город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2021 г. |
дело N А32-11316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Мануйлова М.М. по доверенности от 15.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 по делу N А32-11316/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа, об обязании, принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание Трансформаторная подстанция ТП697-П Литер Г1, обшей площадью 55,3 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 97 с кадастровым номером 23:43:0404003:33; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и произвести регистрацию права собственности на объект недвижимости.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью отказа в проведении государственной регистрации объекта - трансформаторной подстанции 1970 года постройки.
Решением суда от 20.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что здание трансформаторной подстанции было возведено правопредшественником истца хозяйственным способом. Суд учел, что регистрация объекта была приостановлена ввиду неполноты пакета документов, в установленный срок причины, вызвавшие приостановление, обществом не были устранены, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
С принятым судебным актом не согласилось общество, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не была учтена позиция Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11. Судом не учтено, что спорный объект не является самовольной постройкой, возведен до 1995 года, а право собственности на объект возникло еще у правопредшественника заявителя. При этом, общество также обращалось с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет в соответствии с установленной процедурой, однако в проведении кадастрового учета управлением также необоснованно отказано.
В отзыве управление указало на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.02.2018 осуществлена государственная регистрация реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (ООО "Горторгкомплекс") в форме присоединения к нему Общества с ограниченной ответственностью "Завод алюминиевых и стальных конструкций" (ООО "ЗАСК"), в результате которой ООО "ЗАСК" прекратило деятельность, ранее 31.07.2017 реорганизованное из ОАО "ЗАСК".
В свою очередь ОАО "ЗАСК" учреждено в соответствии с Постановлением Правительства "Об особенностях преобразования" в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе" N 170 от 29.03.1994 г. путем преобразования в него товарищества с ограниченной ответственностью фирмы "Лидер" (ранее экспериментальный ремонтно-механический завод N 8 - ЭРМЗ-8).
На момент присоединения ООО "ЗАСК" к ООО "Горторкомплекс" на его балансе числилось нежилое здание Трансформаторная подстанция ТП697-П Литер Г1, общей площадью 55,3 кв. м, (далее - здание), расположенное на земельном участке площадью 48 200 кв. м, по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 97 с кадастровым номером 23:43:0404003:33.
Как указал заявитель, согласно имеющимся в распоряжении общества документов (Инвентарная карточка учета объекта основных средств) здание возведено в 1970 г. хозяйственным способом. С момента введения здания в эксплуатацию на основании внутреннего приказа, общество использовало его в хозяйственной деятельности, производило начисление амортизации и уплату предусмотренных законодательством налогов.
При этом, основная правовая регистрация здания проведена не была.
11.09.2019 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание.
К заявлению были представлены следующий пакет документов:
- инвентарная карточка от 28.02.2018 -заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 302 от 11.09.2019 г.
- доверенность от 17.01.2018 Малова,
- устав от 29.06.2017
- устав от 09.06.2014
- устав от 17.10.2011
- изменения в Устав от 20.11.2017
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.06.2001
- Технический паспорт здания (строения) N 1338-к- от 15.01.2019 г.
- договор купли-продажи земельного участка N 535/251 от 08.12.2005
- постановление от 25.11.1996 N 1710 главы администрации города Краснодара
- постановление от 25.10.1005 N 61
- акт экспертного исследования от 29.04.2019
- акт ввода в эксплуатацию законченного строительного здания от 01.08.1970 N 697/АВ.
При проведении правовой экспертизы (предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
В связи с тем, что спорный объект не поставлен на кадастровый учет, а также не представлен правоустанавливающий документ о праве заявителя соответствующий нормам действующего законодательства, государственная регистрации права собственности ООО "Горторгкомплекс" 20.09.2019 была приостановлена, сроком на три месяца, до 20.12.2019.
Для устранения причин препятствующих государственной регистрации права собственности заявителю было предложено:
- обратиться с заявлением о постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, с приложением технического плана (п. п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, установлено, что одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке);
- представить правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимого имущества.
Заявителем 14.11.2019 заявлением N 23/235/001/805/2019-2547 был представлен дополнительный пакет документов к ранее представленному заявлению, а именно:
- пояснения относительно правоустанавливающего документа от 14.11.2019;
- доверенность от 14.05.2019;
- заявление на постановку на кадастровый учет от 14.11.2019;
- опись документов от 14.11.2019 N 23-01.-235/3101/2019-3727.
Однако, по мнению заинтересованного лица, причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, не были устранены заявителем.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ, 20.12.2019 заявителю было отказано в осуществлении государственной регистрации прав по причине не устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);
- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);
- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
11.09.2019 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание.
К заявлению были представлены следующий пакет документов:
- инвентарная карточка от 28.02.2018 -заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 302 от 11.09.2019 г.
- доверенность от 17.01.2018 Малова,
- устав от 29.06.2017
- устав от 09.06.2014
- устав от 17.10.2011
- изменения в Устав от 20.11.2017
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.06.2001
- Технический паспорт здания (строения) N 1338-к- от 15.01.2019 г.
- договор купли-продажи земельного участка N 535/251 от 08.12.2005
- постановление от 25.11.1996 N 1710 главы администрации города Краснодара
- постановление от 25.10.1005 N 61
- акт экспертного исследования от 29.04.2019
- акт ввода в эксплуатацию законченного строительного здания от 01.08.1970 N 697/АВ.
