г. Краснодар |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А53-7000/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Немашкалова Сергея Николаевича (ИНН 612900654620, ОГРНИП 304612926700011) - Паненко С.И. (доверенность от 04.10.2019), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации Ремонтненского района Ростовской области (ИНН 6129000505, ОГРН 1026101535569), администрации Ремонтненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области (ИНН 6129000576, ОГРН 1026101535558), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Немашкалова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А53-7000/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Немашкалов Сергей Николаевич (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в Ремонтненский районный суд Ростовской области к администрации Ремонтненского района Ростовской области (далее - администрация района), администрации Ремонтненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области (далее - администрация поселения) с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия администрации поселения в виде предоставления в администрацию района заведомо ложной информации об образуемом земельном участке и о наличии прав третьих лиц на использование этого участка;
- признать незаконными действия администрации района, выраженные в отказе в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и образовании его с целью покупки для сельскохозяйственного использования, площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ), по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное;
- обязать администрацию района утвердить схему расположения земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и образовать земельный участок с целью его покупки для сельскохозяйственного использования, площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м пастбищ, кадастровый квартал - 61:32:0600006, по адресу: Российская Федерация, Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное.
Заявление основано на положениях статей 11.10, 39.3, 39.6, 39.11, 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью решений органов местного самоуправления, отказавших в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка предпринимателю, которым соблюдена процедура подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 14.11.2019 по делу N 2а-419/2019 административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия администрации района, выраженные в отказе в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и образовании его с целью покупки для сельскохозяйственного использования, площадью 1 841 010 кв. м, по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное. На администрацию района возложена обязанность по утверждению схемы расположения указанного земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10.02.2020 по делу N 33а-1736/2020 решение от 14.11.2019 отменено, дело направлено по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
Суд первой инстанции по ходатайству главы хозяйства привлек к участию в деле Буцкого Александра Александровича.
Предприниматель неоднократно уточнял требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в окончательной редакции просил суд:
- признать незаконными действия администрации поселения, выразившиеся в предоставлении в администрацию района недостоверной информации об образуемом земельном участке и о наличии прав третьих лиц на использование этого участка;
- признать незаконными действий администрации района, выраженные в отказе в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и образовании земельного участка с целью его покупки для сельскохозяйственного использования, площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м пастбищ, по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное;
- обязать администрацию района утвердить схему расположения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и образовать его с целью покупки для сельскохозяйственного использования, площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м пастбищ, кадастровый квартал - 61:32:0600006, по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное;
- признать незаконным и отменить постановление главы администрации района от 15.04.2020 N 276 "Об образовании земельного участка";
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 61:32:0600006:2589, площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м. пастбищ, расположенный по адресу: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке, вид разрешенного использования: "выпас сельскохозяйственных животных";
- признать незаконным и отменить постановление главы администрации района от 14.05.2020 N 325 "О публикации в общественно-политической газете Ремонтненского района "Рассвет" информации об имеющемся свободном земельном участке", в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:2589;
- признать недействительным договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.06.2020 N 25.
Определением от 10.12.2020 суд первой инстанции выделил в отдельное производство требование к администрации района и Буцкому Александру Александровичу о признании недействительным договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.06.2020 N 25. Выделенное дело передано по подсудности в Ростовский областной суд.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды установили, что 26.09.2019 предприниматель обратился в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и образовании земельного участка с целью его приобретения для сельскохозяйственного использования. Площадь земельного участка - 1 841 010 кв. м (пастбища), кадастровый квартал 61:32:0600006, адрес местонахождения: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрацией района письмом от 23.10.2019 N 93.2.1-25@/5397 отказано в удовлетворении заявления предпринимателя. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, в отношении которого глава хозяйства просит утвердить схему, находится в составе арендуемых кооперативом по животноводству с. Ремонтное земель и используется жителями с. Ремонтного для выпаса сельскохозяйственных животных. К письму администрации района от 23.10.2019 приложено письмо администрации поселения от 04.10.2019 N 93.30/1003. В нем сообщается, что администрация поселения возражает против изъятия земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ), арендуемого кооперативом по животноводству, образуемый земельный участок расположен вблизи населенного пункта с. Ремонтное. Участок, в отношении которого глава хозяйства просит утвердить схему, находится в составе арендуемых кооперативом по животноводству земель и используется для выпаса животных жителями с. Ремонтного, проживающими на улицах: Аэродромная, Ленинская, Октябрьская, Набережная, Степная, Пушкина, переулок Партизанский. Постановлением администрации района от 15.04.2020 N 276 "Об образовании земельного участка" образован земельный участок путем раздела участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 61:32:0600006, площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ), с видом разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных. Адрес (описание местоположения): Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке. По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для выпаса сельскохозяйственных животных площадью 1 841 010 кв. м поставлен на кадастровый учет 20.04.2020, ему присвоен кадастровый номер 61:32:0600006:2589. На основании постановления главы администрации района от 14.05.2020 N 325 "О публикации в общественно-политической газете Ремонтненского района "Рассвет" информации об имеющемся свободном земельном участке" размещена публикация об имеющихся свободных земельных участках для предоставления гражданам в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных сроком на 3 года без права выкупа. Информация опубликована 21.05.2020 в общественно-политической газете Ремонтненского района "Рассвет" N 21 (10827). Постановлением администрации района от 11.06.2020 N 384 на основании заявления Буцкого Александра Александровича земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:32:0600006:2589 площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м пастбищ, адрес (описание местоположения): Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке с видом разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных, предоставлен в аренду Буцкому Александру Александровичу для выпаса сельскохозяйственных животных сроком на 3 года без права последующего выкупа. На основании указанного постановления, принятого в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, Буцкому А.