г. Краснодар |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А32-11316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (ИНН 2312090437) - Мануйлова М.М. (доверенность от 15.01.2021), в отсутствие ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-11316/2020, установил следующее.
ООО "Горторгкомплекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и неосуществлении государственного кадастрового учета на нежилое здание трансформаторной подстанции ТП697-П (литера Г1) обшей площадью 55,3 кв. м, расположенного на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 97 с кадастровым номером 23:43:0404003:33, а также об обязании осуществить государственный кадастровый учет и произвести регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Решением от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением от 04.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявление от 11.09.2019 N 23/235/001/804/2019-3460 о регистрации права собственности общества на нежилое здание трансформаторной подстанции ТП697-П (литера Г1) подано в отношении объекта, не поставленного на кадастровый учет. При этом возможность проведения кадастрового учета объекта отсутствует ввиду непредставления обществом документов, предусмотренных законодательством. Общество отказ управления в постановке объекта на кадастровый учет не обжаловало. Суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что доводы общества о создании спорного объекта в 1970 году материалами дела не подтверждены. На государственную регистрацию, а также в материалы дела не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение у правопредшественника общества права собственности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению общества, суды не учли правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.09.2012 N 5698/2012, согласно которой объекты, возведенные до 1995 года не являются самовольными постройками, право собственности на здания, строения и сооружения, построенные до момента восстановления института частной собственности в отечественном законодательстве, возникает с момента восстановления этого института, за регистрацией права собственности следует обращаться в регистрирующий орган и в случае получения отказа обжаловать его. Податель жалобы полагает, что им избран единственно возможный способ регистрации права собственности на строение.
В отзыве на жалобу управление сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что 28.02.2018 осуществлена государственная регистрация реорганизации общества в форме присоединения к нему ООО "Завод алюминиевых и стальных конструкций", в результате которой последнее прекратило деятельность.
При этом ООО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" 31.07.2017 реорганизовано из ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций". В свою очередь, ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" учреждено в соответствии с постановлением Правительства "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе" от 29.03.1994 N 170 путем преобразования в него товарищества с ограниченной ответственностью фирмы "Лидер" (ранее экспериментальный ремонтно-механический завод N 8 - ЭРМЗ-8).
На момент присоединения ООО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" к ООО "Горторкомплекс" на его балансе числилось нежилое здание трансформаторной подстанции ТП697-П (литера Г1), общей площадью 55,3 кв. м, расположенное на земельном участке площадью 48 200 кв. м, по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 97 с кадастровым номером 23:43:0404003:33.
Обращаясь в суд, заявитель указал, что согласно имеющимся в распоряжении общества документов (инвентарная карточка учета объекта основных средств) здание возведено в 1970 году хозяйственным способом. С момента введения здания в эксплуатацию на основании внутреннего приказа, общество использовало его в хозяйственной деятельности, производило начисление амортизации и уплату предусмотренных законодательством налогов. При этом основная правовая регистрация здания не проведена.
11 сентября 2019 года общество обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете объекта и государственной регистрации права собственности на него. К заявлению представлены следующие документы: инвентарная карточка от 28.02.2018, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 11.09.2019 N 302, доверенность от 17.01.2018 Малова, устав от 29.06.2017, устав от 09.06.2014, устав от 17.10.2011, изменения в Устав от 20.11.2017, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.06.2001, технический паспорт здания (строения) от 15.01.2019 N 1338-к, договор купли-продажи земельного участка от 08.12.2005 N 535/251, постановление от 25.11.1996 N 1710 главы администрации города Краснодара, постановление от 25.10.1005 N 61, акт экспертного исследования от 29.04.2019, акт ввода в эксплуатацию законченного строительного здания от 01.08.1970 N 697/АВ.
При проведении правовой экспертизы, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий. В связи с тем, что спорный объект не поставлен на кадастровый учет, а также не представлен правоустанавливающий документ о праве заявителя соответствующий нормам действующего законодательства, государственная регистрации права собственности общества 20.09.2019 приостановлена сроком на три месяца, то есть до 20.12.2019.
Для устранения причин препятствующих государственной регистрации права собственности заявителю предложено обратиться с заявлением о постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, с приложением технического плана (пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, установлено, что одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке); представить правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимого имущества.
14 ноября 2019 года общество заявлением N 23/235/001/805/2019-2547 представило дополнительные документы: пояснения относительно правоустанавливающего документа от 14.11.2019; доверенность от 14.05.2019; заявление на постановку на кадастровый учет от 14.11.2019; опись документов от 14.11.2019 N 23-01.-235/3101/2019-3727.
Однако управление приняло отказ в осуществлении государственной регистрации прав по причине не устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Полагая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проводит проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые
совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным Законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если данным Законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные указанным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденные в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Суд апелляционной инстанции установил, что у общества отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект у ОАО "Завод алюминиевых и стальных конструкций" в результате реорганизации государственного предприятия (экспериментальный ремонтно-механический завод N 8 - ЭРМЗ-8). Напротив, заявитель утверждает, что объект возведен хозяйственным способом.
В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Отдельно указано и на то, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. Вместе с тем, для того, чтобы констатировать, что право продавца правопредшественника возникло в момент его создания необходимо установить, что соответствующее предприятие титулом на данное имущество располагало.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений судами норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены судебных актов не имеется.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили полную и надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены с исчерпывающим описанием в судебном акте мотивов их отклонения, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Ссылки заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А32-11316/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Отдельно указано и на то, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. Вместе с тем, для того, чтобы констатировать, что право продавца правопредшественника возникло в момент его создания необходимо установить, что соответствующее предприятие титулом на данное имущество располагало."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2021 г. N Ф08-4072/21 по делу N А32-11316/2020