При проведении правовой экспертизы (предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
Как верно установлено судом, заявление от 11.09.2019 N 23/235/001/804/2019-3460 было подано в отношении осуществления государственной регистрации права собственности заявителя, в отношении объекта, не поставленного на кадастровый учет.
В судебном заседании от 17.12.2020 представитель общества пояснил, что в целях устранения причин приостановления регистрации подал в регистрирующий орган заявление о постановке спорного объекта на кадастровый учет. Указал, что судьба рассмотрения заявления о постановке спорного объекта на кадастровый учет ему неизвестна, отказ в постановке ему не поступал.
Определением от 17.12.2020 суд в порядке статьи 66 АПК РФ истребовал у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю копию отказа в постановке спорного объекта на кадастровый учет спорного объекта (если таковой имел место).
Во исполнение указанного определения в суд было представлено решение от 10.04.2020 N 23/20-74371, из которого следует, что обществу отказано в проведении кадастрового учета объекта, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета (по перечню), подтверждающие надлежащую приемку объекта и ввод его в эксплуатацию.
В соответствии с частью 13 статьи 24 ЗаконаN 218-ФЗ утверждена форма технического плана, требования к его подготовке, а также состав содержащихся в нем сведений (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 (далее- Требования N 953).
Частями 8,11 статьи 24, частями 1, 4 и 5 статьи 71 ЗаконаN 218-ФЗ, пунктом 20 Требований N 953 установлен состав документов, на основании которых сведения о здании (за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке и площади) указываются в техническом плане:
- проектная документация объекта недвижимости;
- а кто приемке в эксплуатацию объекта недвижимости, утвержденный в установленном федеральным законом порядке;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости);
- технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013 (в случае отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания);
- декларация, составленная и заверенная правообладателем объекта недвижимости (в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) вьщача вышеуказанных разрешений и проектной документации).
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства вполном объемев соответствии сразрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, объект, на который получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, может быть учтен в государственном кадастре недвижимости как здание или сооружение.
В связи с чем, если объект недвижимости, описанный в представленных документах, представляет собой объект, строительство которого завершено и не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Однако таких документов регистрирующему органу не было представлено.
Указанный отказ предметом судебного обжалования не являлся.
При этом, как верно отмечено судом, согласно п. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества.
Так, ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, обоснованным является вывод суда о том, что в связи с тем, что спорный объект не поставлен на кадастровый учет, а также не представлен правоустанавливающий документ о праве заявителя соответствующий нормам действующего законодательства, государственная регистрации права собственности ООО "Горторгкомплекс" 20.09.2019 была приостановлена, сроком на три месяца, до 20.12.2019.
Для устранения причин препятствующих государственной регистрации права собственности заявителю было предложено:
- обратиться с заявлением о постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, с приложением технического плана (п. п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, установлено, что одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке);
- представить правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимого имущества.
Заявителем 14.11.2019 заявлением N 23/235/001/805/2019-2547 был представлен дополнительный пакет документов к ранее представленному заявлению, а именно:
- пояснения относительно правоустанавливающего документа от 14.11.2019;
- доверенность от 14.05.2019;
- заявление на постановку на кадастровый учет от 14.11.2019;
- опись документов от 14.11.2019 N 23-01.-235/3101/2019-3727.
Однако причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, не устранены заявителем.
Отсутствие кадастрового учета является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации.
Приведенные доводы жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на неверном понимании норм материального права.
В частности, довод заявителя о том, что сложившейся судебной практикой возведенный до 1994 года объект не признается самовольной постройкой, могут быть приведены, например, при предъявлении иска по статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, но не в рамках ординарной административной процедуры постановки на кадастровый учет и регистрации права. Указанная процедура осуществляется по строго установленным правилам, и если заявитель не располагает в силу тех или иных причин необходимыми (указанными в законе) документами, такая регистрация либо постановка на кадастровый учет в ординарном порядке невозможны. В этом случае легализация объекта производится посредством иска о признании права.
Указанное само по себе достаточно для подтверждения правомерности отказа заявителю в признании незаконными решений Росреестра.
Дополнительно суд отмечает, что в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Также в пункте 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Отдельно указано и на то, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Вместе с тем, для того, чтобы констатировать, что право продавца правопредшественника возникло в момент его создания необходимо установить, что соответствующее предприятие титулом на данное имущество располагало.
Материалы дела не позволяют достоверно и бесспорно установить ни момент возведения объекта, ни наличие и основание возникновения права на них у правопредшественника.
Норма аналогичного содержания приведена в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", введенного в действие с 01.01.2017: права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости (часть 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости (часть 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 5 указанной статьи технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
Согласно пункту 8 указанной статьи Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Как видно, спорный объект не является ранее учтенным, в связи с чем в отношении него обязательно проведение кадастрового учета.
Кроме того, в рамках настоящего спора истец оспаривал незаконность действий регистрирующего органа, тогда как приведенные доводы жалобы могли были быть положены в основание иска о признании права собственности по статье 234 ГК РФ.
По этой причине, ссылка на позицию Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11, как указано выше, отклоняется,.
При таких обстоятельствах, отказ в удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 по делу N А32-11316/2020 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11316/2020
Истец: ООО "Горторгкомплекс"
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю