дела об административном правонарушении: акт обследования территории от 26.06.2018, фотоматериалы) и постановлением о привлечении администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства размещения и накопления отходов 4 класса опасности следуют из представленного в материалы дела решения Анапского городского суда Краснодарского края от 10.09.2018 по делу N 12-307/2018."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2021 г. N Ф08-4496/21 по делу N А32-16158/2020