А. по договору аренды от 17.06.2020 N 25, заключенному с администрацией района, предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:32:0600006:2589. Глава хозяйства, ссылаясь на несоответствие действий органов местного самоуправления закону, нарушающих его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 27, 39.6, 39.16, 39.18 77, 78, 79 Земельного кодекса. Суды исходили из того, что земельное законодательство связывает возможность подготовки схемы заинтересованным лицом с предстоящим предоставлением земельного участка. Заинтересованное лицо не абсолютно свободно в избрании способа поведения, а вправе выбрать лишь из установленных федеральным законом вариантов. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в уполномоченный властный орган с соответствующим заявлением, которое подлежит рассмотрению с учетом положений главы V.I Земельного кодекса. В зависимости от наличия оснований предоставления земельных участков на заинтересованное лицо могут быть мероприятия по подготовке соответствующей схемы. Из заявления от 26.09.2019 невозможно установить, на основании каких норм права глава хозяйства претендует на получение земельного участка, на каких условиях (с торгов либо без торгов), имеются ли у него какие-либо льготные основания для приобретения земельного участка и т.д. В этой связи администрация района не имела возможности установить надлежащий правовой режим рассмотрения указанного заявления. Поскольку в деле отсутствуют доказательства наличия у предпринимателя права, о защите которого он просит суд, оснований для удовлетворения требований в соответствующей части не имеется. Требование главы хозяйства о признании незаконными действий администрации поселения в виде предоставления в администрацию района недостоверной информации об образуемом земельном участке и о наличии прав третьих лиц на использование этого участка не подлежат удовлетворению, поскольку данное обстоятельство положено в основу оспариваемого отказа и не является самостоятельными действиями, нарушающими права заявителя. В удовлетворении требования об обязании утвердить схему расположения земельного участка суды отказали, установив наличие в материалах дела доказательств того, что администрацией района осуществлены действия, направленные на образование земельного участка в порядке, установленном статьями 11.9, 11.10 Земельного кодекса. Участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Само по себе наличие более раннего обращения за формированием земельного участка в тех же границах не влечет возникновения у заявителя каких-либо преимущественных прав. Глава хозяйства не является субъектом правоотношений, регулируемых подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, в соответствии с которым земельный участок предоставлен в краткосрочную аренду Буцкому А.А. (для выпаса скота). Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконными постановлений администрации района от 15.04.2020 N 276 и от 14.05.2020 N 325.
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Администрация района, отказывая в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, совершила незаконные действия, направленные на утверждение схемы расположения и образование другого земельного участка аналогичной площадью, в тех же границах, но с иным адресом и иным видом разрешенного использования. Был поставлен на кадастровый учет участок с кадастровым номером 61:32:0600006:2589, площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ). Ему присвоен адрес: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке, вид разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных. Администрацией района была размещена информация о приеме заявлений на передачу этого участка в аренду без права выкупа. Согласно приложению к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 ведение сельского хозяйства (код 1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Согласно этому же приложению выпас сельскохозяйственных животных (код 1.20) имеет вид разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных. Глава хозяйства заинтересован в приобретении в собственность сформированного земельного участка с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, поскольку он граничит с земельными участками, принадлежащими ему на праве собственности и используемыми в предпринимательской деятельности для сельскохозяйственного производства. На тех условиях, которые были опубликованы администрацией района, предприниматель не мог получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:32:0600006:2589, поскольку является индивидуальным предпринимателем. Предоставление же в аренду земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, возможно только гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, приобретение такого земельного участка в собственность невозможно в силу норм земельного законодательства. Между тем, суды пришли к выводу о наличии введенного в гражданский оборот земельного участка, схожего по характеристикам с заявленным предпринимателем. Суды признали, что в настоящем деле отсутствуют доказательства наличия у главы хозяйства права, о защите которого он просит суд, что влечет отказ в удовлетворении требований. При этом согласно части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. Суд положил в основу решения ничтожный договор аренды, заключенный 06.12.1999 администрацией сельского поселения и фиктивным кооперативом по животноводству. Указанное обстоятельство нельзя признать самостоятельным основанием к отказу органов местного самоуправления в удовлетворении заявления главы хозяйства в утверждении схемы расположения земельного участка и его формирования для сельскохозяйственного использования. Суды пришли к необоснованному выводу о том, что из заявления предпринимателя невозможно установить, подано ли оно физическим лицом для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, либо главой хозяйства в иных целях, поэтому администрация не имела возможности установить надлежащий правовой режим рассмотрения указанного заявления. Однако администрация района не указывала на это ни в своем отказе (письмо от 04.10.2019 N 93.30/1003), ни в отзывах, ни в судебных заседаниях. Этот вывод не соответствует обстоятельствам, установленным по делу, явно основан на предположении. Предприниматель не преследовал цель приобретать земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на льготных условиях (без проведения торгов), не указывал на это в заявлении от 26.09.2019. Однако суд исходил из того, что земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления таким хозяйством его деятельности с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса.
Администрация района в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Спорный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:1164, который изначально формировался как пастбище для использования жителями с. Ремонтное в целях выпаса сельскохозяйственных животных. В этой связи и заключался договор аренды земельного участка от 06.12.1999 N 110, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Ремонтненского района 06.12.1999. На сегодняшний день продолжает существовать потребность в использовании данного земельного участка в указанных целях (для выпаса скота) неограниченным кругом лиц. Администрацией района направлялся письменный запрос в администрацию поселения о возможности изъятия земельного участка из земель, предоставлявшихся ранее по договору для нужд жителей с. Ремонтное, в случае его неиспользования по целевому назначению. Администрация поселения представила свои возражения, подтвердив, что земельный участок используется для выпаса животных личного подсобного хозяйства жителями с. Ремонтное, проживающими по пер. Партизанский и на улицах: Аэродромная. Ленинская. Октябрьская. Набережная. Степная. Пушкина. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости формирования испрашиваемого земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных, что в свою очередь исключает возможность продажи образованного участка на аукционе. Администрация района не отрицает тот факт, что ранее заключенный договор аренды не соответствовал действующему законодательству, однако отказывая предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка, исходила из необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов в регулировании земельных отношений.
От администрации поселения отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От администрации поселения поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.09.2019 предприниматель обратился в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и образовании земельного участка с целью его приобретения для сельскохозяйственного использования. Площадь земельного участка - 1 841 010 кв. м (пастбища), кадастровый квартал 61:32:0600006, адрес местонахождения: Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 0,6-2,0 км по направлению на юг от с. Ремонтное. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрацией района письмом от 23.10.2019 N 93.2.1-25@/5397 отказано в удовлетворении заявления предпринимателя. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, в отношении которого глава хозяйства просит утвердить схему, находится в составе арендуемых кооперативом по животноводству с. Ремонтное земель и используется жителями с. Ремонтного для выпаса сельскохозяйственных животных.
К письму администрации района от 23.10.2019 приложено письмо администрации поселения от 04.10.2019 N 93.30/1003. В нем сообщается, что администрация поселения возражает против изъятия земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ), арендуемого кооперативом по животноводству, образуемый земельный участок расположен вблизи населенного пункта с. Ремонтное. Участок, в отношении которого глава хозяйства просит утвердить схему, находится в составе арендуемых кооперативом по животноводству земель и используется для выпаса животных жителями с. Ремонтного, проживающими на улицах: Аэродромная, Ленинская, Октябрьская, Набережная, Степная, Пушкина, переулок Партизанский.
Постановлением администрации района от 15.04.2020 N 276 "Об образовании земельного участка" образован земельный участок путем раздела участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 61:32:0600006, площадью 1 841 010 кв. м (пастбищ), с видом разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных. Адрес (описание местоположения): Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке.
По сведениям из ЕГРН земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для выпаса сельскохозяйственных животных площадью 1 841 010 кв. м поставлен на кадастровый учет 20.04.2020, ему присвоен кадастровый номер 61:32:0600006:2589.
На основании постановления главы администрации района от 14.05.2020 N 325 "О публикации в общественно-политической газете Ремонтненского района "Рассвет" информации об имеющемся свободном земельном участке" размещена публикация об имеющихся свободных земельных участках для предоставления гражданам в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных сроком на 3 года без права выкупа. Информация опубликована 21.05.2020 в общественно-политической газете Ремонтненского района "Рассвет" N 21 (10827).
Постановлением администрации района от 11.06.2020 N 384 на основании заявления Буцкого Александра Александровича земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:32:0600006:2589 площадью 1 841 010 кв. м, в том числе 1 841 010 кв. м пастбищ, адрес (описание местоположения): Ростовская область, Ремонтненский район, Ремонтненское сельское поселение, расположен примерно в 2 км по направлению на юг от с. Ремонтное, на 4 гуртовом участке с видом разрешенного использования - выпас сельскохозяйственных животных, предоставлен в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных сроком на 3 года без права последующего выкупа.
На основании указанного постановления, принятого в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, Буцкому А.А. по договору аренды от 17.06.2020 N 25, заключенному с администрацией района, предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:32:0600006:2589.
Глава хозяйства, ссылаясь на несоответствие действий органов местного самоуправления закону, нарушающих его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодекса.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются путем: подготовки заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; проверки уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи; принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Кроме того, пунктами 1, 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", пунктом 1 статьи 78, пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрена возможность предоставления фермерскому хозяйству для осуществления его деятельности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий в порядке, определенном Земельным кодексом.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Без проведения торгов продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству осуществляется: в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса); для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 10 пункта статьи 39.3 Земельного кодекса).
В пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса закреплено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Земельное законодательство связывает возможность подготовки схемы заинтересованным лицом с предстоящим предоставлением земельного участка. В зависимости от наличия оснований предоставления земельных участков на заинтересованное лицо могут быть мероприятия по подготовке соответствующей схемы. Суды при разрешении установили, что в заявлении, поданном в администрацию района главой хозяйства, как и в заявлении, поданном им в арбитражный суд, предприниматель указывает на передачу ему в собственность для сельскохозяйственного использования земель пастбищ. Между тем, в силу специального указания пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителю (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса). Глава хозяйства не является субъектом правоотношений, регулируемых подпунктом 19 пункта статьи 39.16 Земельного кодекса, в соответствии с которым земельный участок предоставлен Буцкому А.А. в краткосрочную аренду как гражданину для выпаса сельскохозяйственных животных без права его выкупа. Вопросы, связанные с продажей земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству регламентированы подпунктами 8 и 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса; предоставление в аренду для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств - подпунктами 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Между тем, из заявления главы хозяйства вообще не следует, подано ли оно о приобретении земельного участка Немашкаловым С.Н. как физическим лицом, для ведения крестьянского фермерского хозяйства либо в иных целях. Поскольку администрация района не имела возможности установить надлежащий правовой режим рассмотрения указанного заявления, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии нарушения публичного порядка оспариваемым отказом.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы главы хозяйства о незаконности оспариваемых им постановлений и решений органов местного самоуправления, нарушающих его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности подлежат отклонению судом округа. Материалы дела подтверждают, что земельный участок, приобрести который имеет намерение глава хозяйства (либо гражданин Немашкалов С.Н.), на протяжении длительного периода времени используется неограниченным кругом лиц (жителями с. Ремонтное) для выпаса принадлежащих им сельскохозяйственных животных. Действия и решения органов местного самоуправления, оспариваемые предпринимателем, не могут быть признаны незаконными, поскольку они направлены на обеспечение соблюдения основного принципа земельного законодательства, закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса о сочетании интересов всего общества и прав конкретных граждан. Исходя из фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора, удовлетворение требований главы хозяйства не будет отвечать названному принципу, а также повлечет нарушение баланса публичных и частных интересов. Суд округа не усматривает противоречий между выводами судов о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения судами характера спорного материального правоотношения. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств дела. Между тем несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении ими норм права.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 07.04.2021 N 10).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А53-7000/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы главы хозяйства о незаконности оспариваемых им постановлений и решений органов местного самоуправления, нарушающих его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности подлежат отклонению судом округа. Материалы дела подтверждают, что земельный участок, приобрести который имеет намерение глава хозяйства (либо гражданин Немашкалов С.Н.), на протяжении длительного периода времени используется неограниченным кругом лиц (жителями с. Ремонтное) для выпаса принадлежащих им сельскохозяйственных животных. Действия и решения органов местного самоуправления, оспариваемые предпринимателем, не могут быть признаны незаконными, поскольку они направлены на обеспечение соблюдения основного принципа земельного законодательства, закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса о сочетании интересов всего общества и прав конкретных граждан. Исходя из фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора, удовлетворение требований главы хозяйства не будет отвечать названному принципу, а также повлечет нарушение баланса публичных и частных интересов. Суд округа не усматривает противоречий между выводами судов о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения судами характера спорного материального правоотношения. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств дела. Между тем несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке имеющихся доказательств, не свидетельствует о неправильном применении ими норм права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2021 г. N Ф08-4523/21 по делу N А53-7000/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4523/2021
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3242/2021
01.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21332/20
10.12.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7000/20