город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2021 г. N Ф08-4496/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
дело N А32-16158/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.11.2020 по делу N А32-16158/2020
по иску Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о взыскании суммы вреда, причиненного почвам,
УСТАНОВИЛ:
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Управление, контролирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее по тексту - администрация) суммы вреда, причиненного почвам, в размере 126 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город-курорт Анапа обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность факта причинения администрацией вреда почве как объекту окружающей среды. Анализ загрязнения почвы, иное подтверждение ухудшения ее характеристик суду не представлены, значимые обстоятельства по делу не установлены.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2018, на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 25.06.2018 N 294-КНД, контролирующим органом было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в п. Витязево, г. Анапа, Краснодарского края.
В результате визуального осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 в географических координатах (44,983169 37,249671) в водоохранной зоне Черного моря осуществляется накопление отходов производства и потребления на открытой площадке, вне специализированно оборудованного места, а также не отвечающим требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.
Ветрозащитное сооружение, защищающее место накопления отходов от атмосферных осадков, при этом отсутствовало. Отходы накапливаются не раздельно, что подтверждается фотоматериалами. Поверхность захламленной территории площадью более 100 кв.м. не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия.
В соответствии с Перечнем среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810, данный вид отходов, расположенный на земельном участке соответствует виду отхода 4 класса опасности - Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4) и другие.
Постановлением Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 06.08.2018 N 0365/03/294-КНД/ПР/2018 администрация муниципального образования город-курорт Анапа признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация МО горож-курорт Анапа обжаловала его в Анапский городской суд Краснодарского края. Решением Анапского городского суда Краснодарского края по делу N 12-307/2018 от 10.09.2018 обжалуемое постановление оставлено без изменения. Постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 06.08.2018 N 0365/03/294-КНД/ПР/2018 вступило в законную силу 21.09.2018.
Контролирующим органом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238 (зарегистрирована в Минюсте РФ от 07.09.2010, регистрационный номер N 18364), рассчитан размер вреда, причиненный почвам, который составил 126 000 рублей.
Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования город-курорт Анапа направлено письмо (исх. от 15.01.2020 N 01-17/60), в котором предлагалось вышеуказанную сумму оплатить в добровольном порядке.
В письме от 28.02.2020 N 103-07-2134/20 администрация муниципального образования город-курорт Анапа отказалась возместить ущерб в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе вопросы возмещения убытков урегулированы Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7- ФЗ). Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 400 от 30.07.2004, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2016 N 761 (далее - Положение), Управление является территориальным органом Росприроднадзора.
А также в соответствии с пунктом 4.23 Положения для осуществления своих полномочий Управление имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, функциями Управления являются контроль и надзор в сфере природопользования, а также в области охраны окружающей среды, то есть защита государственных и общественных интересов. Результатом реализации вышеуказанных функций является исковое заявление о взыскании суммы вреда, причиненного почвам.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из анализа статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие совокупности следующих элементов: наступление вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных элементов.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление Пленума N 21) вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона N 7-ФЗ).
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности (пункт 35 Постановления Пленума N 21, статья 77 Федерального закона N 7-ФЗ, статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда (пункт 37 Постановления Пленума N 21).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893, расположенном в водоохранной зоне Черного моря (в географических координатах 44,983169 37,249671), осуществлялось размещение и накопление отхода 4 класса опасности - Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, включенного в ФККО (код 8 90 000 01 72 4) и других.
Согласно информации, полученной из администрации муниципального образования город-курорт Анапа (вх. N 2473 от 09.07.2018), земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107003:1893 является собственностью муниципального образования город-курорт Анапа. При изучении поступивших копий документов контролирующим органом установлено, что земельный участок в географических координатах (44,983169 37,249671) по состоянию на 26.06.2018 является собственностью администрации МО город-курорт Анапа, в аренду иным лицам не передан.
В соответствии со статьей 47 Устава муниципального образования город-курорт Анапа (далее - Устав) администрация муниципального образования город-курорт Анапа в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, охраны окружающей среды, лесных отношений осуществляет следующие полномочия:
1) создает, развивает и обеспечивает охрану лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования город-курорт Анапа, осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
2) представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
3) участвует в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов;
4) участвует во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
5) организует мероприятия по охране окружающей среды в границах муниципального образования город-курорт Анапа;
6) ведет реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации;
7) осуществляет использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Анапа;
8) иные полномочия в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 4 Устава, муниципальное образование город-курорт Анапа наделено Законом Краснодарского края от 01.04.2004 N 676-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа" статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Доводы жалобы о недоказанности факта причинения администрацией вреда почве, судебной коллегией отклоняются, поскольку позиция Управления подтверждается вступившим в силу постановлением N 0365/03/294-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания от 06.08.2018 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Факты, указанные в постановлении, подтверждают противоправный характер действий администрации и имеют заранее установленную силу.
Так, в июне 2018 года, допустив нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107003:1893, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа совершено административное правонарушение. В рамках производства по делу об административном правонарушении установлено, что мероприятия по охране почвы на земельном участке, принадлежащем администрации на праве собственности, не осуществлялись должным образом, 26.06.2018 было допущено загрязнение (захламление) почвы строительным мусором.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрацией нарушены требования статьи 3, статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО город-курорт Анапа обязана обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования юридическим лицом были нарушены.
В рамках производства по делу об административном правонарушении Управлением установлено, а администрацией не оспорено, что мероприятия по охране почвы на земельном участке, принадлежащем администрации на праве собственности, не осуществлялись должным образом, было допущено загрязнение почвы строительным мусором.
Таким образом, в материалах дела имеется совокупность доказательств факта причинения ответчиком вреда почвам, противоправности деяния и виновности причинителя вреда, а также наличия причинно-следственной связи между данными противоправными действиями (бездействиями) администрации и наступившими вредными последствиями.
Судом первой инстанции исследовались все доказательства, подтверждающие виновность администрации и причинение ущерба в совокупности.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде подлежит возмещению субъектом хозяйственной и иной деятельности, причинившим его.
Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Размер вреда рассчитан Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 N 238.
Таким образом, размер вреда, причиненный почвам, согласно прилагаемому расчету контролирующего органа составил 126 000 рублей (100*1*1,8*700=126 000).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 указано, что при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Суд первой инстанции признал произведенный Управлением расчет размера вреда, причиненного почвам, верным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ухудшение состояния почвы, ее загрязнение, не принимается судебной коллегией.
Обстоятельства размещения и накопления отходов 4 класса опасности - отходы (мусор) от строительно-ремонтных работ, и др. следуют из представленного в материалы дела решения 10.09.2018 Анапского городского суда Краснодарского края по делу N 12-307/2018. Таким образом, в ходе судебных разбирательств установлены субъективная и объективная стороны правонарушения.
Кроме того, как обоснованно отмечено в обжалуемом решении, исходя из положений пункта 10 Методики N 238, расчет размера вреда в рассматриваемом случае не предусматривает обязательное применение показателей каких-либо проб. Само по себе самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почв мусором является достаточным основанием для взыскания вреда независимо от глубины загрязнения почвы. При отсутствии сведений о глубине загрязнения почвы применяется предусмотренный пунктом 7 Методики коэффициент Kr, равный 1, что прямо следует из примера N 4, описанного в Методике.
Исходя из доказанности факта причинения ответчиком вреда окружающей среде, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправным бездействием администрации и наступившими вредными последствиями, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, судебная коллегия считает, что администрация не доказала обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 по делу N А32-16158/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16158/2020
Истец: Черноморо-Азовское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, АМО город-курорт Анапа